Волгодонск Суббота, 20 апреля

«Тут и куры, и свиньи свои были»: почему жители Шлюзов не спешили переезжать в Волгодонск

В районе «пятого» в Волгодонске до 60-х годов люди проживали в бараках, но после поселок Шлюзы официально не считался жилой частью города.

Местность между оросительным и судоходным каналами в Волгодонске называется «поселок Шлюзы» или просто «Шлюзы». Но формально жилых домов здесь не было вплоть до недавнего времени, с тех пор как там стали обустраиваться на постоянной основе дачники.

Жилым же поселком Шлюзы был в 50-х начале 60-х годов. Вначале там во временном жилье разместили строителей гидроузла, тут же строили лагеря для строителей-заключенных и казармы охраняющих их солдат. О той эпохе сохраняют воспоминания немногие волгодонцы. Среди них и Александр Ребриев.

Он родился в 1943 году в станице Подгоренской, там успел проучиться три класса в местной школе. В 1954 году родители решили переехать в Волгодонск. Там они получили работу на Цимлянском гидроузле Донского района гидросооружений. Но из Подгоренской семья молодых специалистов переехала непосредственно не в сам Волгодонск, а в поселок Шлюзы.

- Для нашей семьи выделили комнату в барке в поселке Шлюзы. Рядом еще стоял настоящий лагерь, где содержатся заключенные, которые работали на стройке. В памяти остался забор деревянных столбов с протянутой между ними колючей проволокой, вышки охраны по углам. Как сейчас помню, этот лагерь стоял на том месте, где современная улица Шлюзовская ответвлялась от Романовского шоссе в сторону кладбища. По другую сторону от лагеря стояли наши жилые бараки. Их штук восемь было. Все одинаковые, одноэтажные, с печным отоплением. Печи топили углем и дровами. Рядом с бараками были два больших склада: вещевой и продуктовый, и казармы для солдат, - вспоминает Александр Ребриев. - Чем хороши были Шлюзы, так это наличием земельных участков прямо у дома. Как стройка закончилась, люди стали брать землю, кто-то не только картошку держал, но и мелкую живность заводил. Поэтому и держались за свое жилье, хотя благоустроенным его назвать было сложно. Родителям еще и удобно было пешком на работу на 14 и 15 шлюзах ходить, - продолжает он.

Непосредственно Волгодонск, то есть только что отстроенный поселок вокруг площади Ленина, был настолько маленьким, что его можно было обойти за 5 минут. Большинство людей еще жили в Ново-Соленом.

- Про Ново-Соленый иногда говорили в шутку «столица». Больницы, магазины: все было в Ново-Соленом, а в Волгодонске еще только пару киосков работало. В третьем классе я учился в школе №1. Тогда это была единственная школа в городе. За школой улица Морская была перегорожена забором, там уже строились дома. На этом город и заканчивался. Гуляли мы в школьном дворе или в парке. Он тогда едва перестал быть голым пустырем. Деревья были тоненькие, едва тень давали. Вечерами молодежь и взрослые собирались на открытой танцевальной площадке, на том месте, где сейчас находится ресторан «Старая мельница». Фонтана в центре парка еще не было, там разбили обычную клумбу. Помнят мои ровесники и летний кинотеатр в «Юности». Хотя - кинотеатр, это громко сказано. Ближе к улице Советской, там где сейчас есть пустая заасфальтированная площадка, раньше был огороженный деревянным забором прямоугольник. На одной стороне забора вывешивали белое полотно для экрана, на другой стороне - устанавливали проектор. Летом внутрь заносили деревянные лавочки. Вот и весь кинотеатр. Самые ловкие парни, у которых не было желания тратиться на билет, залезали на деревья, которые едва не ломались под их весом, и смотрели кино бесплатно. А купаться мы ходили на водохранилище. Тогда лучший пляж в городе был на месте современного яхт-клуба. Теперь это место не узнать: все заросло, вода грязная и в тине, а 70 лет назад там был настоящий пляж с чистым песком. А на оросительный канал купаться мы не ходили. Тогда там промзона еще была, - рассказывает старожил Волгодонска.

Шлюзы оставались жилыми до 60-х годов. По словам Александра, поселок расселили в тот время, когда он служил в армии. В вооруженные силы он призывался еще из Шлюзов, а возвращался уже в Волгодонск, в квартиру в новом доме на улице Волгодонской, которую получили его родители.

Как расселяли Шлюзы, многие не хотели уезжать. Александр Ребриев вспоминает такую фразу, брошенную его родителями: «Тут и куры, и свиньи свои были, а в городе ничего не подержишь». Теперь на месте жилых бараков в Шлюзах раскинулись склады и мелкие предприятия. Из старых жилых построек в поселке сохранилась только кирпичная казарма путевых обходчиков рядом с железнодорожным мостом через судоходный канал.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
ШлюзыисторияВолгодонск
8
0
Народный репортер + Добавить свою новость