«Куда исчез бетонный лось»: как Волгодонск обрел и потерял дендрарий
Читайте также:
- «Огненный» дуб и «сосна» с шелковой хвоей: какие необычные деревья сохранились в дендрарии Волгодонска (19.06.2020 19:05)
- «Священный тополь» из Тибета рядом с трассой Зимовники – Элиста назвали Деревом года в Европе (21.03.2020 14:23)
- В День древонасаждения вспомним историю одной из старейших зеленых зон Волгодонска (28.03.2015 16:00)
В продолжение рубрики «О тебе любимый город» «Блокнот Волгодонска» вспоминает историю некогда знаменитого городского дендрария.
О том, что за улицей Степной когда-то находился лучший городской парк, теперь помнят немногие волгодонцы. Молодые горожане и не знают, что в Волгодонске есть уникальный дендрарий, в котором произрастают уникальные растения и гнездятся редкие птицы.
С начала 90-х годов систематическая работа по уходу и регулярной посадке новых растений прекратилась, а уже в 2000-е годы дендропарк был передан городу и по факту стал обычной лесополосой. Сейчас дендрарий зарос и превратился в заброшенный парк.
В истории, особенно на микроуровне, как известно велика роль личности. Так и в Волгодонске лучший в 60-70-е годы городской парк появился благодаря одной личности – Емельяну Протасовичу Скребцу. Уроженец села Александровка в современном Азовском районе Емельян Скребец в 1940 году в возрасте 28 лет возглавил Романовский лесхоз. Во время Великой Отечественной войны Емельян Скребец оказался на самом краю борьбы с врагом. Он попал в разведывательную роту 976-го стрелкового полка 276-й стрелковой дивизии 18-ой армии, защищавшей кавказские перевалы и выход к Черному морю вдоль дороги на Туапсе. Тогда этот портовой город так и не был взят немецкими войсками. Бои в этом районе носили особенный характер: линии фронта как таковой не существовало, а противоборствующие стороны старались выиграть сражение за счет овладения господствующими высотами. За уничтожение группы немецких диверсантов в районе между городом Туапсе и посёлком Шаумян Емельян Скребец был представлен и награжден орденом Красной Звезды.
Емельян Протасович Скребец, 3 апреля 1966 года. Фото - Викимедия
В Романовской за годы войны материальная база лесничества была уничтожена, а знаменитые искусственные посадки в Сальской даче почти все пошли на стройматериалы и дрова. Вырубку лесов начали немцы, а завершили уже сами колхозники: первые месяцы после освобождения единственным видом топлива были дрова. Ветераны лесхоза вспоминали, что восстановление работы лесничества началось уже зимой 1943 года, буквально через месяц после освобождения от немецкой оккупации. Правда из-за отсутствия техники, саженцев и людей, лесничество еще долгое время оставалось маломощным предприятием.
В Ростовскую область Емельян Скребец вернулся только в 1948 году – после запоздавшей демобилизации из армии и сразу был назначен на руководящую должность в лесхозе. Тогда с лесхозе числились пара лошадей, несколько волов и десять человек лесников и рабочих. Но даже этими силами удавалось высаживать по 10 гектаров леса в год.
Толчок для искусственного лесоразведения на среднем Дону дала постройка Цимлянского гидроузла. В проекте строительства гидроузла и канала отдельной стройкой расходов шли затраты на озеленение. Планы были большие, предстояло высадить и обеспечить приживаемость почти двух с половиной тысяч гектаров новых лесополос и парковых насаждений. Только на Цимлянском гидроузле было высажено 42 тысячи деревьев. Некоторые из этих посадок, например, специально созданные ветрозащитные полосы вдоль судоходного канала, существует и по сию пору.
Породный состав основных древесных насаждений в дендропарке на основе данных тахеометрической съемки в начале 80-х годов. Буквами обозначены: Б - березы, Е - ели, К - клены, Ка - каштаны, С - сосны, Т - тополя, Ту - туи, Я - яблони.
К работе по лесоразведению был привлечён и Романовский лесхоз. Такие масштабные работы позволили повысить уровень технической оснащенности предприятия и приобрести новый опыт по внедрению ранее не встречающихся на Дону пород деревьев и кустарников.
В конце 50-х годов Волгодонск стал районным центром вместо станицы Романовской. Романовский район был переименован в Волгодонской, после чего из станицы начался переезд в город всех органов власти и районных учреждений и предприятий. Не стал исключением и Романовский межлесхоз. Его также перевели в Волгодонск. В Романовской остался только небольшой вспомогательный цех предприятия на базе осуществивших ранее питомников.
