Мечтавший о большом судостроении волгодонец мастерит точные модели знаменитых кораблей на собственной кухне
Читайте также:
- МАК «Волгодонск» останется без волгодонских призывников (12.01.2021 16:10)
- МАК «Волгодонск» примет участие в военно-морском параде в День ВМФ (16.07.2020 19:03)
- Надев гидрокомбинезоны, экипаж МАК «Волгодонск» покинул корабль: учения в ЮВО (08.11.2019 08:05)
В Волгодонске более 40 лет живет один из самых известных в России судомоделистов, построивший на собственной кухне первую и единственную движущуюся модель артиллерийского корабля - тезку нашего города.
В состав Каспийской флотилии с 2011 года входит малый артиллерийский корабль «Волгодонск». Он стал первым кораблем ВМФ России, названным в честь Волгодонска. За 10 лет «Волгодонск» так ни разу не не нанес визит вежливости в Волгодонск, хотя технические характеристики этого корабля позволяют без проблем пройти Волго-Донской канал и Цимлянское водохранилище.
Но в Волгодонске есть уменьшенная в почти в 70 раз копия корабля, которая, как и ее старший брат, может устроить заплыв по водам Сухо-Соленовского залива. Ее создал своими руками волгодонец Михаил Мухин. У него есть удивительное хобби, он создает движущиеся модели судов и кораблей. Михаил Мухин и стал новым героем рубрики «Лица города».
Михаил Мухин и его корабли
Судомоделизм в России является крайне старым и почтенным видом деятельности. Он появился 300 лет назад одновременно с военно-морским флотом. Тогда миниатюрные модели кораблей служили образцом для постройки настоящих кораблей. Традиция создания моделей кораблей и гражданских судов продолжается и по настоящее время. Часто судомоделизмом занимаются талантливые мастера-одиночки. К их числу относится и волгодонец Михаил Мухин. По профессии он энергетик, но его настоящим призванием стала постройка миниатюрных кораблей. Этим хобби он увлекся еще в школьные годы и пронес его через всю жизнь. Некоторые из моделей Михаила Мухина представляют собой настоящие шедевры, которые могли бы занять достойное место в экспозиции любого музея.
Слева направо. В раннем детстве. С отцом в городском парке. Первый преподаватель в кружке по судомоделизму в Ташкенте
Расскажите о себе. Где вы родились? Как пришли к такому редкому и сложному хобби?
Родился в Уфе 22 сентября 1940 года. Мама работала врачом-хирургом. Отец был на фронте, воевал. После войны родители переехали в Ташкент. Мама продолжала работать по профессии, доросла до главврача. А папа устроился на Ташкентский авиационный завод. Так до самой пенсии родители и работали там. По складу характера и ума я - технарь. Вот уже более 55 лет, со школы, люблю мою жену Ирину и делать модели кораблей. Мир судомоделизма открыл для себя случайно. В Ташкенте мы жили в поселке авиационного завода. В Средней Азии внутри жилых кварталов устраивали пожарные бассейны. Гуляя однажды с приятелями у одного такого бассейна, мы наткнулись на сарай, внутри которого какие-то, на наш детский взгляд, взрослые мужики мастерили игрушечные корабли. Мы смотрели на их работу, всем это дело понравилось, а для меня стало призванием на всю жизнь. В школе лет до 17 я занимался в судомодельном кружке при республиканской детской технической станции. До окончания школы удалось занять третье место в Москве на всесоюзных соревнованиях по классу самоходных моделей для гражданских судов. Помню, что сделал для конкурса модельку пассажирского теплохода.
Что значит быть судомоделистом со стажем?
Для меня судомоделизм - это образ жизни. Как в детстве начал им заниматься, так и с перерывами занимаюсь до сих пор. Когда мастеришь модель, то ощущаешь отдаление от всех проблем, которых по жизни всегда достаточно. Такой ручной труд действует как интеллектуальная медитация.
В ташкентской школе вместе с будущей супругой
Помните свою первую модель?
