Волгодонск Понедельник, 25 ноября
Общество, 29.01.2022 16:02

«Мы ходим по дну исчезнувшего Сарматского моря»: как работающий с космическими кораблями экс-волгодонец изучает древнюю историю Дона

Новым героем рубрики «Мы из Волгодонска» стал краевед Денис Сысоев.

Среднестатистический человек часто не любопытен. Мы можем хорошо знать курорт за тысячу километров от Волгодонска, но совершенно не представляем, что происходит за порогом дома.

На взгляд типичного волгодонца наш город окружают однообразные унылые степи, где нет и не может быть ничего интересного. Но если задаться целью узнать больше об истории родного края, то сразу встает вопрос о поиске достоверных источников информации. Тем интереснее, когда сами волгодонцы начинают познавать родные места.

Денис Сысоев вырос в Волгодонске, но высшее образование уехал получать в Московском авиационном институте. Сейчас он работает на одном из предприятий авиаракетного профиля в подмосковском Королеве, но и не забывает родной город. У Дениса Сысоева - непривычное хобби. На работе он буквальном смысле помогает стране покорять космос, а во время отпусков в Волгодонске изучает далекое прошлое Донского края, времена, когда человек разумный только пришел в эти места.

Зона интересов краеведа - это природа, история, геология, география и палеогеография Донского края в широком понимании, то есть не только Ростовской, но и Волгоградской областей. Кто знает, где в Волгодонске находятся следы древнего моря, какова причина возникновения огромных массивов песков в долине Дона, в каких условиях возникли местные «горы» Донецкий кряж, живописные отроги и складки которого видят все, кто путешествует между Каменском, Белой Калитвой и Шахтами? Ответы на этим и другие вопросы Денис Сысоев публикует на портале «Степной следопыт».

Когда и где ты родился? Твои родители из Волгодонска, или как многие горожане приехали в наш город уже взрослыми?

Прежде всего я хотел бы поприветствовать читателей «Блокнот-Волгодонск». И поблагодарить само издание за возможность ответить на вопросы. Я сам регулярно читаю «Блокнот-Волгодонск», считаю его очень интересным и качественным. Особенно хотел бы отметить статьи по истории города и его окрестностей. Я родился в 1974 году на Урале, в Свердловской области, город Нижняя Салда. Родители там работали. В Волгодонск мы переехали в 1979 году. Урал навсегда остался в моей памяти детскими впечатлениями. Считаю себя уральцем по происхождению. Но Волгодонск – город моего школьного детства и юности. В Волгодонске я, скажем так, прижился, сформировался, акклиматизировался. Приятный простор, большая вода, хороший климат.

Расскажи о своих школьных годах. Какие яркие воспоминания остались? В какой школе учился? Какие предметы были самыми любимыми, в каких профильных предметных олимпиадах участвовал?

Школьные годы были самыми обычными позднесоветскими школьными годами. Учился я в школе №13, в Новом городе. Все 10 лет, с первого по выпускной классы, с 1982 по 1992 годы. Пользуясь случаем, хотел бы передать огромный привет одноклассникам, школьным друзьям, и огромное спасибо учителям. Какие-то любимые предметы, наверное, выделить затруднительно. Нравилась история, но и физика тоже нравилась. Школу окончил без троек, но и без особых наград.

Яркими воспоминаниями остались, конечно, поездки в колхоз на уборку разных урожаев. И школьная военно-спортивная игра «Зарница», которая проводилась в углу, образованном Мокро-Соленовской балкой и Цимлянским водохранилищем. Еще вспоминается из школьного времени экскурсия на Атоммаш и на строившуюся Ростовскую атомную станцию. Впечатления от масштабов сооружений и вообще от производства навсегда остались в памяти.

Внешкольные развлечения тоже были. Махнуть куда-нибудь, например, на Третью балку, на велосипедах.

Куда поступил после школы? Чем был обусловлен выбор профессии (в профиле у тебя указан МАИ)? Чем запомнились студенческие годы? Планировал после окончания вуза возвратиться в Волгодонск?

