Леонид Быков начал карьеру актера с фильма о повелительнице шагающего экскаватора на стройке Цимлянской ГЭС
Леонид Быков и Маргарита Лифанова
Читайте также:
- Как строители Цимлянской ГЭС победили Дон с помощью камней и самосвалов (26.05.2020 21:02)
- Кто, когда и зачем копал донские котлованы в Волгодонске и Цимлянске (06.07.2017 09:04)
- Хутора и станицы, оказавшиеся на дне Цимлянского моря (07.06.2015 19:00)
В 1952 году стройплощадка Цимлянской ГЭС стала местом съемки единственного в истории Волгодонска полнометражного художественного фильма, который дал путевку в жизнь в будущем всенародно любимому актеру Леониду Быкову.
Ростовская область относительно популярна среди кинематографистов. Ростов, Новочеркасск, а в последние годы и Таганрог с завидной регулярностью становятся местом съемок и действий фильмов и сериалов. Несколько лет назад в Ростове даже шли разговоры о создании в регионе полноценного кинокластера с постоянными съемочными павильонами.
Но Волгодонск на протяжении 72-летней истории города кинематографисты обходили стороной. Сколько вы знаете фильмов, местом действия которых выступает Волгодонск, а съемки проходили в самом городе? Скорее всего, ни одного, и будете правы, но за одним исключением. В год запуска Цимлянской ГЭС, когда наш город еще не называли Волгодонском, здесь снимали большой полнометражный художественный фильм «Победители» о строителях Цимлянской ГЭС. Декорациями для съемок стала сама строящаяся электростанция, станица Романовская и поселок Ново-Соленый. По количеству уникальных кадров «Победители» могли дать фору всем кинохроникам, которые запечатлели стройку и открытие канала. Примечательно, но в «Победителях» первую роль в большом фильме cыграл в будущем всенародно любимый артист Леонид Быков.
На 50-е годы пришелся период так называемого «малокартинья», периода в истории кинематографа СССР с рекордным спадом кинопроизводства. До 1953 года количество одобренных к съемкам фильмов на всех государственных киностудиях не превышало 20 штук в год, что почти в 2 раза меньше, чем в середине 30-х годов, и в пять раз меньше, чем в конце 50-х годов. Фильмов снималось мало, а те, что выпускались, имели отчетливый идеологический и патриотический контекст. Особое внимание уделялось освещению достижений социализма и крупнейшим послевоенным стройкам, к которым относилась и Цимлянская ГЭС.
В начале 1951 года режиссеру Фридриху Эрмлеру (1898-1967) поступило предложение снять «полный метр» о Цимле. Сейчас фильмы Эрмлера подзабыты, но в 1951 году режиссер принадлежал к числу самых титулованных и маститых советских кинематографистов, всегда верно показывающий в своих картинах курс партии. Работу в кино он начал в 20-е годы и тогда считался новатором. В его немой картине «Обломок империи» был применен новаторский сценарный и режиссерский ход. Главный герой фильма на много лет теряет память после ранения и перенесенной болезни. Сознание возвращается к герою, спустя много лет. Он обнаруживает себя в новой социалистической стране, в которой он оказался «обломком» сгинувшей империи. В конце концов герой фильма приходит в себя и отправляется строить светлое будущее. В дальнейшем карьера Эрмлера пошла в гору, но его фильмы потеряли актуальность уже во время хрущевской оттепели из-за зашкаливавшей идеологизированности. Достаточно сказать, что предыдущим фильмом, снятым режиссером перед началом работы над «Победителями», стала производственная драма «Великая сила», где главный положительный герой, ученый-куровод, друг и товарищ агронома Трофима Лысенко, борется против преклоняющихся перед западом генетиками-морганистами.
