«Жизнь во тьме»: как выживают слепые люди в Волгодонске
Читайте также:
- В Волгодонске откорректировали работу электронных табло на остановках (13.11.2024 21:12)
- Роспотребнадзор подтвердил случаи заболевания вирусом Коксаки в Волгодонске (13.11.2024 18:04)
- В Волгодонске по ряду улиц отключат свет для ремонта линий электропередач (13.11.2024 14:01)
Как живут люди лишившиеся зрения в Волгодонске: большой репортаж «Блокнота» к Международному дню слепых.
13 ноября в мире и в России отмечается Международный день слепых. Эта памятная дата была утверждена в 1984 году решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в память об известном французском педагоге Валентине Гаюи, основателе первых в мире учебных заведений и предприятий для незрячих людей и одного из первых тифлопедагогов, автора рельефного алфавита для слепых.
Зрение - наши ворота в окружающий мир. Через глаза человек получает 90% всей информации. Потеря или даже ослабление зрения — тяжелейший удар для человека, который полностью меняет жизнь, привычки, работу. Обитание во тьме, в мире звуков и запахов переводят незрячих в другое измерение.
Статистика говорит о том, что на конец 2023 года в России насчитывалось почти 450 тысяч слепых, из них 423 тысяч - взрослые и около 26 тысяч - дети. В Волгодонске по разным оценкам живут от 300 до более чем 400 человек с полной или почти полной потерей зрения. Но человека с белой тростью редко встретишь на улицах города. Быть слепым в Волгодонске — это во многом обитать в узком мире свой маленькой квартиры, в окружении родственников и немногочисленных знакомых. Слепота — это не только мир в оттенках черного, но и стигматизация и маргинализация человека. Нужно обладать немалой выдержкой и силой духа, чтобы вести в таких условиях жизнь, которую можно назвать полноценной.
Что мешает жить незрячим людям в Волгодонске?
В настоящее время в Волгодонском отделении Всероссийского общества слепых (ВОС) состоит более 300 человек, общее количество инвалидов по зрению и людей с ограниченными способностями по зрению в Волгодонске превышает тысячу человек. Но человека с белой тростью почти не встретишь на улицах города. Почему так происходит? Что мешает незрячим ощущать себя полноценными членами общества в Волгодонске? Блокнот решил разобраться в этой проблеме.
Пример правильно оборудованной входной группы с точки зрения доступности инвалидов по зрению в Волгодонске. Стоматологическая поликлиника в новом городе. На месте и табличка со шрифтом Брайля.
Качество и доступность городской среды в городе напрямую определяет, сможет ли человек с ограничениями по здоровью беспрепятственно и свободно передвигаться по городу. Разбитые тротуары, отсутствие понятной навигации делает передвижение по городу для инвалидов недоступным. Незрячих людей это касается едва ли не в первую очередь.
Зонирование Волгодонска по комфортности среды для незрячих людей. Красно-оранжевыми зонами выделены опасные места. По данным ВОС.
Что конкретно делает город доступным для незрячих людей. Здесь можно выделить несколько блоков:
- ровные тротуары с выделенной линией бордюров.
- встроенные в тротуары тактильные плитки на больших открытых общественных пространствах и перед входами в поликлиники, магазины и прочие общественные здания.
- цветовые полосы в местах остановки общественного транспорта, на входных дверях и лестницах. Ведь 85-90% всех людей в пробелами со зрением сохраняют частичное восприятие окружающего мира через глаза. Поэтому именно цветовая навигация является настолько важной.
- звуковое сопровождение работы светофоров на пешеходных переходах и громкое и четкое объявление остановок в общественном транспорте.
- наличие поручней вдоль стен в общественных зданиях для удобной навигации внутри.
Никакой навигации. Один из входов в единственный ТРЦ в Волгодонске
Из всего этого перечня в Волгодонске почти в полной мере выполняется только предпоследний пункт. Пешеходные переходы давно оборудованы звуковыми сигналами. В остальном же город представляет собой сплошную опасную зону для незрячих. Более того, даже там, где предпринимаются попытки выстроить навигацию для слепых людей, делается это бессистемно и без плана.
Тротуар "смерть незрячему". Ямы, разрушенные бордюры. Район улицы Черникова.