В Волгодонске лесничеству в 1961 году выделили несколько десятков гектаров земли на окраине города между жилой застройкой, границей которой выступала улица Степная и промзоной только что открывшегося химкомбината. Эта территории входила в санитарно-защитную зону предприятия, поэтому любое жилищное строительство здесь было запрещено. Рядом с новыми лесными питомниками возник и небольшой жилой район, где для рабочих лесничества строили жилые дома. На карте города об этом месте напоминает короткий и тупиковый переулок Лесной. Здесь и сейчас живут ветераны лесничества.
По обе стороны переулка Первомайского заложили лесные питомники, благодаря которым был озеленен Волгодонск. Сейчас считается как непреложный факт, что Волгодонск всегда был зеленым городом. Но это не так. По фотографиям 50-60-х годов видно, что тогда город был почти полностью свободен от деревьев, а чистая безлесная степь начиналась буквально от порога последних домов на окраине.
Знаменитый лось из дендропарка. Его любили не только дети, но и взрослые. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.
Условия для роста деревьев в границах города были не лучшими, что неоднократно отмечалось во внутренней переписке лесничества. Континентальный климат с неустойчивой зимой и жарким и засушливым летом с суховеями, засоленные почвы, делали лесоразведение в таких условиях рискованным делом. Другой проблемой был поиск наиболее устойчивых к такому климату древесных и кустарниковых пород. Поэтому лесничеству требовалась экспериментальная площадка, где можно было высаживать ранее не встречающие в регионе деревья и кустарники и в холе наблюдений за их ростом, отбирать наиболее удачные виды для массового размножения в питомниках. Так и возникла идея создания в Волгодонске дендрария – открытую опытную площадку для выращивания новых для востока области деревьев и кустарников.
Дендрарий был заложен в один из весенних дней 1966 года. Создание новой городской зеленой зоны для правильного освещения в прессе и получения дополнительной поддержки от партийных органов заранее приурочили к 50-й годовщине Октябрьской революции. Для разбивки дендрария был выделен ранее не использованный участок земли треугольной формы, ограниченный с двух сторон ЛЭП и тепломагистралью от ТЭЦ-1 и переулком Первомайским в третьей стороне. Первые саженцы деревьев и кустарников (всего 52 вида) были посажены в восточной части дендрария. Сам дендрарий создавался на общественных началах – деревья сажали по выходным. В короткой исторической справке об истории дендрарии, сохранившейся в архиве лесхоза так и говориться: «Емельян Скребец лично высаживал, а затем ухаживал за первыми саженцами, «работали все, от директора до кассира». Первые саженцы приобретались Емельяном Скребцом и его ближайшим помощником, главным лесничим Николаем Онищенко, в лесопитомниках и у своих коллег-лесников в Донецкой, Ростовской областях, Ставропольском и Краснодарским краях.
Известно, что одно дерево просто противостоит веру и жаре, а целая роща уже формирует собственный микроклимат. Под пологом деревьев повышается влажность, почти исчезает ветер, уменьшается солнечная инсоляция. При посадке дендрарий Скребец и его товарищи использовался именно такой принцип работы: подросшие деревья первых поколений должны были защищать молодые и более нежные саженцы из других климатических зон. Для этого вокруг дендрария был создан настоящий «пояс безопасности» благодаря плотной посадке из двух рядов пирамидальных тополей и трех рядов дальней родственницы акации гледичии трехколючковой.
Дендрарий строился на классическом в лесоводстве принципе квартальной планировки. От центрального входа у переулка Первомайский вглубь парка шла главная аллея, завершавшаяся большой поляной с фонтаном. От нее под прямыми или несколько скошенными углами отходили второстепенные дорожки. Каждый квартал площадью от 0,2 до половины гектара в дендрарии предназначался для одного или нескольких видов деревьев и кустарников. Романовский лесхоз договорился с «Водоканалом» о регулярном поливе дендрария и прокладке шести нитей поливочного водопровода.
Дендрарий в период расцвета, 70-е годы. Указанная на фотографии деревянная сторожка, как и питомник цветов исчезли уже к концу 80-х годов. Фотографии из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.
Строгая планировка кварталов в нескольких местах разбивалась длинными аллеями. В 1967 году, на следующий год после закладки дендрария, лесничие высадили памятную сосновую рощу в честь Владимира Ленина из сосны обыкновенной и крымской. Огромная и самая протяженная в городе, почти 300-метровая аллея из сосен, с потрясающим ароматом сохранилась в дендрарии и по настоящее время. Позднее, вдобавок к сосновой роще, в дендрарии заложили еще одну прогулочную аллею, но теперь уже из «светлых» берез.