Новый фильм было решено сделать не таким тяжеловесным: с песнями, танцами и даже поцелуем между героями. Сценарий фильма быстро подготовил маститый драматург Борис Чирсков (1904-1966), к тому времени успевший поработать с Эрмлером в качестве сценариста фильма 1945 года «Великой перелом». Главной сюжетной линией фильма стали отношения командира шагающего экскаватора Шурочки Ветровой и монтажника турбин Кости Брянцева. В Цимлянскую они приехали с разных концов страны. Шурочка окончила ремесленное училище, после чего решила доказать, что ей под силу самая тяжелая работа. На стройке она увидела огромный шагающий экскаватор и влюбилась в него. Ее мечтой стало покорение стального гиганта. Пробивная девушка добилась права управлять огромной машиной. Другие операторы экскаватора, все сплошь мужчины, подсмеивалась над ней, но Шура перевыполнила план и утерла носы завистникам. В это время на стройку прибывает молодой ленинградец Костя Брянцев. У него ответственная задача: обеспечить досрочную установку и запуск огромной турбины, которая в разобранном виде прибыла вслед за ним на поезде из Ленинграда. Молодые люди заняты своими делами, но судьба сталкивает их.
Рекламный материал к фильму. В центре - Маргарита Лифанова. Из фондов "Музея кино".
Сценарий был неплох и на фоне современных фильмов и любви. Более того, сам фильм сразу приобретал определенную историческую ценность. Основные места съемок: цеха Ленинградского металлического завода, где и были сделаны все турбины для Цимлянской ГЭС, и сама стройплощадка ГЭС, технику (те же шагающие экскаваторы) предполагалось снимать непосредственно в процессе работы. Павильонные съемки в Ленинграде должны были быть сведены до минимума. Это могло стать сильной стороной фильма, но одновременно создало и проблемы. Работать «в поле» на стройке лучше всего было весной — в первой половине лета. При этом, следовало спешить, ведь стройка развивалась быстро, и весь рабочий материал следовало подготовить до середины 1952 года. К прокату фильм должен был быть готов к 1953 году или немного позднее.
Весной 1951 года Эрмлер с Чирсковым предприняли пробную вылазку в поселок Ново-Соленый, ознакомился в местами для будущих натурных съемок и условиями для размещения кинематографистов. Руководитель стройки Василий Барабанов пообещал любую помощь, но уведомил, что селить несколько десятков актеров и съемочную группу в комфортабельных условиях негде, поселок и так был переполненным. Поэтому решение этой проблемы отложили на следующий год.
До конца года предстояло окончательно дописать сценарий, определиться с актерским составом фильма и сформировать съемочную группу. Помощницей режиссера Эрмлер выбрал Надежду Кошеверову (1902-1989), получившую известность после выхода в 1947 году сказки «Золушка», где она выступила сорежиссером. В 1951 году она оказалась в творческом простое, поэтому охотно согласилась поработать на Дону. После «Победителей» Надежда Кошеверова полностью ушла в съемку сказок и комедий, на ее счету оказались такие шедевры как «Укротительница тигров», «Осторожно, бабушка», «Старая, старая сказка».
Эскиз декорации. Кабинет начальника строительства. Художник - Евгений Еней. Из фондов "Музея кино".
Главным оператором фильма стал еще один ленинградец и сотрудник «Ленфильма» Аркадий Кольцатый (Абрам Копелевич) (1905-1995), давний коллега Фридриха Эрмлера, мастер съемки на природе вне павильонов с большой массовкой, что и требовалось при создании «Победителей». Самым известным фильмом, созданным при его участии, стала музыкальная комедия «Дети капитана Гранта» в 1936 году, для которой и была написана известная песенка «Жил отважный капитан…». Художником картины, отвечающим за декорации, стал бывший подданный Австро-Венгерской империи и выпускник Венгерской королевской академии изящных искусств в Будапеште Евгений Еней, оставшийся в России после попадания в плен в годы Первой Мировой войны. Он принимал участие в создании лент, ставших советской киноклассикой: «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Дон Кихот» (1957), «Гамлет» (1964).
На главную женскую роль была выбрана 26-летняя Маргарита Лифанова (1928-1997), у которой до этого времени была только одна роль в кино. С техникой она была «на ты», ведь до окончания в 1947 году театрального училища в Москве успела поучиться в ремесленном училище и техникуме трудовых резервов. Мужские роли старших товарищей Александра Михайлова (1922-1987), который исполнил роль Кости Брянцева, получили известные актеры театра и кино Николай Боголюбов (1899-1980), Виктор Хохряков (1913-1986), Владимир Ратомский (1891-1965) и Сергей Ромоданов (1899-1975).