- У нас в городе очень слабая доступность. Не хочется говорить, что это единица по 10-балльной шкале, это будет слишком радикально. Но ниже 5 точно. Уже по состоянию улиц видно, что положение ужасное. Есть федеральный закон о социальной защите инвалидов. Статья 15 этого закона устанавливает, что государственные и муниципальные органы управления, а также предприятия всех форм собственности должны обеспечить доступность для инвалидов ко всем объектам. Если говорить просто - это простые элементы навигации для ориентации инвалида в пространстве. Даже на дверях частных магазинов должны быть яркие входные знаки, обозначающие вход. На первой и последней ступенях на входе и внутри зданий в обязательном порядке должна быть яркая полоса желтого или оранжевого цветов. И таких элементарных вещей часто просто нет. Отдельно необходимо выделить качество дорог. Я сейчас нахожусь в ситуации, при которой я мало того, что слепой, еще и вынужден передвигаться в инвалидной коляске. Уже на себе прочувствовал, как устроены пандусы в городе, там где они есть. Это ужас! - рассказал «Блокноту» председатель волгодонского отделения Всероссийского общества слепых Евгений Пащенко.
Председатель ВОС в Волгодонске Евгений Пащенко
В городе при разработке программ благоустройства только на одной улице попытались создать дорсальную среду для навигации. В уже далеком 2013 году на улице 50 лет СССР в старой части города впервые в городе сделали полную укладку тактильной плитки на всем протяжении пешеходной зоны от улицы Морской до улицы Горького. В качестве пилотного проекта 50 лет СССР была выбрана по двум причинам — там находится местное отделение ВОС и Департамент труда и социального развития, который регулярно посещают незрячие люди для оформления льгот и прочих пособий. На этом развитие городской среды в городе, дружелюбной к слепым, к сожалению, завершилось.
Дорожный знак на улице 50 лет СССР
С Евгением Пащенко согласна его помощница Наталья Рыженко. Она частично сохранила зрение, но по улицам все равно передвигается с трудом. Живет она в Красном Яру, где в некоторых местах нет не то что тротуаров, а даже дорог. И в городе она предпочитает в одиночку не ходить. По ее словам, дополнительные проблемы создают бесконечные ремонты коммуникаций. Дело это нужное, но на той же улице Ленина во время замены теплотрассы, безопасность для слабовидящих и незрячих пешеходов обеспечена не была.
Наталья Рыженко
- Есть в городе места, где пройти слепому человеку просто невозможно. Например, это зона, где ведутся ремонтные работы на теплосетях по улице Ленина в районе первой поликлиники. Все раскопано, все в канавах, мостки шаткие и ненадежные. Сама недавно там шла, было просто страшно. У меня трубчатое зрение (патологическое состояние, характеризующееся частичной или полной потерей способности к периферийному обзору — ред.), ориентирование в пространстве крайне затруднено. И я сама чуть не упала в эту яму! В центре города я одна не рискну идти без сопровождения. Даже на площади у торгового центра: никакой навигации, множество выемок. Пройти там очень сложно. И важное дополнение: некоторые светофоры в городе имеют слишком короткий временной режим для пешеходов. Слепой человек просто не успевает пересечь улицу! Светофор перестает гудеть, а человек только до середины улицы дошел! - рассказала Наталья Рыженко.
Привокзальная площадь Волгодонска. Пример слабой проработанности навигации для инвалидов по зрению. От подземного перехода тактильная дорожка ведет к зданию автостанции, а по направлению к железнодорожному вокзалу ее нет.
Наталья Рыженко обратила внимание и на некоторую халатность при проектировании и ремонте общественных пространств. Яркий пример этого - обновленная поликлиника на улице Ленина. Внутри здания поликлиники навигацию для незрячих сделали, а перед ней — просто забыли.
- И вот например, недавно отремонтированная площадь перед поликлиникой на Ленина. Навигации на ней нет, хотя внутри поликлиники после ремонта стало удобнее — появились поручни по коридорам, за которые можно держаться и идти. Но для слепых людей желательно получать талоны в день посещения поликлиники. А ведь слепому человеку очень трудно сначала ехать в поликлинику за талоном, а потом возвращаться для посещения врача. И в поликлинике нет сопровождения для слепых. Если человек полностью или почти незрячий, то добраться до нужного кабинета крайне сложно, - рассказывает Наталья Рыженко.
Ложная навигация на перекрестке улиц Морской и 50 лет СССР. Тактильная дорожка начинается ниоткуда и ведет в никуда.
Что может сделать город? По словам Евгения Пащенко, начинать нужно с малого. При ремонте городских коммуникаций просто делать ровные тротуары с бордюрами, обязать предпринимателей наносить яркую маркировку на входные группы. При составлении более дорогостоящих проектов создания или реконструкции общественных пространств заранее продумывать систему навигации для инвалидов. При систематической работе такие вещи не потребуют значительных затрат. Нужно только начать их делать.
