«Бакланов должен был разрубить курган своим знаменитым ударом»: Егор Дердиященко
Читайте также:
- Стела «Слава строителям Волгодонска» держалась на соплях, - скульптор проекта Егор Дердиященко (29.03.2017 16:40)
- Егор Дердиященко: У меня много готовых эскизов, но обычно я не стремлюсь сделать их памятниками (28.11.2013 22:24)
- О волгодонском скульпторе Егоре Дердиященко сняли фильм (видео) (21.10.2013 12:18)
Скульптор Егор Дердиященко рассказал историю создания в Волгодонске памятников адмиралу Федору Ушакову и казачьему генералу Якову Бакланову.
12 лет назад, 4 ноября 2008 года, в День народного единства в Волгодонске с разницей в несколько часов были открыты сразу два памятника. В это день на недавно построенной городской набережной в торжественной обстановке было снято покрывало с семиметровой конной статуи казачьего генерала и полководца Якова Бакланова.
А рядом с будущим храмом Рождества Христова в парке Молодежном в присутствии духовенства и членов волгодонского клуба моряков-подводников освятили фигуру одного из самых известных флотоводцев России и святого Русской Православной церкви Федора Ушакова. На церемонии открытия памятника выступили певчие Троицко-Сергиева монастыря из Подмосковья, на церемонии побывали и моряки Каспийской флотилии из Астрахани. Памятник был установлен рядом с небольшой часовней, освященной в честь Ушакова, которая стала первой часть большого храмового комплекса.
Памятник Бакланову стал самым большим примером монументального зодчества с 1991 года. Открытая незадолго до установки конной статуи набережная также превратилась в одну из достопримечательностей города. Новый сквер, названный в честь генерала Бакланова, вместе с мемориальным курганом казачьей славы, обошелся в большую для тех лет сумму в более чем 15 миллионов рублей. Большую часть средств выделили предприниматели города. За прошедшие годы памятники Ушакову и Бакланову стали привычной частью городской среды.
Как возникла идея установки в городе памятников генералу Бакланову и адмиралу Ушакову?
Ушакова моряки-подводники заказали из одноименного клуба. Вначале попросили сделать бюст. А я говорю: «Зачем мелочиться, давайте сразу фигуру сделаю. Бюстов то в городе полно, а настоящих памятников мало». И сделал. Считаю Ушакова самой удачной моей работой в городе. Мне никто не мешал, и я работал, как хотел. При других заказах вечно кто-то вклинивается и требует, то условия новые материальные ставит. Постамент памятнику Ушакову я сделал в виде носа стилизованного носа парусного корабля 18 столетия. Получилось, что адмирал стоит на носу корабля, разрезающего воображаемую волну. Пушку поставить рядом с памятником предложили моряки-подводники. Она у них откуда то в запасниках оказалась. Бакланов же это моя старая тема. Идея памятника ему возникла очень давно. Ныне покойный писатель Владимир Ефимович Карпенко хотел создать курган казачьей славы на въезде в новый город. Планы были большие. Сооружение планировалось чуть ли не из стекла с подземными помещениями, где можно было разместить музей по истории края. Но он с такими планами витал высоко в облаках. Я ему и предложил сделать проект более реальным и приближенным к возможностям города и сделать памятник Бакланову, а предлагаемый им курган казачьей славы от Бакланова не оторвешь.
За счет каких средств удалось создать памятник генералу и построить мемориальный сквер?
Памятник Бакланову шел через Виктора Фирсова, который в то время был мэром города. На месте кургана тогда была обзорная площадка, в целом невзрачная и непонятная. Напротив Фирсов начал строительство ТРЦ. Однажды покойный уже Виктор Стадников пришел ко мне и предложил как можно быстрее обратиться к Фирсову с предложением поставить там памятник на казачью тематику. О том, что я вынашиваю такую идею много лет, он знал. Стадников и рассказал, что Фирсов хочет нижнюю часть пустыря на берегу чем-то занять, сделать там что-то красивое. Фирсов мое предложение поддержал, хотя мог и отказать. Поставили бы там стол с фонарями, и благоустройство на этом закончилось бы. Правда предложенный мной вариант конной статуи с мемориальным курганом пришлось сократить из-за ограниченного объема финансирования. В эскизном варианте курган представлял собой две половинки разрубленной «баклановским» ударом насыпи. Бюджет сократили, и пришлось мне из оставшейся половинки что-то выкраивать. Но перед утверждением проекта, Фирсов попросил внести одно изменение. У меня в первом варианте конная статуя Бакланова стоит на четырех ногах, а он попросил, чтобы я ее вздыбил. Но с Баклановым в итоге история скомканной вышла, сроки сдачи памятника очень жесткими оказались. Но когда в спешке работаешь, не успеваешь мелкие детали домысливать. Я памятник хотел сделать к марту 2009 года, к 200-летию рождения генерала . А пришлось памятник быстро доделывать и открывать осенью 2008 года. Об этом попросим Виктор Фирсов. С работой тогда мы справились, но некоторые недоделки остались. Спешка дала о себе знать.
Эскизный вариант памятника Якову Бакланову в Волгодонске, 1994 год. Автор - Егор Дердиященко. Из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.
Чем вас заинтересовала личность Бакланова?
В Волгодонске я делал памятники двум знаменитым атаманам, Матвею Платову и Якову Бакланову. Но Платов это наш барин, а Бакланов - суровый воин, он ближе к народу и более простым и мужественным был, к тому же наш земляк (Яков Бакланов появился на свет 27 марта 1809 года в станице Гугнинской (ныне Баклановская) на территории современного Дубовского района - «Блокнот»). Бакланов меня всю жизнь преследует. В Бакланове что-то древнее диковатое и звероватое было и в натуре, и в поведении. Могучим он человеком был: фигура под два метра роста, когда он на коня садился, то животное под ним прогибалось. Был даже такой удар шашкой, «баклановский». Рубил он мастерски, с потягом, то есть наносил удар и тянул на себя шашку. Получалось, что когда удар на человека падал, жертву можно было разрубить целиком от шеи до пояса. В «Тихом Доне» есть эпизод, где Гришка Мелехов кричал: «Баклановцы, шашки вон».
Откуда вы брали образы героев?
Перед началом любой работы, я всегда работаю с документами. Создание памятника исторической личности это не придумывание от себя, а создание образа конкретного человека. Сохранились прижизненные портреты Ушакова и Бакланова, а для Бакланова и фотопортреты его в старости, описание черт лиц в воспоминаниях современников, письмах, документах. Но и мое личное отношение к этим героям конечно сказалось.
Из каких материалов сделаны памятники?
Кованая медь на бетонном основании, армированным стальным каркасом. Сначала делается бетонная фигура, а потом оббивается полученным по выкройкам пластинами листовой меди. Стальной каркас придает памятникам дополнительную устойчивость. С самого же начала было понятно, что дети и их несознательные родители будут пытать залезть по ногам на коня. Использование меди придает памятнику долговечность и благородную патину. Жаль, что в новых памятниках, которые устанавливаются в городе, металл уже не используется. Популярный ныне пластик со временем тускнеет, его надо подкрашивать.
Анатолий Козин
Новости на Блoкнoт-Волгодонск