В детстве увлекался тематикой космоса, разной летательной техники. Плюс родители на Урале работали, создавая и испытывая ракетные двигатели для космических аппаратов. В результате получилось что я действительно закончил Московский Авиационный институт, факультет двигателей летательных аппаратов.

Чем обычно запоминаются студенческие годы? Самое веселое время в жизни, пожалуй. Денег нет, оптимизм зашкаливает. Весь мир перед тобой, вся жизнь впереди. Учился с удовольствием, с интересом. Закончил с красным дипломом.

Ни цели возвратиться в Волгодонск, ни цели непременно остаться в Москве во время учебы у меня не было. Хотя конечно, время от времени уже после учебы было желание собрать вещи и вернуться.

Денис Сысоев3.jpg

После вуза пришлось работать по специальности? Связано ли твое хобби с основной работой? Чем сейчас занимаешься на работе?

Непосредственно после ВУЗа я оказался в аспирантуре, непосредственно по специальности. Не сразу, но защитился, получил степень кандидата технических наук. В настоящее время я старший научный сотрудник одного из предприятий в подмосковном городе Королёве. Работа связана с летной эксплуатацией и летными испытаниями космической техники различного назначения. В принципе довольно близко к специальности. С тематикой хобби работа никак не связана.

Откуда пришло такое хобби, связанное с геоморфологией и палеогеографией? Это увлечение пошло еще с детства? Как вообще пришла идея собирать материалы и публиковать такие статьи?

Мне действительно еще с детства нравилась геология, камни, горные породы. Наверное, уральское происхождение тоже повлияло. Выходы скал над рекой, таинственные камни. Легенды о подземных сокровищах. Само происхождение этих древних гор. Собственно, я даже рассматривал перспективу учебы в институте на геолога. Экспедиции, костры, штормовки, палатки.

Иными словами, тягу я испытывал еще с раннего возраста. Но, конечно, слово «геоморфология» я тогда не знал. А в принципе всегда было интересно - что было прежде на каком-то конкретном месте. Моря или горы, или и то и другое. Кто и когда оставил отпечатки раковин на тех же Цимлянских обрывах. И как вообще образовался обрыв. Почему дно того моря выше уровня моря или водохранилища сегодняшнего? Тогда такой информации в доступе просто не было.

До определенного времени я просто почитывал литературу. Общую, научно-популярную. Обычно она рассказывает о том, что находили или что происходило где-то там, вдали, не здесь, не под ногами. Но в какой-то момент полез в интернет за интересующей меня информацией по геологии и происхождению Ростовского региона, окрестностей Волгодонска. И ничего не нашел. Так постепенно появилась идея собрать материалы самому, разобраться. Постепенно сформировалась связка того, что результаты геологических процессов мы видим не только где-то в горах, или в музеях, или на картинках. Результаты находятся прямо здесь, мы по ним ходим, их можно увидеть. Как, например, происходит со следами Сарматского моря.

Уже потом решил сделать сайт.

Расскажи нашим читателям, что представляют области твоих интересов? Для чего необходимы знания по таким областям?

Основная область интересов – это, конечно, естественная история всего юга России, в основном Ростовской и Волгоградской областей. В широком смысле. Это захватывает невообразимые отрезки геологического времени, от докембрия до голоцена, самые разные природные условия прошлого, от болот Донецкого бассейна до ледников четвертичного периода. Какой-либо специализации здесь нет. Приходится пытаться разбираться во всех очень далеких друг от друга вопросах. Подчеркну, что я не ученый в данной области, не профессионал, но пытаюсь ответственно подходить к публикуемым материалам. Без погонь за ложными сенсациями. Еще лет 10 назад основная масса публикаций по естественноисторическому направлению Ростовской области в интернете была просто переписыванием друг у друга недостоверных данных. Сейчас ситуация лучше.

Для чего необходимы знания? Если говорить о практической пользе, то конечно, важно знать окружающую среду. Начиная от оснований, на которых стоят здания, до изменения режимов рек и вообще геологической среды при создании водохранилищ. Поиск полезных ископаемых безусловно важен, хотя выработки и уродуют ландшафт. Но сайт не совсем об этом. Не о практической пользе. Вряд ли что-то полезное может извлечь обычный человек из знаний о структуре и возрасте надпойменных террас реки Дон.