Улица Ленина. Ремонт теплосетей. Для человека с ослабленным зрением - крайне опасное место.
- Есть целое море точечных проблем. Самая первоочередная задача - это поэтапное приведение в порядок тротуаров и бордюров. Это наиважнейшие ориентиры для людей с ослабленным зрением при передвижении по городу. Второе — это цветовая навигация на входах в магазины и иные учреждения или предприятия. Для бизнеса это не настолько крупные затраты, чтобы избегать их. На транспорте водителям автобусов и троллейбусов важно стараться парковаться рядом с остановкой, а в не отдалении от нее. Слепой или незрячий человек часто просто не понимает, где делает остановку общественный транспорт. Люди часто жалуются как раз на работу транспорта. Бывают жалобы на отсутствие голосового объявления названия остановок. Но эта проблема решается оперативно. Еще одна проблема — это работа светофоров со звуковыми сигналами. На наиболее загруженных и шумных улицах звуковой сигнал светофора просто не слышно. Вот пример, близкий в нам. Пешеходный переход через улицу Горького у Департамента труда и социального развития. Туда ходят пенсионеры, инвалиды, в том числе и по зрению. Люди как раз жалуются на тихую работу звукового устройства светофора. А ведь это тоже один из способов обеспечения доступности среды для слепого или слабовидящего человека,- утверждает Евгений Пащенко.
Магазины на 30 лет Победы. Незрячим здесь, как видно, не особенно рады.
Могут ли незрячие люди работать?
Слепота — это не только потеря связи с внешним миром. Но и огромные проблемы с трудоустройством и вообще поиском своего места в мире. Стать слепым — значит быть инвалидом с небольшой пенсией. Хорошо, если у человека есть близкие люди, готовые поддержать его. Но чем занять свою жизнь, когда мир вокруг становится зыбким и нечетким, а затем и вообще наступает тьма? Варианты для трудоустройства и работы для инвалидов в Волгодонске есть, но идеальными их назвать нельзя.
В Волгодонске нет специализированного предприятия, где могут работать незрячие люди. Нет и специально оборудованных рабочих мест на обычных городских предприятиях, будь они в частной или государственной собственности. В целом программа по представлению рабочих мест для инвалидов в городе, пусть и со скрипом, работает, но со слепыми людьми иметь дела никто не хочет. Фактически люди с белой тростью остаются вне программы по трудоустройству. Рабочие места создаются для менее проблемных с точки зрения работодателей групп инвалидов.
Последние десятилетия вообще оказалась двойственными с точки зрения социализации незрячих людей. Развитие интернет и компьютерных технологий позволило работать из дома удаленно в профессиях, которые, казалось бы, требуют полноценного зрения. Вдобавок на место огромным книгам со шрифтом Брайля пришли аудио-книги. В результате сейчас изучение тактильного алфавита уходит на второй план. Таблички с надписью шрифтами Брайля (те самые точки) еще вешают на официальных учреждениям, но большинство людей с проблемами с органами зрения этим способом чтения уже не владеют. При этом, исчезла или сильно сократилась сеть государственных предприятий, которые давали работу слепым людям. Вне ряда городов, где такие производства сохранились, найти работу слепому человеку стало практически невозможно. Особенно остро такая проблема касается малых и средних городов, к которым относится и Волгодонск.
Современные технологии позволяют работать с текстами даже при полной потере зрения
У Евгения Пащенко с детства было ослабленные зрение - сначала близорукость высокой степени, позднее началась отслойка сетчатки. В 27 лет он полностью потерял зрение. Пытался ездить на лечение в различные клиники, делал операции. Но ничего не помогло. Более 20 лет он живет во тьме. Но это не помешало ему закончить вуз, освоить профессию юриста и далее вести частную практику. Он работы юристом он отказался после того, как создалось общество слепых в Волгодонске. Но в целом в Волгодонске есть большие проблемы с трудоустройство для незрячих людей
- Программы экранного доступа дают возможность работать на компьютере, получать профессию и работать с документами. В институт на юридический факультет я поступал полностью незрячим. И окончил я вуз, потом вел частную юридическую практику. В широком смысле человек даже с полной потерей зрения в Волгодонске может жить. Нужно из кожи вон лезть, чтобы стараться найти удаленную работу. Но конкурировать слепому человеку со зрячим специалистом в той же сфере тяжело. Есть и иные виды деятельности. Есть сложности с получением профессии. Этот перечень ограничен. Это юрист, музыкант, преподаватель. Но как в школе отнесутся, если на работу придет устраиваться слепой учитель. Есть и специальности массажистов. Существуют специализированные унитарные предприятия, которые организуют рабочие места для слепых и слабовидящих. Ближайшее от Волгодонска предприятие такого рода находится в Таганроге. Там собирают хомутики для автомобилей. Это однообразная неквалифицированная работа. Но чтобы получить работу даже такого рода, необходимо переезжать в другой город. Если инвалид живет в Таганроге, то это будет определенная приплата к пенсии. А что делать человеку из другого города? Заработная плата при этом будет уходить на съем квартиры. Если переезжать, то с семьей. Зарплата в итоге будет выходить копеечной и такой переезд себя не окупит. Получается замкнутый круг. А если жить в Волгодонске, то найти работу здесь на порядок труднее. Условно, повезет найти одному человеку из 100.
