«Автором Генплана Нового города Волгодонска стал герой-подрывник, работавший в тылу немцев»: архитектор Анатолий Жмакин
Читайте также:
- Первую навигацию на Цимлянском водохранилище открыло судно с четырьмя именами (06.05.2019 10:50)
- Как сталинские архитекторы превратили Кумшацкий бугор в город Цимлянск (01.04.2019 17:57)
- Как заключенные копали тоннели по типу метро у Волгодонска (18.03.2019 13:19)
Известный архитектор Анатолий Жмакин в рубрике «Мы из Волгодонска» рассказал как строился Новый город и что из обширных планов по развитию Волгодонска не удалось реализовать.
Уроженец Смоленской области, Анатолий Жмакин после окончания Ростовского инженерно-строительного института по распределению приехал работать в Волгодонск. В нашем городе молодой архитектор оказался накануне развертывания полномасштабного строительства «Атоммаша» и Нового города.
В Волгодонске на разных должностях, в том числе и главного архитектора города, Анатолий Жмакин проработал 27 лет. При его непосредственном участии была построена значительная часть города. Уже в 90-е годы по проекту Анатолия Жмакина были построены нестандартный жилой дом на проспекте Строителей (№7б) и салон красоты «Стиль». В 80-е годы по поручению первого секретаря горкома КПСС Александра Тягливого, будучи главным архитектором города, Жмакин рассмотрел проектные решения по реконструкции проезжей части плотины Цимлянской ГЭС. Он предложил реализовать вариант № 2 - строительство объездной дороги и нового моста в обход Цимлянской ГЭС. Этот проект был реализован через 25 лет.
Эскизный проект дворца культуры завода "Атоммаш" с залом на 2 тысячи мест. Рисунок из архива Анатолия Жмакина
Расскажите, как Вы оказались в Волгодонске? Как выглядел тогда город?
Весной 1974 года на последнем курсе института мне предложили распределение на выбор в три города, где по месту будущей работы предоставлялось жилье: Астрахань, Волгодонск и Грозный. В итоге выбрал Волгодонск и на автобусе поехал смотреть первое место работы. За 4 рубля 30 копеек купил билет на автобус из Ростова до Волгодонска. Тогда автостанция в городе располагалась на месте магазина «Мебель». А место работы - отдел архитектуры, находилось в нескольких минутах ходьбы в Здании со шпилем по ул. Ленина, 1.Там меня принял главный архитектор города Юрий Иванович Федерякин. Он сразу мне и говорит: необходимо подготовить письмо на имя ректора вуза о распределении в Волгодонск и отправиться через площадь к председателю горисполкома Гришину Виталию Леонидовичу. За несколько дней до 1 августа я приехал в Волгодонск уже на постоянную работу. На первое время меня поселили в гостинице на втором этаже Здания со шпилем прямо над моим кабинетом. Тогда это была единственная гостиница в городе с пристойными условиями, поэтому всех значимых гостей селили именно в ней. Через две недели меня вызвали в жилуправление химзавода, которое и выделило моей семье двухкомнатную квартиру. В ЖЭКе на ул. Ленина в районе кинотеатра «Восток» мне вручили ключ от квартиры, крышку от унитаза и металлический гусак для душа. С этими предметами я и стал обладателем первой квартиры в новом доме на ул. 50-летия СССР, 21. Тогда это была окраина города. За только что проложенной улицей находились несколько кварталов частного сектора, а дальше вплоть до Красного Яра простирались пустыри. Помню, что в 1974 году в Волгодонске проживало 32 тысячи человек. В тот год в городе сдали как раз 32 тысячи квадратных метров жилья.
Наградной лист на имя Сасмона (Семена) Райтмана
Какое первое задание Вы получили на новом месте работы?