Первой моделькой стал небольшой парусник с вооружением бригантины. Делал без чертежей, по наитию и картинкам в журналах. Более серьезные модели в нашем кружке стали делать уже по готовым чертежам их таких журналов как «Знание сила», «Техника молодежи», «Моделист конструктор». Более сложные чертежи, необходимые постройки конкурсных моделей распространялись по СЮТам по линии ДОСААФ. Наша группа «корабелов» насчитывала около 15 человек. Руководитель судомодельного кружка по профессии был столяр-краснодеревщик. Работа была построена так. На первых занятиях мы учились работать с деревом и делали табуретки. Руководитель относил эти табуретки на базар, где их и продавал. На вырученные деньги покупали инструменты и материалы. Некоторые материалы мы искали на свалке авиационного завода. Туда много чего хорошего выкидывали. Мы периодически на свалку ездили и много полезных вещей с запасов набирали. Попадались даже малогабаритные электрические двигатели. С их переделкой пришлось повозиться. Двигатели работали при напряжении в 27 вольт, а доступные нам батареи были слабее. Приходилось даже самим делать кислотные аккумуляторы. Брали облицовочную панель из пластика от старого холодильника, нарезали ее на части, из которых делали «банки» для аккумуляторной батареи. Внутрь помещали нарезанные пластины от другого аккумулятора и заливали кислотой. Получалась небольшая аккумуляторная батарея, мощности которой хватало для привидения в движение модели судна средних размеров.
После школы хотели строить настоящие корабли?
Увлечение судомоделизмом в школе конечно не прошло даром. Мечтой было поступить в Николаевский судостроительный институт. Это было знаменитое место. Тут готовили инженеров, которым предстояло проектировать и строить крупнейшие военные и гражданские суда и корабли в Советском Союзе, включая и авианосцы. Но не поступил, провалив экзамен по английскому языку. Вернулся домой и пошел в Ташкентский институт ирригации и механизации сельского хозяйства. С судомоделизмом надолго завязал, сказывалось разочарование от провала на вступительных экзаменах. В мечтах видел себя строителем кораблей, а по профессии стал энергетиком. В ташкентском вузе выбрал самый универсальный факультет электрификации, после окончания которого можно было работать в любой отрасли. Ведь какая разница, что электрифицировать, сельское хозяйство, промышленность или жилые дома?
Как сложилась жизнь после института?
Устроился работать по профессии в трест «Энергоналадка». Занимался испытанием и наладкой высоковольтного оборудования. Наша бригада объездила весь Узбекистан, посетили наверное все крупные подстанции и электростанции республики. В это время женился. С Ириной подружился еще в третьем классе школы. Жена моя родилась в Ташкенте. Там же жила и вся ее родня. Дед Ирины был офицером и перевелся в Туркестанский край еще до Революции. В школе вначале дружили, бывало даже за косички дергал. Так дружили, а потом полюбили друг друга. Свадьбу решили сыграть по возвращению из армии. Служил я в интересном месте, в самом сердце пустыни Кызылкум в городе Учкудук в стройбате. В конце 50-х годов там началось строительство огромных карьеров и ГОКа по добыче урановой руды и золота. После женитьбы встал вопрос о жилье. В «Энергоналадке» квартиру не давали, но появилось место на Чарвакской ГЭС в 70-ти километрах от Ташкента. ГЭС находилась в живописной долине реки Чирчик рядом с одноименным поселком. Там как раз строили жилье для молодых специалистов.
Семья Мухиных в полном составе
Почему решили переехать в Волгодонск?
Время в Средней Азии тогда было спокойное, но что-то такое в воздухе уже носилось. К тому же трясло буквально. Чудовищное Ташкентское землетрясение 1966 года наши семьи пережили без потерь, но и это стало доводом для поиска более спокойного места для жизни. Через несколько лет решили всей семьей переехать в Россию. Об «Аттоммаше» и Волгодонске узнали из газет. На разведку по стечению обстоятельств отправились зимой, которая в тот год в Ростовской области была на редкость суровой. Но первые года три мы жили не в Волгодонске, а в Цимлянске. На «Атоммаш» сразу устроиться не получилось, но открылась вакансия в Восточных электрических сетях, а Ирина устроилась учителем в школу №3 в Цимлянске. Жилья не было, но директор школы разрешил поселиться прямо в помещении на территории учебного заведения. Когда приехал в Волгодонск, устроился по совмещению на станцию юных техников. А по специальности работал в электроцехе «Атоммаша», после перешел в отдел неразрушающего контроля. Здесь и проработал до выхода на пенсию, тут и перестройка подоспела, а вслед за ней и «Атоммаш» от лишних людей принялся избавляться.
