Волгодонск Среда, 07 декабря
Общество, 31.03.2022 14:45

«Жюри попросили мэра купить мне профессиональный баян»: московский музыкант с волгодонским прошлым Стас Малышев

В 1995 году члены жюри Международного конкурса в Туле обратились к мэру Волгодонска Вячеславу Хижнякову с просьбой приобрести победителю конкурса, 14-летнему Стасу Малышеву, профессиональный баян. Подростку тогда удалось победить в конкурсе на обычном школьном баяне. Сегодня ему 41 год, он проживает в Москве и достиг множества творческих успехов на музыкальном поприще.  

Героем рубрики «Мы из Волгодонска» стал 41-летний Станислав Малышев, который родился в Волгодонске и с детства увлекался игрой на баяне, окончил музыкальную школу имени Рахманинова. Сейчас он проживает в Москве, является чемпионом мира по игре на цифровом баяне. В интервью «Блокноту» музыкант рассказал об основных этапах своей жизни, подаренном мэром Волгодонска профессиональном баяне, об отличии цифрового баяна от акустического и многом другом.

Расскажите о себе и своем детстве. Чем вы увлекались?

Я родился в Волгодонске 1 марта 1981 года, мне 41 год. Родители познакомились в Волжске, поженились и почти сразу переехали в Волгодонск по распределению молодыми специалистами инженерами-конструкторами. Папа - на «Атоммаш», мама - на радиозавод. В детстве я очень много болел, в какой-то момент мама даже не знала как и быть, потому что все шло к тому, что я умру. Из больниц со мной не вылезала. Может быть, поэтому я был послушным и тихим ребенком. Видимо, сил не было на то, чтобы проверять на прочность нервы родителей.


Стас Малышев в 1996 году

Учился самым обычным образом в школе №24, а во втором классе пошел в музыкальную школу и буквально вся сфера интересов сместилась в сторону занятий музыкой. Особо ничем не увлекался - только музыка. Ну и, разве что, книги в жанре фантастика.

При каких обстоятельствах и когда произошло ваше знакомство с музыкой, а в частности - с баяном?

Я хорошо помню этот момент, был третий по счету урок, после которого я абсолютно уверенно понял, что влюблен в музыку по уши. И занятия в музыкальной школе стали для меня самым главным в тот период жизни. Бабушка с мамой «воевали» за меня почти год. Мама хотела и видела меня за роялем, а бабушка за баяном. Помог случай, я увидел как-то по телевизору выступление какого-то баяниста, он играл так легко и обаятельно, улыбался... И я захотел учиться на баяне. Примерно в августе того года, перед началом музыкальной школы, мне бабушка с дедушкой купили баян. И почти все оставшееся время до школы я сидел на балконе и «играл».


Станислав Малышев - второй слева в верхнем ряду

Каких успехов вы добились в Волгодонске на музыкальном поприще?

С родителями в Волгодонске я прожил первые 15 лет своей жизни. И каждый год на музыкальном поприще был невероятный стимул, я готовился к какому-нибудь очередному конкурсу. Азарт был большущий: дополнительные многочасовые занятия, многочисленные обкатки конкурсных программ и выступления. Произведение по-настоящему дозревает только на сцене, на публике.

Самым большим успехом волгодонского творчески-учебного периода была победа на Международном конкурсе имени Николая Белобородова в Туле в 1995 году. В этом конкурсе был Гран-при. Причем, конкурс получилось выиграть на обычном школьном трехрядном баяне. Своего у меня не было, жили мы в лихие 90-е, скажем мягко, не богато. И весь состав жюри конкурса, прям там, в Туле, пишет письмо-ходатайство мэру Волгодонска с просьбой выделить деньги на приобретение профессионального концертного баяна. Это, конечно, невероятно. Это было самое обыкновенное чудо. С инструментом все получилось, и в Москву я уже поехал учиться со своим концертным баяном.

Выступление 14-летнего Стаса Малышева в Туле, 1995 год

Как вы оказались в Москве?