Сразу после начала работы в отделе архитектуры я ознакомился с материалам генерального плана новой части города. В 1974 году уже были готовы проекты планировки и застройки первых трех микрорайонов Нового города - В-1, В-2 и В-3. Генплан города подготовили в московском институте «Гипрогор» в мастерской №1. Ее начальником был Самсон Семёнович Райтман. Хотя в ближнем кругу общения он всегда просил называть его Семёном. Юрий Федерякин. Он поставил задачу рассмотреть и, в случае необходимости, подготовить замечания к проекту генплана. Я сразу предложил добавить на будущем проспекте Строителей и ул. Энтузиастов (напротив здания милиции и напротив поликлиники соответственно) подземные переходы и насытить микрорайоны дополнительными объектами инфраструктуры, вроде газетных киосков или павильонов по ремонту обуви. Федерякин, когда прочитал мои замечания, сразу сообщил, что автора генплана Райтмана мое предложение добавить подземные переходы заденет за живое. Вскоре я познакомился с самим Семеном Семеновичем в живую. Он многократно приезжал в Волгодонск, позднее мы с ним наладили плодотворные рабочие отношения. Как рассказывал мне сам Семен Семенович, он втайне мечтал получить Ленинскую премию за проект Нового города. Уже гораздо позже мы узнали, что Райтман оказался не только профессиональным архитектором. Во время Великой Отечественной войны его наградили орденом Красной Звезды за подготовку отрядов диверсантов, минировавших дороги и мосты в тылу немцев. «Мы, архитекторы, знаем «тонкие» места в зданиях. Мы должны были с минимальным объёмом взрывчатки нанести максимальный урон зданию и врагу»: рассказывал Семён Семёнович мне в редкие минуты свободного времени.
Анатолий Жмакин и Тамара Голубцова. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.
Генеральные планы городов в советский период являлись документами с грифом «секретно». Поэтому доступ к такой документации имели ограниченное число лиц. Анатолий Федерякин вспомнил и такой случайю Весной 1980 года Волгодонск посетила заместитель министра культуры СССР Тамара Голубцова. Для демонстрации генплана пришлось выделить отдельную комнату в здании Горкома (ныне администрация города), а у дверей поставили охрану.
Для ознакомления Тамары Васильевны с генпланом города (это происходило в здании горкома КПСС и горисполкома, в зале на втором этаже) мне отвели 7-10 минут. Голубцову сопровождали первый секретарь Обкома КПСС Иван Афанасьевич Бондаренко, представители областных структур, наше городское руководство. Я подробно отвечал на вопросы заместителя министра, которая интересовалась наличием в проекте объектов культуры. Бондаренко от случая к случаю показывал на свои часы, имея ввиду, что выделенное время истекло, но я не мог остановиться, не ответив на вопросы зам. министра культуры СССР. В итоге вместо 7-10 минут, беседа прошла в течение примерно 40 минут.
Строительство здания Общественных организаций города Волгодонска в микрорайоне Б. В нем планировалось разместить Горком КПСС, Горисполком, Горком ВЛКСМ и другие общественные и административные организации города. Снимок запечатлел момент установки памятника "Мирный атом". Монумент уже доставили из Цимлянска и оставили на земле до момента сооружения постамента. Фотография из архива Анатолия Жмакина.
Макет застройки микрорайона (квартала Б). На месте построенного позднее Информационного центра Ростовской АЭС планировалось стриотельство гостиницы и хозяйственно-бытового блока для общежитий. Фотография из архива Анатолия Жмакина.
В 70-начале 80-х годов в европейской части СССР крупнейшими стройками новых городов были Тольятти в Самарской области, Набережные Челны в Татарстане и Волгодонск. При возведении новых городов активно применялась микрорайонная планировка, при которой структурной единицей застройки города становился микрорайон (или квартал) - строго ограниченная сетками улиц часть города с комплексом школ, детских садиков, магазинов и предприятий бытового обслуживания населения. По сравнению с Тольятти Волгодонск получил более компактную и удобную планировку.
Генплан Тольятти разработала группа московских проектировщиков под руководством доктора архитектуры профессора Юрия Бочарова. Меня командировали в Тольятти для обмена опытом. Погуляв по Автозаводскому району Тольятти, я пришел в ужас. У нас в Новом городе расстояние между осевыми линиями магистралей составляет в среднем 500 метров, соответственно, за минусом площади магистралей, средняя площадь микрорайона составляет примерно 18-20 гектаров. В Тольятти средний микрорайон имеет площадь в четыре раза большую, что делает застройку города для его жителей крайне неудобной. С другой стороны в Волгодонске был плодотворно использован опыт Тольятти по монументально-художественному оформлению города. Для Тольятти такую концепцию разработала группа под руководством кандидата архитектуры Бориса Мержанова из московского «ЦНИИЭП жилища». Борис Миронович был сыном знаменитого «сталинского» архитектора и графика Мирона Ивановича Мержанова (Мержанянца), уроженца Нахичевани. Для Волгодонска был создан творческий коллектив аналогичного направления, куда входили Борис Мержанов, Семен Райтман и директор Третьяковской галереи – народный художник РСФСР, монументалист Юрий Константинович Королёв.