Уже на втором этапе в дендрарий стали завозить коллекционные саженцы и сеянцы из ботанических садов Украины, Липецкой области, Ставропольского края, Кабардино-Балкарии. Новые растения высаживали внутри дендрария не по ботанико-систематическим группам, как чаще всего практикуется в действующих ботанических садах, а по общим требованиям к условиям произрастания. Например, более тенелюбивые растения сразу высаживали ближе к ветрозащитной стене из тополей и гледичий.
К 70-м годам в дендрарии произрастало более 240 видов деревьев и кустарников из представителей восточно-европейской, средиземноморской, китайско-японской и североамериканкой флористических провинций. Работой Романовского лесхоза заинтересовались и в Ростовском государственном университете. Там уже существовала давняя традиция коллекционирования и выращивания растений в Ботаническом саду при биологическом факультете университета. В Волгодонск приехала старший научный сотрудник факультета Валентина Гробок, благодаря которой в дендрарии удалось высадить и акклиматизировать три вида редких для Ростовской области лиственниц: сибирской, Сукачева и японской.
Целый ряд деревьев появились в Волгодонске через дендрарий. Например, огромный платан рядом с площадью Победы, был выращен еще саженцем в питомнике дендрария. Через дендрарий в Волгодонске попали и плакучие ивы. Несколько саженцев этих деревьев попали в наш город из далекого Ирана в 1969 году, прижились и размножились здесь.
Целые массивы декоративных деревьев, которые украшают улицы и площади нашего города впервые были высажены и акклиматизированы в дендрарии. Помимо плакучей ивы, из дендрария через питомники лесхоза попали на улицы города такие деревья и кустарники как лиственница сибирская, биота (туя восточная), туя западная, можжевельник виргинский, каштан конский и многие другие.
Одним из любимых мест прогулок горожан в дендрарии стала светлая березовая аллея. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.
К работе в дендрарии привлекались и члены кружков юных натуралистов из городских школ. В 1974 году в Волгодонске даже было создано «Школьное лесничество» на базе 1, 7 и 9 школ. «Юные лесники» проходили в дендрарии оплачиваемую практику, ухаживали за деревьями, а заодно расширяли свои познания в ботанике и агрономии. Школьники продолжали работать в дендрарии до начала 90-х годов. Например, в 1990 году почти 110 человек учащихся старших и средних классов школы №5 с 1 июня по 26 июля ухаживали за деревьями в дендрарии, расчищали дорожки, высаживали новые деревья.
Расцвет дендрария пришелся на конец 60-х – первую половину 70-х годов. Тогда дендрарий считался лучшим парком Волгодонска, да и всего востока области. Следует учитывать, что в то время дендрарий находился не на окраине города, а фактически рядом с его главной магистралью. Каждый день по переулку Первомайскому шли и ехали на новую смену тысячи сотрудников химического завода, а по выходным в дендрарии отдыхали и прятались летом от жары десятки горожан. Существовавшие в городе парки – старая «Юность» и новый «Победы» на порядок уступали дендрарию по качеству озеленения и ландшафтного дизайна.
Вход в дендрарий находился там же, где и сейчас, по переулку Первомайскому. Гости входили в парк по широкой пешеходной аллее, которая вела к центральной площади дендрария с фонтаном. Рядом со входом по распоряжению Скребца был разбит огромный розарий с десятками сортов роз. Особенно великолепными были чайные розы. Вокруг фонтана высадили несколько редких видов сосен и елей, рядом с которыми стоял главный символ дендрария – большой бетонный лось, любимый как детьми, так и взрослыми. Следы этого памятника затерялись уже в 90-е годы.
Сам Скребец, надев парадную форму лесничего с ведомственными и боевыми наградами, много лет подряд, уже после выхода на пенсию в звании заслуженного лесовода РСФСР, проводил экскурсии по своему детищу для детей. В дендрарий регулярно привозили на экскурсии школьников из соседней Калмыкии и Волгоградской области.
- Дерево называют зеленым другом человека, - такими словами обычно начинал свой рассказ о дендрарии Скребец, после чего дети на пару часов покружились в мир деревьев и из взаимоотношений между собой и человеком.
Но после ухода Емельяна Скребца дендрарий начал постепенно увядать. Главная причина оказывалась в промежуточном статусе дендрария. Дендрарий к этому времени превратился в настоящий городской парк и требовал для своего обслуживания соответствующего внимания, то есть постоянного штата садовников и научных сотрудников, затрат на охрану, освещение, ремонт и полив. Но для Романовского лесхоза дендрарий оставался непрофильной деятельностью. К тому же предприятие столкнулось со значительным дефицитом кадров: на соседнем озеленительном комбинате, принадлежащим городу, зарплата рядового рабочего оказалась в несколько раз больше, чем в лесничестве.
