Волгодонск Четверг, 25 апреля

В Цимлянской сыну императора налили вино, а в Романовской калмык Алешка показал цесаревичу золотистого коня

Наследник престола цесаревич Николай Александрович Романов попробовал настоящее цимлянское вино и смотрел на калмыцких лошадей во время большого путешествия по России.

До 1917 года у императорской семьи и Области Войска Донского существовали особые традиционные связи. Казаки считалась особым привилегированным сословием, а наследник престола считался атаманом всех казачьих войск.

Со времен юности императора Александра Второго появилась и другая традиция. Образование наследника царя завершалось большим путешествием по России или гранд туром. В ходе длительной и неспешной поездки будущий царь знакомился со своей страной и подданными. Обязательным пунктом такого путешествия было посещение Дона и Новочеркасска. До строительства железных дорог в конце 70-х годов 19 столетия, которые связали Дон с Центральной Россией, самым удобным, но медлительным способом поездки было путешествие по Волге на пароходе. В Царицыне (Волгограде) пассажиры пересаживались на железную дорогу до Калача-на-Дону, где их ждал почтово-пассажирский пароход до Ростова. 

Именно по такому маршруту летом 1863 года отправился в большое путешествие старший сын императора Александра Второго цесаревич Николай Александрович Романов. 20-летний молодой человек должен был унаследовать престол Российской империи. Император Александр Второй предавал большое значение всестороннему образованию старшего сына. Лекции по разным областям гражданских и военных знаний молодому цесаревичу читали лучшие профессора Московского и Санкт-Петербургского университетов. Молодого цесаревича считали почти идеальным будущим царем: он был умен, красив собой, разбирался в людях, поддерживал реформы своего отца, отменившего крепостное право в России.

Программу поездки 1863 года разработал воспитатель цесаревича граф Сергей Строганов, а непосредственно в дороге цесаревича сопровождали профессора экономики Иван Бабст и юриспруденции Константин Победоносцев из Московского университета. Позднее, в период правления Александра Третьего и Николая Второго Победоносцев считался одним из самых влиятельных персон, оказывающий непосредственное воздействие на формирование внутренней политики Российской Империи. Отчеты о поездке Бабст и Победоносцев сразу публиковали в популярной газете «Московские ведомости». В следующем 1864 году публикации вышли отдельной книгой «Письма о путешествии Государя наследника Цесаревича по России от Петербурга до Крыма». Для нас наибольший интерес представляют главы из книги, посвященные визиту цесаревича в станицы Цимлянскую (Цымлянскую в старом варианте написании) и Романовскую.

В июне цесаревич со свитой отплыли из Санкт-Петербурга. Через несколько недель путешественники спустились по Волге до Астрахани на пароходе «Турист», откуда опять по реке вернулись в Царицын. Там путешественники пересели в поезд на недавно открытой Волго-Донской железной дороге, на котором добрались до Калача. В Калаче наследника и сопровождающих его лиц уже дожидался наказной атаман Войска генерал-адъютант Павел Граббе, предоставивший для комфортабельного продолжения путешествия колесный пароход «Казак». На «Казаке» цесаревич со свитой в первые дни августа 1863 года (по старому стилю) и приплыли в Цимлянскую.

- Когда мы подъехали ближе станица стала обозначаться явственнее, и берега запестрели виноградниками. В ту пору Цимлянская станица особенно оживлена ярмаркой, для которой устраивается особое временное помещение на левом, противоположном берегу Дона. Так что, когда мы подъезжали к станице, с обоих берегов неслись навстречу Великому Князю приветственные крики. Цимлянская станица приняла вид большого, населенного и торгового города. Сама ярмарка казалась местом оживленного торга, хотя, в сущности обороты ее незначительны, и торговля в ней производится всего более лесными товарами для местных потребностей, привозимых из Дубовки (город на Волге - «Блокнот»)и красным товаром (тканями), который привозят сюда офени (бродячие торговцы). Здесь вырос целый городок деревянных бараков и лавочек, здесь же появился лесной ряд из досок и брусьев, сложенных пирамидами. У берега стоят баржи и мачтовые лодки с товаром, который продается прямо с борта судна. От пристани надо еще более версту проехать до станицы, расположенной у подошвы крутых холмов,- описывали визит Победоносцев и Бабст.

Более всего гостей и самого цесаревича заинтересовали местные вина. Предусмотрительный Граббе выбрал в качестве места ночевки богатый дом казака Копылкова, известного винодела и отставного войскового старшины. Потомки старинного казачьего рода Копылковых живут в Цимлянске и в настоящее время. Сам Копылков в окружении детей и внуков встретил цесаревича хлебом и солью, а после удалился, предоставив дом высокому гостю. Летописцы поездки Победоносцев и Бабст отметили дисциплинированность казаков: видно, что здесь население привыкло к известной дисциплине. Каждый как будто знал свое место, и немногие рвались вперед.