Строится Торговый центр. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея
В те годы в Волгодонске и в СССР абсолютно доминировало типовое строительство. Подавляющее число жилых и общественных зданий было построено по готовым и растиражированным проектам. Строительство крупных зданий по индивидуальным проектам часто затягивалось. Строителям и заказчикам было удобнее работать с готовыми и опробованными проектами, ведь под них было удобнее найти материалы и обеспечить нужный темп работ. Часто исполнитель работ стремился упростить уже готовый проект здания для снижения себестоимости строительства и использования имевшихся в наличии строительных материалов.
Кинотеатр «Комсомолец» тоже строился по типовому проекту. Я как представитель заказчика должен был передать проект кинотеатра строителями для согласования. Тогда главным инженером треста «Энергострой» был Андрей Андреевич Ковалевский. Про выбранному «Гипрогором» проекту кинотеатр строился со стенами из кирпича, но в своем ответе Ковалевский согласился взяться за стройку, с рекомендацией , что бы здание кинотеатра было панельным. Решение строить кинотеатр из кирпича было принято только после длительных согласований. Автором проекта «Торгового центра» стал молодой архитектор из московского ЦНИИЭП торговых и бытовых зданий, недавний выпускник МАРХИ. Для него это стала первая самостоятельная работа. В институте ему поручили разработать типовой торговый комплекс на 30 тысяч человек. Наш торговый центр был рассчитан на население трех близлежащих микрорайонов, в которых по расчётам и должны были проживать 30 тысяч человек. Типовым был и проект ДК атомной станции (ДК имени Курчатова). Уже в начале строительства ДК работавший тогда руководителем Волгодонского филиала института «Гипрогор» Александр Фролов предложил изменить главный фасад здания путем внедрения облицовки из пиленного ракушечника одной высоты создавалось впечатление легкой «полосатости». Рядом со зданием ДК по генплану предполагалось размещение здания общественных организаций города. Над его индивидуальным проектом работал коллектив мастерской института «Ростовгражданпроект» во главе с его авторитетным руководителем – архитектором Николаем Николаевичем Семененко. В это здание после его строительства планировалось перевести горком КПСС, горисполком, горком ВЛКСМ и некоторые структурные подразделения города. Заказчиком проекта выступал Ростовский Обком КПСС. Для экономии партийных средств предполагалось, что такой проект может применяться повторно.
Макет комплексного освоения парка Молодежный. В нем планировалось строительство Дворца детей и юношества в составе детских художественной и музыкальной школ, школы юных натуралистов, дворца пионеров и школьников с обсерваторией. На месте построенного позднее храма планировалось возвести стадион. Фотография из архива Анатолия Жмакина.
В Волгодонске активно строились жилые дома по проектам, разработанным в других регионах СССР. Готовые панели везли водным и железнодорожным путем за несколько сотен или даже тысяч километров с домостроительных комбинатов Перми, Курска, Тольятти, Волжского и Москвы.