Лично для меня важен познавательный, исследовательский интерес. Это любопытство, а оно естественно для человека. Примерно как интерес к астрономическим объектам. Не просто так на главной странице сайта находится своеобразный девиз «Для тех, кому интересно».

Есть ли другие люди в Волгодонске, которые занимаются аналогичной краеведческой работой?

В области естественной истории я с такими людьми не знаком. В области истории города я знаком с Игорем Щербаковым. Был краевед Анатолий Чалых, я с ним состоял в переписке. Как я уже упоминал, авторы «Блокнота» делают интереснейшие публикации.

Почему при наличии такого хобби не поступил на профильный геологический или географический факультет?

Потому что как хобби это увлечение оформилось уже годам к тридцати. Плюс всегда надо что-то одно выбирать. И я весьма доволен, что геологическими вопросами я занимаюсь исключительно в виде хобби. Здесь я сам выбираю то, что мне интересно, куда ехать, о чем писать. Нет планов, заданий, это не оплачивается, соответственно, никто не требует отчетности.

Денис Сысоев2.jpg

На велопрогулке в окрестностях Волгодонска

Чем тебя привлекает такое хобби? Как ты проводишь свои исследования, откуда берешь материалы для публикаций? Какой открытие или материал считаешь самым интересным?

Наверное, самое интересное это то, что я сам много нового узнаю при работе над материалом. То есть когда вы читаете статью на сайте то проходите примерно тот же путь что и я (только сжато и быстро) в познании чего-то нового. Разумеется, нравится сам процесс личного знакомства с какой-то интересной природной точкой. Личные впечатления на местности очень сложно переоценить.

Очень помогает мой отец, Вячеслав Алексеевич Сысоев. Большинство поездок совершено вместе с ним, он за рулем автомобиля.

Первичными в исследовании являются, конечно, личные впечатления на месте. Обрыв, склон, возвышенность, выход породы, площадь песков, останец и так далее. Необходимы фотографии. Одна картинка может дать информации больше, чем страницы текста. Но и фотография без текста особенного смысла не имеет, если вы не фотохудожник, конечно.

Но «исследование» - это, конечно, термин строгий и обязывающий. Скорее у меня это наблюдения (на местности) и чтение профильной литературы (в библиотеке).

Устоявшегося алгоритма нет. Бывает, что фотографии лежат годами, ждут, пока я разберусь с тем, что же там сфотографировано. В науке постоянно происходит поиск, уточнения тех же датировок. Иногда они противоречат предыдущим. Это нормально, на то и наука. Бывает, понимание и текст в общих чертах уже есть, а с иллюстрациями плохо. Нередко понимаешь, что, будучи на месте, сфотографировал не совсем то, что надо и что представляет интерес. Приходится «экспедицию» повторять.

Само информационное содержание приходится искать в научных публикациях, вплоть до работы в Российской государственной библиотеке. Сейчас, однако, много научных работ публикуется в интернете. Основная сложность это понять самому и – когда сам понял – переложить в научно-популярную форму, чтобы стало понятно более широкому кругу читателей.

Я, однако, стараюсь, исходить из того, что читатели у меня интересующиеся, определенный уровень знаний у них есть. И примитивные описания недопустимы. С другой стороны, и заваливание специфической и узкоспециальной терминологией нежелательно тоже.

Выделить какой-то материал я, пожалуй, затрудняюсь. Открытий никаких нет, это точно. Наверное, удалось удачно описать происхождение Донецкого кряжа. Надеюсь, неплохо получился материал о рельефе и геологической истории Волгодонска. Все материалы о песках – Цимлянских, Арчединских и т.д. – рассматриваю как достойные.

Кундрюченские пески.jpg

Кундрюченские пески. Пожалуй, наименее впечатляющие визуально и наиболее загадочные по своему происхождению среди донских песчаных массивов

Ты любишь путешествовать по Ростовской области. Назови топ-5 самых интересных и загадочных мест в области. Какие «нераскрученные» среди туристов на твой взгляд места наиболее интересны для посещения?