Моя учительница в музыкальной школе, заслуженный деятель культуры России Галина Ивановна Крылова, долго продумывала и просчитывала варианты, куда бы мне и к какому педагогу поступать продолжать обучение. Определяющую роль в этом решении сыграл заслуженный артист РФ Юрий Васильевич Шишкин -  ростовский баянист-уникум. Именно он посоветовал ехать в Москву, в класс к профессору Российской академии музыки имени Гнесиных, народному артисту РФ, композитору Вячеславу Анатольевичу Семенову. В свое время Юрий Васильевич Шишкин учился именно у него.

Какое у вас образование?

После девятого класса общеобразовательной школы и, одновременно окончив музыкальную, поступил в Музыкальный колледж Московского государственного института музыки имени Альфреда Шнитке. Далее был Институт имени Шнитке - три курса и степень бакалавра. После я стал магистром, окончив два курса Российской Академии музыки имени Гнесиных.

Музыкальная деятельность сейчас - ваша основная деятельность? У вас есть семья?

С недавнего времени для меня музыка основная деятельность, чему очень рад. Но был период в жизни, продлившийся 12 лет, когда основным заработком была немузыкальная профессия - я работал официантом, продолжая при этом заниматься музыкой в режиме вольного художника и иногда, по мере возможностей, выступая и гастролируя.

Также на протяжении многих лет я люблю театр, и случилось так, что уже в нескольких спектаклях играю в качестве и музыканта, и актера, хотя актерского профессионального образования у меня нет, и свои силы здесь оцениваю скромно и трезво. Но друзья актеры и режиссеры помогают восполнять пробелы актерского мастерства. Дружба - великая вещь, особенно, если она еще и такая творческая и настоящая.


В Москве я с 1996 года. Долгие годы учебы, любовь просто с первых часов к этому городу и, в последствии появившаяся здесь же семья, определили мою жизнь именно здесь. Трое наших детей были очень нами желанны и ожидаемы, пришли к нам достаточно рано - мне было 23, а жене 20, когда родилась первая дочь. Через два года мы познакомились со второй дочерью, а еще через шесть лет уже с сыном. Сейчас, в мои 41 год, старшей дочери уже 18 лет, она учится на втором курсе Московского киноколледжа на режиссерском факультете.

В вашем профиле в социальной сети указано, что вы еще и аранжировщик и композитор. Расскажите о данных видах деятельности. В каких проектах уже поучаствовали?

Аранжировщиком с таким инструментом в руках не быть просто невозможно. В свое время мой профессор Вячеслав Семенов сказал пророческие слова: «С этим инструментом нужно только креативить, находить новые сочетания, звуки... Повторять на нем пианиста, органиста, баяниста и даже оркестр нельзя, последние вживую сыграют гораздо лучше и убедительнее. А вот найти в цифровом баяне такой звук, который не смогут родить все вышеперечисленные вместе - вот это путь цифрового баяна».

С недавних пор начали приоткрываться новые возможности с этим инструментом, потихоньку начали рождаться и мои произведения. Пока их мало, ни одно еще широко не опубликовано, но начало положено. Благо, для записи инструмента не нужна специальная студия, он подключается через звуковую карту к ноутбуку и в любом редакторе можно по партиям записывать свои музыкальные мысли, идеи, треки, аранжировки.


Уже на протяжении нескольких лет у нас с Юрием Шишкиным родился и живет тандем-дуэт: акустический и цифровой баяны. Юрием Васильевичем были сделаны транскрипции оркестровых полотен для двух баянов. Моя партия, в свою очередь, аранжирована мной. Итог - красивейший эксперимент, аналога которому сейчас в России, по крайней мере, я не слышал.

Еще из совсем необычного: очень теплые воспоминания от экспериментального проекта на неделе моды Mercedes Benz Fashion Week в 2017 году в Москве, где силами цифрового баяна был полностью озвучен модный показ дизайнера Юлии Николаевой. Это было очень непривычно и круто.

Чем цифровой баян отличается от обычного? Почему вы решили играть именно на нем? Какие композиции исполняете?

Цифровой баян - это как отдельная и совсем другая планета по сравнению с акустическим. Это принципиально иной по природе инструмент, и от акустического он отличается почти всем: звуком, управлением этим звуком, работой совсем других групп мышц во время игры. Но самое фундаментальное отличие в том, что играя на таком инструменте, нужно мыслить принципиально по другому, по новому.