До создания в городе собственных заводов крупнопанельного домостроения возник дефицит в конструкциях для полносборного строительства. Тогда ЦК КПСС поручило министру энергетики СССР Петру Степановичу Непорожнему обеспечить в порядке помощи поставки в Волгодонск конструкций панельных домов разных серий. Так на проспекте Строителей и за зданием торгового центра в микрорайоне В-3 были построены 16-ти этажные крупнопанельные жилые дома из Тольятти, проект которых создал архитектор Александр Белоконь, инженер Александр Лурье. Для Волгодонска Белоконь спроектировал настоящий небоскреб - 25-этажное общежитие, которое хотели построить в центральном микрорайоне нового города в районе улицы Ленинградской. Но наши строители отказались согласовывать его строительство из-за отсутствия кранов необходимой высоты. Две 17-ти этажные высотки на углу Курчатова и Кошевого привезли из Ростова. А детали для шести панельных домов у Путепровода серии И-206а доставили из Москвы. В самой Москве строительство домов этой серии только начиналось. Попадали в город дома и неудачных серий. Зимой 1975 года горком КПСС командировал меня в Пермь. Перед отъездом первый секретарь горкома Учаев мне сказал: «Нам ЦК КПСС дает лимит на 20 тысяч квадратных метров панельных домов, поезжайте и посмотрите, что они собой представляют». Когда в Перми я увидел эти дома, то сразу позвонил Учаеву: «Дома ужасные, как по планировке, так и по внешнему виду». А он в ответ: «Понятно. Значит, будем брать». После этими «пермскими» домами была застроена часть ЮЗР между улицами Горького и Пионерская. Но бывали и исключения. Специально для Волгодонска в институте КиевЗНИИЭП разработали проекты четырех общежитий со стенами из кирпича, построенных рядом с ДК имени Курчатова. При проектировании этих домов сразу учитывались особенности строительства на просадочных грунтах. Интересным был и проект школы в микрорайоне В-9. Его разработала Нина Григорьевна Савченко из проектного института «КиевЗНИИЭП».
Строительство школы на 2 352 учащихся (в настоящее время лицей "Политэк") в микрорайоне В-7. Фотография из архива Анатолия Жмакина.
Какие проекты в городе не удалось реализовать?
Крупнейшим нереализованным проектом Волгодонска стал проект развития парковой зоны в центре Нового города. Для парка Молодежный архитектор Валентин Скачков из архитектурной мастерской №1 института «Гипрогор» спроектировал огромный общественный комплекс из детской художественной школы, школы юных натуралистов, центра детского технического творчества. В микрорайон ВЦ-1 между ул. Академика Королёва и ул. Ленинградской архитектор Владимир Лисовский из московского ЦНИИЭП общественных зданий разработал проект дворца культуры на 2 тысячи мест для завода «Атоммаш». На площадке ДК успели сделать только работы по закреплению грунтов методом гидроразрыва, после чего из-за отсутствия финансирования работы прекратились. Другим интересным проектом для Волгодонска был проект 9-этажной гостиницы на набережной. Ее планировали строить в виде цилиндра, внутри которого в форме огромной спирали шел пандус-коридор из которого входили в гостиничные номера. Проект одобрили на архитектурном совете, но после того как строительство набережной затормозилось, проект гостиницы отложили «в долгий ящик», а потом и вовсе забыли. Сама набережная превратилась в долгострой. Ее первоначальная протяженность планировалась в 6 километров. Но, в итоге, успели построить только 3 километра. Для работ на набережной был привлечен опытный и крепкий подрядчик - «Волгоградгидрострой». Выделенных средств на завершение проекта так и не хватило. Был разработан и замечательный проект Дворца бракосочетаний, разработанный московским архитектором Юрием Маловым. В старой части города уже на стадии нулевого цикла прекратилось строительство большой Детской музыкальной школы (на месте современного дома №111 по улице Ленина). Фасады по типовому проекту поручили переработать мне. Со стороны главного входа в школу планировали установить памятник композитору Сергею Прокофьеву известного скульптора Виктора Думаняна. Начатое здание разобрали, после чего архитектор Тарас Ботяновский разработал индивидуальный проект здания музыкальной школы, который разместился в пристройке к 14-ти этажному жилому дому, буквально рядом. Саму школу достроили уже в 90-е годы.
Макет кафе "Плевен". В настоящее время большую часть помещения кафе занимает магазин "Технолюкс". Фотография из архива Анатолия Жмакина.
В некоторых случаях типовые проекты получали нестандартное решение. В Волгодонске планировалось построить два одинаковых кафе. Одним из них стало "Надежда" на входе в парк "Дружбы" (в перестроенном виде в нем в настоящее время размещаются пиццерия, аптека и медицинский центр). Другое кафе должно было разместиться напротив ДК имени Курчатова. Проект надстройки второго этажа кафе и перестройки всего здания разработал коллектив из болгарского города Плевен под руководством архитектора Ивана Кирова Стефанова. Проектное решение и макет были изготовлены из дерева и фанеры за 10 дней и отправлены в Волгодонск.
Новости на Блoкнoт-Волгодонск