Волгодонск Пятница, 19 апреля

Какой нарисовали станицу Цимлянскую две подруги-художницы в конце 19 века

В фондах Ярославского художественного музея были открыты две акварели, изображающие станицу Цимлянскую в 1884 году.

Акварели были выполнены двумя близкими подругами - Еленой Поленовой и Прасковьей Антиповной, во время совместного путешествия на юг России. Акварели изображают Цимлянскую со стороны левого берега Дона рядом с перевозом через реку.

Эти виды станицы считаются классическим. Из подписей к картинам известна и их точная дата создания - 8 сентября 1884 года по старому стилю. На обоих акварелях хорошо заметны купол и звонница Свято-Никольского собора в центре станицы, взорванного перед затоплением долины Дона Цимлянским водохранилищем. На картины попали и знаменитые цимлянские виноградники, под которые был отдан высокий правый берег Дона.

Немногим ранее уроженец станицы Терновская Иван Болдырев сделал первую в истории серию снимков Цимлянской. Но вплоть до конца 19 столетия количество фотоснимков или графических изображений одной из наиболее крупных станиц на Дону остается крайне небольшим.


Елена Поленова.jpg
Елена Поленова. "На Дону. Цимлянская станица. Перевоз". Бумага, акварель, карандаш графитный. Из собрания Ярославского художественного музея.

Акварели были выполнены в формате путевых картин во время стоянки парохода в Цимлянской. За короткое время на бумагу карандашом быстро наносился эскиз, а краски ложились уже вы более спокойной обстановке.

Из двух художниц, наибольшую известность и признание получила Елена Поленова, младшая сестра известного художника Василия Поленова. Его картина «Московский дворик» часто использовалась как иллюстрация в школьных учебниках по истории в разделах, посвященных русскому искусству второй половины 19 столетия.

Елена Поленова считается одной из первых русский женщин-иллюстраторов детских книг и основоположника стиля модерн и промышленного дизайна в России. Она же вошла в кружок супруги миллионера и мецената Сергея Мамонтова Елизаветы в Абрамцево, где ими были основаны знаменитый художественные мастерские. Эскизы мебели и домашней обстановки, выполненные Еленой Поленовой, оказали значительное влияние на развитие дизайна в России.

С Прасковьей Антиповой Елена Поленова познакомилась в 1881 году в Санкт-Петербурге во время учебы в школе Общества поощрения художеств по классу акварели. Полученные в школе навыки подруги решили отточить в поездке. Летом и осенью 1884 года Поленова и Антипова проплыли на пароходе от Нижнего Новгорода до Царицына.


Антипова.jpg
Прасковья Антипова. "На Дону. Цимлянская станица". Бумага, акварель. Из собрания Ярославского художественного музея. 

Тогда между Царицыном и Ростовом не было прямого железнодорожного сообщения. Роль главной транспортной артерии продолжал исполнять Дон. Прибывающие на пароходе или по железной дороге в Царицын путешественники пересаживались на поезд-экспресс, который следовал до хутора Калачевского (современного города Калач-на-Дону). Там происходила вторая пересадка на один из колесных пароходов, следовавших до Ростов и Нахичевани или вверх по Дону.

Известно, что на Дону были написаны путевые акварели в станицах Нижне-Чирская, Цимлянская и в районе Азова. После Дона художницы побывали на Кавказских Минеральных водах, в Грузии и в Крыму. Итогом поездки стала серия акварелей «Живописное путешествие по Волге, Дону, Кавказу и Крыму в 1884 году». Большинство своих этюдов, выполненных в поездке, Елена Поленова подарила Прасковье Антиповой. Уже в начале 20 века Антипова переехала в Ярославль, где основала частную женскую гимназию. После ее смерти акварельные этюды о путешествии оказались в Ярославском художественном музее.

Поленова и Антипова.jpg
Елена Поленова (1850-1898) и Прасковья Антипова (1848-1916). Портрет Антиповой кисти Валентина Серова.

Анатолий Козин 

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
ЦимлянскаяисторияЕлена Поленова
11
0
Народный репортер + Добавить свою новость