Тогда же в Ленинград приехал из Харькова 23-летний Леонид Быков, уже несколько раз пытавшийся пробиться к кинематографу из театра. Известно, что кинопробы начались в начале 1952 года, тогда же Быков и познакомился с Эрмлером. Ему досталась короткая роль всего на 7 реплик, но именно Эрмлер считается человеком, который вывел Быкова в большие актеры. Спустя много лет сам Леонид Быков с большой теплотой отзывался о работе над «Победителями»: «Фридрих Маркович много со мной работал: для него не было в фильме второстепенных ролей. После одной из репетиций, когда помню, у меня ничего не получалось, он сказал убеждённо: «Не раскисай. Всё у тебя получится. Ты обречен быть киноартистом. Есть люди, которые могут приходить в кино и уходить. Ты теперь уже не уйдешь! Эти слова крепко запали в душу».
Подробный репортаж о съемках был опубликован в том же 1952 году в августовском номере всесоюзного журнала «Огонек» и был призван разогреть интерес публики к новой картине. Сам номер был посвящен открытию Волго-Донского судоходного канала и запуску Цимлянской ГЭС. Из отчета о съемках мы узнаем, что 25 мая 1952 года съемочная группа фильма выехала из Москвы с пересадкой в Ростове в поселок Ново-Соленовский (поселок Волгодонск будет образован только в следующем 1953 году). На съемки «в поле» отводилось несколько недель. К этому времени основой объем работ на стройке уже был выполнен. Наполнение Цимлянского водохранилища началось еще в январе, а до официального открытия канала оставалось 2 месяца.
Эскиз декорации. Конторка учетчицы на строительстве. Художник - Евгений Еней. Из фондов "Музея кино".
В бараках Ново-Соленого и в близлежащей станице Романовской места для размещения кинематографистов не нашлось. Но «Ленфильм» договорился с МВД, которое управляло стройкой и речным пароходством о предоставлении пассажирского парохода «Дмитрий Донской», который и стал штабом и общежитием для съемочной группы и актеров. Пароход поставили на якорь напротив строящейся Цимлянской ГЭС. Место его стоянки описывается как «старое русло Дона», что примерно соответствует современного истоку реки Сухой напротив базы отдыха «Теремок».
До Ново-Соленого ленфильмовцы добрались 28 мая. За два дня до этого на съемочную площадку прибыл караван с кинооборудованием. Со стороны руководства стройки работу съемочной группы обеспечивал начальник строительного участка №3 (бетонные работы на плотине и ГЭС) Ганжа, так как именно в его зоне ответственности и должна была проводиться основная часть съемок на стройке.
Слева - шагающий экскаватор ЭШ-14-65, справа - Маргарита Лифанова в кабине огромной землеройной машины, снизу - Маргарита Лифанова и Александр Михайлов (фото из архива журнала "Огонек").
Съемочная работа стартовала «с колес» уже на следующий день. Уже 29 мая были сняты первые сцены у шлюзов. Основные этапы стройки, которая на тот момент находилась на завершающем этапе, были «вшиты» в сценарий. Большую часть материала предстояло снять на натуре, поэтому режиссеру приходилось спешить. Марина Лифанова на месте прошла ускоренный курс машиниста экскаватора. Первоначально управлять огромной машиной должна была дублерша, но молодая актриса решила сама сесть за рычаги управления экскаватором и даже успела переместить несколько десятков кубометров грунта на стройке. Одним из символов фильма, да и самой стройки, стал электрический шагающий экскаватор ЭШ-14-65 производства завода «Уралмаш». Огромные машины (длина стрелы - 65 метров (высота дома в 17 этажей), глубина разработки грунта - до 45 метров, емкость ковша - 14 кубометров) возвышались над стройплощадкой, эти экскаваторы активно применяли для прокладки судоходного и оросительного каналов и для подготовки котлована под здание и плотину самой ГЭС. Оператор Аркадий Кольцатый рассказывал, что даже при съемке фильма об альпинистах «Покорители вершин» ему было легче работать, чем поместить в кадр целиком такую огромную машину.