На международных соревнованиях по судомоделизму. Одесса, 1994 год.
В Волгодонске стали первым судомоделистом? Что первым построили в Волгодонске? Сколько всего моделей на вашем счету?
Обстроившись в Волгодонске взялся за старое хобби, обнаружив, что в СЮТе есть соответствующая секция. Так неожиданно для себя стал преподавателем, устроившись на полставки. Сейчас в городе три судомоделиста в месте со мной. В СЮТе работает Петр Чепурко. Он себя считает моим учеником. А третий - это Владимир Клюев. Но они больше работают над другими моделями. Чепурко больше занимается яхтами, а Клюев - скоростными моделями. А всех моделей уже и не вспомнить. Но после переезда первой моей моделью стал парусник. Его я сделал в подарок супруге. Сейчас он как семейная реликвия хранится у сына. С момента переезда в Волгодонск создал около 30 крупных моделей, как стендовых, так и движущихся.
Как вы делаете столь точные модели?
Моделист делает точную копию судна или корабля в определенном масштабе. И все детали должны соответствовать этому масштабу. Такие комплектующие, как электродвигатель, винты, система дистанционного управления приобретается в готовом виде. Самому их сделать трудно или невозможно. Сейчас на рынке доминирует Китай. Задача моделиста состоит в точном воспроизведении пропорций корпуса судна и его надстройки, соблюсти текстуру и правильную окраску. Многие из кораблей живут десятки лет, подвергаясь нескольким модернизациям. Поэтому моделист для создания уменьшенной копии судна принимает за «точку отсчета» конкретный период жизни корабля
Модель эсминца «Буйный». Во время Цусимского сражения Русско-Японской войны 1904-1905 годов командир эсминца спас экипаж объятого огнем и потерявшего управление флагманского броненосца «Князь Суворов». После боя были обнаружены распариваемые в отрытом море поломки механизма. Эсминец был потоплен артиллерийским огнем во избежание попадания в руки японцев.
Как проходят испытания таких моделей?
Все начинается с собственной ванной. Здесь и происходит первое опробование каждой модели, если она не является стендовой и не предназначена для помещения в воду. При некоторых станциях технического творчества ранее были собственные бассейны для судомоделизма, но в Волгодонске СЮТ такой базой никогда не располагал. На помощь приходило руководство соседнего бассейна «Нептун». Опробование моделей на отрытых водоемах всегда требует ответственности и подготовки. Требуется иметь как минимум лодку. Были раньше и настоящие катастрофы с кораблекрушениями. Около 2010 года построил радиоуправляемую модель миноносца времен Русско-японской войны «Буйный». Занял первое место на конкурсе. На Дону во время испытаний он потерпел катастрофу и утонул. Модель из-за двигателей и аккумуляторов была тяжелой. На глазах корабль черпанул воду и круто пошел ко дну. Вызывали водолазов, но они ничего не обнаружили. Так «Буйный» из Волгодонска нашел свое последнее пристанище на дне Дона.
Модель МАК "Волгодонск"
Как появилась идея построить «Волгодонск»?
«Волгодонск» - это моя крайняя модель. Работать в таком масштабе больше здоровье уже не позволяет. Как-то в администрацию города были приглашены представители Каспийской флотилии, в том числе капитан и штурман «Волгодонска». Меня туда тоже позвали, зная мое увлечение судомоделированием. С собой я захватил одну из готовых моделек. Офицерам она понравилась, сразу пошел разговор о том, что хорошо бы и Волгодонску иметь модель корабля, названного в честь города. Но готовых чертежей с обмерами корабля в свободном доступе не было. Моряки пошли нам на встречу и пригласили в гости в Астрахань, где тогда базировался «Волгодонск». Капитан корабля оформил допуск, а мой товарищ Игорь Щербаков с прикомандированным матросом за пару дней излазил всю палубу и настройки корабля с рулеткой в руках. Замеряли размеры буквально каждого лючка. От той поездки осталась пухлая папка с фотографиями. На их основе и были готовы чертеж с размерностями настройки судна. Масштаб модели был выбран из примерного соотношения 1:68. Проектная длина корабля составляет 61,5 метров, а длина модели — 0,9 метра или 90 сантиметров. В такой же пропорции были сделаны и остальные детали корабля.