Город, к сожалению небольшой, и специализированных предприятий у нас не было. Пытались кустарно делать крышечки, сетки. Ранее государство могло обязать предприятия предоставить специализированные рабочие места для инвалида по зрению. Сейчас есть система квотирования рабочих мест, но для незрячих она практически не действует. Нормативная база есть, но мест для трудоустройства нет. Условия отсутствуют. Вот возьмем, к примеру «Атоммаш», высокотехнологичное предприятие. Куда туда устроить слепого инвалида? В цехах огромные движущиеся механизмы. Как там находиться слепому? Фактически он работать там не сможет. Сам я пытался в свое время устраиваться через Центр занятости, но это закончилось ничем. Потом уже самостоятельно занимался юридической практикой в частной порядке, клиентов искал удаленно, - рассказывает он.
Где незрячие люди могут найти себя
Центральная библиотека
Даже в полной темноте жизнь не заканчивается. В июне 1951 года в районном центре в станице Романовской было создано отделение Всесоюзного общества слепых, в 1960 году переименованное в Волгодонское общество слепых. Вот уже много лет на первом этаже дома на 50 лет СССР в несколько нескромных комнатах встречаются и общаются люди, которые не могут смотреть на мир обычным образом. Большинство незрячих в Волгодонске хорошо знают друг друга. В Волгодонске при отделении ВОС существует даже ансамбль русских народных песен.
- Наша жизнь — это не только проблемы. У нашего общества есть свой ансамбль русских народных песен «Дончане». Мы постоянно встречаемся и проводим досуг вместе. Проводим турниры по шашкам, шахматам домино. Даже мини-бильярд есть. По давней традиции, проводим дни окрошки и урожая. Люди приходят, приносят дары с огородов. Тут же делаем салаты и общаемся за едой. Еще мы активно взаимодействуем с модельной центральной библиотекой по улице Ленина. Они для слепых и маловидящих регулярно проводят большие культурные программы: просмотр фильмов с тифлосопровождением, организовывают часы творчества. Так 28 октября там проводили мероприятие, посвященное жизни и творчеству Савелия Крамарова. Было очень интересно, - рассказывает Евгений Пащенко.
Специальное устройство для прослушивания аудио книг
Центральная библиотека на улице Ленина действительно оказалась самым дружелюбным пространством для людей, потерявших возможность видеть. В местном видеозале показывают фильмы для слепых с закадровым комментированием, есть и отдельный фонд книг для слепых и слабовидящих людей.
- Библиотека давно сотрудничает со Всероссийским обществом слепых. Мы регулярно проводим большое число мероприятий для незрячих людей. Но именно в этом году в библиотеке было реализовано такое мероприятие, как «Вижу книгу сердцем». В рамках этого проекта библиотека закупила специальные тактильные настольные игры. В библиотеке регулярно демонстрируются диафильмы для взрослых и детей. В медиа зале есть тифлокинотеатр. Там показывали недавно «Анну Каренину! - рассказала «Блокноту» сотрудница библиотеки Светлана Дейникина.
Часто кажется, что проблемы слепых людей — это нечто далекое и не нужное. Зачем, к примеру городу тратить деньги на тактильную плитку? Но от этой страшной напасти на протяжении жизни не застрахован никто. А стремление сделать город удобным для незрячих людей делает его лучше для всех жителей. Слепота — это не конец жизни. Увидев на улице человека с белой тростью, помогите ему перейти по пешеходному переходу или сориентируйте в пространстве.
Константин Прибрежный
Новости на Блoкнoт-Волгодонск