Пока Маргарита Лифанова училась управлять экскаватором, Александр Михайлов постигал тайну устройства гидравлической турбины. Ему в наставники выделили опытного мастера из Ленинградского металлического завода Орлова. Установку настоящей турбины сделали частью сюжета картины, весь процесс был снят на пленку для дальнейшего монтажа.
Съемка у плотины Цимлянской ГЭС. На заднем плане можно заметить временный железнодорожный мост. Фотография из фондов "Музея кино".
Съемочной группе пришлось подстраиваться под ритм и график стройки. Отставание буквально на один день уже меняло подготовленную площадку под съемки. На некоторых ключевых объектах, таких как плотина и здания ГЭС, работать можно было только в немногие выходные дни или во время перерыва. В рабочем кабинете начальника третьего участка Ганжи даже вывесили отдельный график работ киношников на стройплощадке.
- Когда мы со сценаристом Чирсковым приехали в первый раз в марте прошлого года (1951 - ред.) - плотины не было и в помине. На ее месте стояла эстакада и несколько портальных кранов. Вторично мы побывали там в сентябре. Еще сценарий не был закончен, но уже стало ясно, что такое событие, как поворот Дона, не может не войти в наш будущий фильм. Прошло всего полгода, но все здесь изменилось до неузнаваемости. На месте эстакады возвышалась величественная плотина. На наших глазах котлован, который совсем недавно заполняли механизмы и машины, сегодня, как огромная чаша, сверкал на солнце, а уже на следующий день был заполнен водой. Сооружение котлована и наполнение Цимлянского моря были первыми ушедшими от нас объектами. Сейчас, когда мы приехали сюда в третий раз с готовым сценарием, с актерами, вновь все изменилось на стройке и продолжает меняться не по дням, а по часам. Утром мы выезжали с оператором на поиск точки, то есть определения и уточнения мест съемки и уточнения кадра. Когда днем мы возвращались на стройку вместе с актерами и аппаратурой, все там выглядело иначе, и приходилось заново начинать поиски коварной точки, - рассказывал Фридрих Эрмлер журналистке «Огонька» о ходе съемок.
Съемки велись в буквальном смысле в полевых условиях. Камерам, софитам, звукозаписывающей технике требовалось электричество, поэтому съемочной группе выделили электростанцию на шасси грузовика. В один из дней во время съемки эпизода с шагающим экскаватором, на площадку обрушилась пыльная буря. Лето в 1952 году было жарким, и многие участники съемок, приехавшие их Ленинграда, с непривычки получали тепловые удары.
Отбор участников массовки для исполнения танцевального номера. Фотография сделана в станице Романовской или в поселке Ново-Соленый. Из архива журнала "Огонек".
Массовку набирали здесь же — среди вольнонаёмных строителей в Ново-Соленом (о работе заключенных фильм деликатно умалчивал) и жителей станицы Романовской. Многим из них достались эпизодические роли, иногда даже с одной или двумя репликами. Помощник режиссера Надежда Кошеверова занялась отбором танцоров из местных кружков художественной самодеятельности для участия в сцене праздника открытия ГЭС.
Съемки запуска ГЭС и канала должны были стать кульминацией развития сюжета фильма и его торжественным завершением. Открытие канала было запланировано на 27 июля 1952 года. В июне уже началась подготовка к празднику. Но для съемок фильма было решено разыграть открытие за 20 дней до него. Для этого съемочной площадкой становилась плотина ГЭС и автодорожный мост рядом с ней. Съемка была назначена на воскресенье 6 июля. Впечатления о том дне сохранила журналистка «Огонька» Ирина Вершинина.
Для этого уже практически завершенная плотина (отделочные работы велись только на башне ГЭС) была украшена электрической иллюминацией и расцвечена красными флагами и полотнами. На грузовиках из поселка Цимлянской и станицы Романовской прибыли празднично одетые участники массовки. Часть съемочной аппаратуры установили на специально устроенных платформах прямо на плотине ГЭС. Казалось, все готово для старта съемок, но в дело вмешалась погода. Подул сильный ветер и началась гроза.