Пока был жив Емельян Скребец, лесхозу удавалось находись силы и средства на дендрарий. После его ухода – дендрарий стал быстро приходить в запустение. Уже в 80-е годы исчезли знаменитые розарии и цветники, перестал работать фонтан и поливочный водопровод. Дендрарий начал зарастать и стал пользоваться недоброй славой у горожан: вечером в темных зарослях гости парка могли встретиться с нехорошей компанией. В городе поговаривали даже о случае массовой драки и убийстве, произошедшем ночью в глубине зарослей.
Уже в 80-е годы город и лесхоз не могли определить, кто же должен содержать дендрарий.
В 1987 году город и лесхоз провели переговоры о будущем дендрария. Статус зеленой зоны тогда так и не были изменён, но обе стороны договорились, что городской совет и предприятия Волгодонска окажут материальную помощь для благоустройства и дальнейшего поддержания дендрария в нормальном состоянии. К работам в дендрарии планировали привлечь все основные предприятия города: «Атоммаш», химзавод, ВОЭЗ, строительные тресты. По утверждённому плану, в дендрарии планировали восстановить водопровод и полив, сделать капитальную ограду, провести освещение, заново замостить пешеходные дорожки, провести обрезку и прополку деревьев и кустарников. Тогда удалось только частично восстановить сеть дорожек.
В 90-е годы все более пустеющий дендрарий продолжал оставаться на балансе лесхоза, постепенно превращаясь во все более дикий лесной массив. В дендрарии окончательно исчезли цветники, но сотрудники лесхоза продолжали заниматься очисткой дорожек, обрезкой деревьев и регулярным вывозом мусора. В 2004 году в Ростовской области прошла реформа лесных земель. В ее входе все земли лесного фонда в границах городских округов были переданы от государственных лесничеств в ведение муниципалитетов, приобретя статус городских лесов. Формальный посыл реформы был верным: города должны полностью управлять и контролировать свой земельный фонд. Но по факту переданные городам земли стали бесхозными, а руководство городов не проявляло интереса к ним.
В Волгодонске статус городских лесов получили более 800 гектаров земли. В их число вошли дендропарк и ныне брошенные лесные питомники по другую сторону Первомайского переулка. Но большинство из таких земель составляли искусственные лесополосы из 1-2 видов деревьев. К такой «лесополосе» был приравнен и дендрарий. Подобный статус означает, что уход за зеленым массивом сводится к устройству пары минерализованных противопожарных полос и вывозу раз в год сухостоя. Для такого сложного и населенного разными видами растениями места, как дендропарк, это означает превращение в неухоженую рощу.
Сейчас о том, что на этом месте было одно из лучших мест отдыха в городе напоминает немногое. В траве и кустарниках можно различить бывший фонтан, и сеть пешеходных дорожек. В гуще зарослей до сих пор можно встретить деревья со следами кронирования и обрезки, но бывшими когда-то знаменитыми цветники и розарии исчезли бесследно. Природа берет свое. В бывшем дендрарии отлично чувствуют себя птицы, трава на полянах привлекает мышей и зайцев, а по их следам наведывается в дендрарий хитрая рыжая лиса.
Какие растения можно встретить в дендрарии Волгодонска сейчас (по состоянию на 2020 год):
айлант, акация, алыча, береза (1 вид), биота, бирючина, боярышник - 3 вида, бузина красная, барбарис, вяз шершавый, гледичия трехколючковая, граб, дуб, сосны обыкновенная, крымская и дугласия, Веймутова, ель колючая, жимолость татарская, чубушник, ива плакучая, кизильник блестящий, клены серебристый, остролистный, ясенелистный и платановидный, магония падуболистная, калина, каштан конский, лещина, липы мелколистная и крупнолистная, лох узколистный и серебристый, лиственница, можжевельник казацкий, орех грецкий и маньчжурский, черемуха обыкновенная, рябина обыкновенная, скумпия, спирея лавролистная, японская, В-Гутта, сирень сортовая, снежноягодник, сумах, тополи белый, серебристый, Болле, туя восточная и золотистая, тамарикс, чубушник форзиция, шелковица.
По сравнению с 80-ми годами видовой состав флоры дендрария сократился почти на треть, в основном за счет вымерзания плодовых культур. Некоторые деревья и кустарника высохли и вымерзли, или были вытеснены более жизнестойкими собратьями.
«Блокнот Волгодонска» выражает огромную благодарность начальнику Романовского межрайонного отдела Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области Анжелике Бублик и ее коллегам за помощь при подготовке статьи.
Анатолий Козин
Новости на Блoкнoт-Волгодонск