Если быть точным, по Ростовской и Волгоградской. Давайте не будем забывать что Волгодонск расположен близко от Волгоградской области. Поэтому для меня это один регион.

Я мог бы назвать – без какой либо градации – следующие места. Цимлянское пески. Обрывы от Цимлянска до Хорошевской. Гора Две Сестры на Северском Донце. Озеро Маныч-Гудило. Большая излучина Дона в Волгоградской области.

Они же и «нераскрученные», но я, честно говоря, этому даже рад. Никакой цели раскручивать места или делать из них туристические достопримечательности у меня нет.

И по поводу загадочности. Я все же избегаю ненаучных интерпретаций. В том смысле что часто, а то и всегда, существуют действительно научные загадки, когда непонятно происхождение или детали эволюции. Но это очень далеко от разного рода «мест силы». В качестве примера приведу береговые обрывы из скифских глин восточнее Жуковской. Сам генезис скифских глин понятен не до конца. В этом смысле место загадочное. Но туристу там делать нечего.

«Степной следопыт» - откуда появился этот сайт и его название? Чему было посвящено первое исследование, опубликованное на сайте?

Был такой в свое время журнал – «Уральский следопыт», а возможно, есть и сейчас. Название и содержимое присутствовало в памяти. Почему-то вот такое название мне показалось уместным. Степной простор и поиск следов. Целенаправленный и приводящий к результату. Получается, что это и псевдоним автора – я им подписываю свои материалы – и название сайта.

Первый материал, насколько я помню, был посвящен поездке из Волгодонска в Астрахань. Он и сейчас на сайте. По сегодняшним меркам материал слабый, конечно.

Сайт создал я, все годы автором и редактором был я.

Ты часто посещаешь родной Волгодонск? В лучшую или в худшую сторону изменился наш город с тех пор, как ты постоянно здесь не живешь? Что в нашем городе хорошего, а что наоборот плохо при взгляде на Волгодонск со стороны?

Да, часто, два раза в год практически всегда. Отпуска стараюсь проводить здесь.

У города, безусловно, есть проблемы. Здесь одним предложением не ответить. По сравнению с девяностыми, конечно, стало лучше.

При огромном потенциале промышленном и даже научном происходит определенная депопуляция, мало молодежи, особенно по сравнению с девяностыми. Радует, что ожил и выпускает профильную продукцию Атоммаш. Хорошо, что работает АЭС.

С другой стороны, все преимущества небольшого города. От пешей доступности разнообразных магазинов до вообще доступности территории города.

И мне бы хотелось, конечно, видеть улучшение жизни в Волгодонске. И дороги, и транспорт, и развлечения. Безусловно, город нуждается в нормальной связи с Москвой.

Не нравится, скажем так, хаотичная застройка, пристраивание к зданиям разного рода ларьков и так далее. Архитектурный облик города в значительной степени потерян.

А ведь когда-то новый город представлял собой единый продуманный комплекс, с нуля созданный в степи. Правильная планировка, широкие проспекты, просторные микрорайоны.

В общем, будем надеяться на улучшения, потенциал у города и его жителей есть. Отмечу, что все могло быть намного хуже, и чего-то катастрофического, ужасного, лично я не вижу.

Кундрючья.jpg

Берега р.Кундрючьей, Донецкий кряж. Одно из самых живописных мест в Ростовской области. Наклонные пласты главной синклинали Донецого кряжа. (Синклиналь - зона вогнутости пластов)

Расскажи о своих планах на будущее, какие интересные материалы находятся в разработке?

Прямо сейчас дописываю материал о лёссе, лёссовидных суглинках. Надеюсь, в обозримом будущем появятся статьи о реке Кундрючьей на Донецком кряже, о реке Чир. Меловые отложения Верхнедонского района ждут своего часа. Хотелось бы добраться до волжских берегов. На запад очень хочу съездить на берега Азовского моря.

Спасибо за интервью!

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Мы из Волгодонска  
Денис СысоевВолгодонскхоббиДонской крайисториягеоморфология
11
3
Народный репортер + Добавить свою новость