Слева - съемка запуска ГЭС, кинокамеры установлены на специальных платформах, справа - режиссер Фридрих Эрмлер (справа) репетирует с актерами Николаем Боголюбовым (слева) и Виктором Хохряковым (в центре). Фото из журнала "Огонек".
С вечера на место съемок направили электростанцию и звукозаписывающую машину с ними выехала и операторская группа. Плотину не узнать. На своих машинах приехали колхозники Романовской станицы. Автобусы везли людей из Цимлы. С песнями и шутками, в ярких костюмах промчались на грузовике участники танцевального коллектива. Плотину не узнать. Волнуются и надуваются от ветра красные флаги, сверкают на солнце лампионы фонарей, четко вырисовывается на фоне моря белая колоннада. Автотрасса запружена толпами.
- Кольцатый смотрит в аппарат. Кадр удался на славу. Сейчас появятся пароходы на море, да уйдут возникшие вдруг в кадре облака, и можно будет снимать. Довольный ходит по мосткам Эрмлер. По телефону вниз, на командный пост, передает он распоряжение, и мгновенно репродукторы разносят по плотине голос Кошеверовой: «3-й участок! Вперед на 10 шагов». А облака сгущаются и сгущаются, и вот уже туча медленно и тревожно подползает к плотине. Падают первые тяжелые капли дождя. С досадой отдается вынужденная команда: «Товарищи! Отводите людей под прикрытие!», - вспоминала последние дни съемок Ирина Вершинина.
Завершение съемочного процесса фильма пришлось перенести на понедельник 7 июля. В этот день погода уже не подвела. С утра ярко светило солнце, поэтому софиты не понабились. В 11 часов был дан старт съемкам. Главным местом съемки стала плотина. Около 17 часов была снята последняя сцена фильма. По команде Эрмлера, кран поднял один из шандоров, и мощный поток воды полился вниз по скату в Дон. На этом моменте съемки в Ново-Соленом завершились. В общей сложности, они заняли 40 дней.
Съемочный процесс на мосту через Дон у Цимлянской ГЭС. Фото из архива журнала "Огонек".
Уже на следующий день съемочная группа начала сворачивать работу и возвращаться в Ленинград. Полностью материал фильма готов не был. Еще предстояли рабочие съемки в цехах Ленинградского металлического завода и павильонные съемки на киностудии «Ленфильм», но самая сложная и дорогостоящая часть работы уже была сделана. Выход фильма планировался на следующий 1953 год. Но что произошло дальше, остается загадкой. Неожиданно все работы были прерваны, уже отснятый материал, (а это огромное количество дорогостоящей пленки) был положен на полку. Работу над «Победителями» Эрмлер так и не завершил. Ходили слухи, что после смерти Сталина в марте 1953 года, часть уже снятых фильмов, где образ вождя был показан чересчур выпукло, решили не выпускать в прокат. Вместе с материалами «Победителей» исчез и огромный массив видео, снятого в Волгодонске. Если какая-то часть этих пленок сохранилась, то такое открытие станет настоящей сенсацией для изучения истории нашего города. В фондах "Музея кино" сохранились редкие материалы: рабочие моменты съемок, рекламные материалы, а также эскизы декораций художника Евгения Енея, которые сохранили для истории кино уникальное свидетельство о замысле фильма и его изобразительном решении.
После «Победителей» карьера Фридриха Эрмлера пошла на спад. Новой эпохе требовались новые режиссеры, и он остался не у дел. Расцвет творчества Надежды Кошеверовой напротив был в будущем. Она в значительной степени помогла и будущему всенародному любимцу Леониду Быкову, взяв его на одну из главных ролей в фильм «Укротительница тигров», который вышел на экраны в 1954 году, что и обеспечило ему стартовую площадку к звездам советского кинематографа.
Константин Прибрежный
Новости на Блoкнoт-Волгодонск