«До Ростова на подводных крыльях»: раньше волгодонцы любили путешествия по Дону
Скоростное пассажирское судно «Ракета» перед шлюзом №15, 1974 год
Читайте также:
- В Волгодонске в подземном переходе обнаружили панно от авторов знаменитых «ростовских мозаик» (06.09.2020 17:48)
- Почему в 80-е годы хотели частично засыпать Сухо-Соленовский залив в Волгодонске (01.09.2020 19:04)
- При Николае Втором и Сталине собирались построить прямую железную дорогу от Цимлянска до Москвы (17.08.2020 09:01)
До 1991 года волгодонцы регулярно путешествовали в Ростов по Дону на судах на подводных крыльях.
В фондах Донской государственной публичной библиотеки хранится интересный артефакт. Он представляет собой цветной рекламный плакат от 1967 года, приглашающий жителей Ростовской области воспользоваться услугами скоростного флота Волго-Донского речного пароходства.
Пассажирские перевозки по Дону и Цимлянскому водохранилищу канули в Лету почти 30 лет назад. Оставшийся флот скоростных «Метеоров» и «Комет» оказался по большей части пущенным на слом или проданным. Но старшее поколение волгодонцев еще помнит поездки в Ростов на скоростных судах.
Первый рейс по Ростовской области судно на подводных крыльях совершило осенью 1960 года. Тогда в Ростов из Горького (Нижнего Новгорода) прибыли первая «Ракета». В октябре того же года она совершила первый пробный рейс между Ростовом и Константиновском. «Ракеты», а вслед за ними более совершенные «Метеоры» и «Восходы», на пару десятилетий вернули популярность дальним речным пассажирским перевозкам. При отсутствии волнения «Метеор» мог разгоняться до 60-65 километров в час, что было больше средней скорости автобусов на областных трассах, часть из которых еще не имела асфальтового покрытия. К тому же путешествие на «Метеоре» из Волгодонска в Ростов проходило и по более короткому маршруту, по сравнению с существующей автомобильной дорогой.
В рекламе 1967 года указываются сразу несколько регулярных пассажирских линий. Внутри области две самые длинные из них соединяли Ростов с Волгодонском и Каменском-Шахтинским. На линии Ростов - Волгодонск судно делало остановки на Раздорской, Кочетовской, Константиновской, Семикаракорской, Мариинской, Николаевской и Романовской пристанях. Линия на Волгодонск считалась экспрессом. На ней «Метеор» следовал с ограниченным количеством остановок.
От Волгодонска также осуществлялись рейсы до Калача-на-Дону и ряда станиц, стоявших на берегу Цимлянского водохранилища. Некоторое время работал даже смешанный водно-автобусный маршрут до Волгограда. Купившие на него билет пассажиры автобусом следовали из Волгограда до Калача-на-Дону, где их уже ждал «Метеор». Такое разделение маршрута ввели из-за больших потерь времени на прохождение 13 шлюзов на Волго-Донском канале.
Ростов в то время был настоящим центром скоростных речных перевозок. Помимо экспресс-линии до Волгодонска суда на подводных крыльях обслуживали местные маршруты до Азова, Багаевской и Старочеркасской. На двух последних направлениях летом на речной транспорт приходилось почти 100% пассажирских перевозок. Выходили суда из Ростова и в Азовском море. Областной центр был связан скоростными линиями с Таганрогом, Ейском, Ждановым (Мариуполем) и Керчью. «Керченская» линия считалась одной из самых протяженных в СССР.
Схема движения скоростных судов Волго-Донского речного пароходства. Ростов-на-Дону, 1967 год. На плакате можно увидеть и изображение старого речного вокзала в Ростове-на-Дону. Из фондов Донской государственной публичной библиотеки.
Анатолий Козин
Новости на Блoкнoт-Волгодонск