- Вечером гостеприимный хозяин принес нам на пробу несколько бутылок вина, которым славится станица. В Цимлянской станице вино выделывается большей частью красное. Когда оно молодо, оно сильно пенится, имеет мало крепости и много сладости, что придает чистому вину необыкновенно приятный вкус. Здесь более всего любят пенистое и сладкое вино, и промышленники, применяясь к этому вкусу, портят его искусственным вспениваем и подслащиванием. У Копылкова пробовали мы вина всяких сортов и возрастов, начиная от молодых, до вин сорокалетней выдержки, - вспоминали гости винного вечера.

На другой день рано утром Александр со спутниками отправился на конную прогулку верхов вдоль. Тогда на протяжении почти 15 верст ниже Цимлянской тянулись сплошные виноградники. По пути всадники остановились у небольшого дома, в котором обитал старый казак. Он и поведал цесаревичу, что зарабатывает он на жизнь рыбой и вином, которого получает со своего небольшого виноградника до 30 литров в год.

памятник.jpg

Цимлянская в середине 70-х годов На фотографии Ивана Болдырева изображен памятный знак в честь проезда через станицу цесаревича Александра. Фотография из фондов Российской национальной публичной библиотеки.

Позднее Великому Князю показали станичный табун лошадей. В ожидании выезда цесаревича перед его квартирой во дворе собралась толпа народа. Тут же стояло множество возов, запряженных волами. Вдруг вся это масса зашевелилась, когда из ворот выехала компания всадников, впереди Великий Князь в своей казацкой форме, за ним свита, станичные чиновники и казаки. Они понеслись по равнине к табуну, вслед за ними побежала и поехала пестрая толпа в том же направлении, поднимая облако пыли. Когда стемнело, гости вернулись к ночлегу на пароход, а на пристани заиграл оркестр атаманского полка, специально вызванный в Цимлянскую из Новочеркасска.

- Народ хлынул к пристани. На палубе было очень хорошо. С одной стороны берег и пристань с народом, посреди толпы расположились музыканты атаманского полка. Они заиграли поппури из русских песен. Вперемешку с оркестром компания песенников пела хоровые русские и донские песни. Когда зажглись огни, около парохода появились небольшие лодки с отдельными группами любопытных зрителей. Они плыли в темноте и молчании, приглядываясь и прислушиваясь, но лишь только показывался у борта Великий Князь, пловцы кричали ура, бросали шапки в воду и ловили их веслами, - писали Победоносцев и Бабст.

Рано утром следующего дня, 4 августа по старому стилю, «Казак» прибыл к станице Романовской. В противоположность Цимлянской, Бабст и Победоносцев, описали ее как место «в голой степи, где торчали тощие деревца и кустики, но все вокруг было сухо и желто, пыль поднималась с немощеных улиц». Примечательно, но в 1853 году исполнилось только 12 лет с предыдущего переселения Романовской с левого на правый берега Дона.

В Романовской Великий Князь прослушал обедню в станичной церкви, а затем в сопровождении всего населения станицы отравился к калмыцким кибиткам, разбитым неподалеку от станицы в степи. Здесь большого гостя и повелителя встретила многотысячная делегация от донских калмыков, которые в то время наравне с казаками служили в Донском войске, за что и получили в свое распоряжение огромные кочевья от Дона до Маныча. У походного хурула, помещенного в большой кибитке, Великого Князя встретили традиционной музыкой. Калмыки-музыканты стояли перед кибиткой в два ряда. После в присутствии цесаревича прошло буддистское богослужение. По его окончании калмыки устроили конные состязания, состоявшие в укрощении еще необъезженных лощадей из табунов, только что пригнанных из Сальских степей. Великому Князю в подарок даже подвели золотистого коня из табуна местного заводчика-калмыка Алешки. По завершению конного праздника цесаревич отбыл на пароходе в Старочеркасскую.

Николаю Александровичу так и не суждено было стать царем и императором. Менее чем два года он скончался в Ницце от туберкулезного менингита. Его невеста и титул цесаревича перешел к его брату Александру, вошедшему в историю России под именем императора Александра Третьего. Через шесть лет Александр также совершил ознакомительную поездку по Дону, побыв в Цимлянской. В честь этого визита рядом со станичной пристанью был сооружен небольшой обелиск, позднее утраченный. После 1869 года будущие цари Цимлянскую уже не посещали, предпочитая добираться до областного центра в Новочеркасске по железной дороге.

Анатолий Козин

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
ЦимлянскоеРомановскаявино
1
0
Народный репортер + Добавить свою новость