Военные просили не выдавать секреты?
Секретного снаружи ничего нет. Все секреты внутри корпуса корабля, а судомоделисту они не интересны. Любой в принципе, по крайней мере раньше, мог снять на фотоаппарат этот корабль с берега.
Два электродвигателя приводят в движение два миниатюрных винта. Большой "Волгодонск" приводится в движение не винтами, а водометами.
Сколько времени ушло на создание модели?
От подготовки чертежей до первого испытания в ванной ушло года полтора, если не больше. Чертеж - это основа всего. Без нормального чертежа моделист никогда не приступит к работе. Можно было и быстрее, но это ведь процесс постройки такого корабля - это работа для души в свободное время. Модель является ходовой, поэтому корпус должен иметь надежную изоляцию и устойчивость в воде. Подготовка корпуса занимает несколько этапов, это самая трудоемкая и ответственная часть работы. Корпус и его обводы формируются из киля и шпангоутов, своего рода «скелета» корабля. На них наращиваются несколько слоев стеклоткани, скрепленной эпоксидной смолой. Толщина стенок достигает 3 миллиметров. Получается одновременно и прочная, и легкая конструкция. Раньше корпуса делали из пенопласта и дерева, сейчас эти материалы менее популярны. Затем готовится палуба и надстройки, муляжи систем вооружения корабля. Для них используется стеклотекстолит, фанера. В самоходных моделях лучше всего использовать фольгированный стеклотекстолит. Он легок, поддается пайке, хорошо держит форму и не боится влаги. Дистанция, на которой можно управлять кораблем с пульта, достигает нескольких сотен метров. Но по факту, такая высокая дальность не требуется, ведь устройств телеметрии или датчиков глобального позиционирования на модели нет. Можно задавать скорость движения, включать задний ход, отклонять судно право и влево по курсу. Конечно, на ходовой модели невозможно достичь полного уровня детализации мелких деталей, которые присущи большим стендовым моделям. Ведь такой кораблик должен плавать, и его необходимо время от времени частично разбирать для замены аккумулятора или сушки, для чего детали палубы и корпуса делаются съемными. Это естественно ограничивает художественную детализацию модели.
Модель плавучего храма Николая Чудотворца. Храм на основе перестроенного колесного парохода дейстововал в 1910-х годах в Каспийском море.
В городе есть интерес к судомоделизму?
По моему мнению, интерес упал почти до нуля, его практически нет. Моделизм требует большого объема ручной работы. СЮТ ведь только помещение предоставляла и зарплату небольшую платила. Материалы и инструменты для моделирования преподаватели собственными силами доставали и покупали. Даже во время расцвета кружка, серьезно работали немногие. На первое занятие всегда записывалось много ребят, а в конце оставались единицы. При наличии готовых радиоуправляемых моделей, корпеть над собственным шедевром могут только немногие одиночки. Большинство выбирает покупку готовой модели или собирают их из фабричных деталей, будь это двигающаяся или стендовая модель.
Что посоветуете начинающему судомоделисту?
Если человек еще учится в школе, то начать стоит с кружка при Станции юных техников. Там можно освоить базовые азы судомоделизма. А для саморазвития можно черпать информацию в интернете и журналах. Проблем с заказом комплектующих, материалов и инструментов в век интернета нет. Были бы деньги, желание и талант к работе.
Спасибо за интервью!
Доводка кораблей осуществлялась на кухонном столе. За работой над пароходом Донской флотилии.
Итог работы
Анатолий Козин
Новости на Блoкнoт-Волгодонск