Я недавно общался с профессиональным летчиком Александром Григоровым. Он, кстати, также музыкант, звукорежиссер и живет в Волгодонске. Он рассказал мне любопытную вещь. Оказывается, управлять вертолетом гораздо сложней, чем самолетом. В вертолете мышление принципиально другое, и далеко не каждый летчик сможет «пересесть» на вертолет. С цифровым баяном примерно такая же история.

Да поймут меня правильно коллеги-акустики, я никоим образом не умаляю классического, акустического баяна. Начав осваивать баян цифровой, уже через какое-то время, задним числом я понял, что же меня не устраивало в акустическом инструменте, не давало покоя - мне в нем было тесно. Подсознательно искал новые краски, объемы звука, исполнительские возможности, мощь и тонкость целого оркестра и, наряду с этим, компактности и мобильности, чтобы этим всем управлял я один и не зависел от какого бы то ни было коллектива.

И в самом начале занятий на нем помню ясно оформившийся внутри вопрос, обращенный ни много ни мало к самому Богу: возможно ли на этом инструменте, в котором синтезированный и «неживой» звук, одухотворять, играть живую музыку от сердца к сердцу? И этот вопрос вот уже на протяжении 10 лет встает передо мной с каждым новым произведением в моей программе. Музыка ко мне приходит разная - разные жанры, композиторы, стили, эпохи. Как правило, если сольный концерт, то это калейдоскоп аранжировок сочинений разных композиторов.

Вы являетесь чемпионом мира в категории Digital Accordion, USA 2021. Что это был за конкурс?

Accordion Star International - последний мой конкурс, который проходил в США в разгар пандемии и, благодаря этому, кстати, проходил в онлайн-формате. Состав судейской команды был просто потрясающий - 50 членов жюри буквально со всего мира. Более 200 участников совокупно во всех категориях. По правилам конкурса нужно было предоставить видео конкурсного выступления одним дублем, без монтажа. Ну и каждый член жюри, находясь у себя дома, отслушивал эти записи и отправлял в оргкомитет свои баллы. Далее эти баллы, как на большинстве соревнований, сводились, и картина становилась ясна.


Это был для меня новый опыт. Оказалось, играть на камеру, без публики, без отдачи живых присутствующих слушателей гораздо сложней.

В моей конкурсной программе были произведения, которые в другой ипостаси, оркестровой, несколько лет назад выигрывали Гран-при в конкурсе оркестров в Европе.

Дело в том, что несколько лет назад в моей жизни появилась редкая по нашим временам еще одна настоящая творческая дружба! Мой старший творческий друг из Карелии, прекрасный музыкант и дирижер оркестра баянистов-аккордеонистов Андрей Дмитриченко, позвал меня съездить с его коллективом на гастроли в Финляндию. Мы это предприняли, и очень здорово все сложилось. Цифровой баян добавил новых красок его оркестру. Конечно же, я играл и сольно. Но вот два произведения из его оркестровой программы особо запали в душу. После некоторых раздумий я попросил у Андрея ноты этих пьес, родились новые аранжировки и впоследствии они снова на сцене, в этот раз виртуальной, в новом амплуа цифрового баяна, и вновь победа.


Международный конкурс баянистов в Сербии


Стас Малышев и дирижер оркестра баянистов-аккордеонистов Андрей Дмитриченко в Финляндии

Часто бываете в Волгодонске? Что вам в городе нравится и что не нравится?

Я бываю в Волгодонске несколько раз в год, у меня там живет папа и старшая сестра. Я их навещаю, приезжаем с детьми. Бывает, выступаю в Волгодонске с концертами, но это бывает нечасто. В городе мне всегда нравилось теплое время года. Помню, как в детстве гулял по степи в жарище, 40 градусов в тени, солнце палит, а мне так хорошо. В такую жару у меня наступала такая ясность ума... Это невероятно. О чем я только не думал в такие моменты. Ходили с друзьями на пляж купаться или ездили на дачу на велосипеде по степи. Не могу сказать, что не нравится в Волгодонске - я много лет там не живу, поэтому не знаю, как город без меня изменился. Когда приезжаю, люблю гулять или кататься на велосипеде в районе дамбы на В-9.

Андрей Мордвинов

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Мы из Волгодонска  
ВолгодонскМосквановостимузыкабаян
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость
s1