«Неизлечимость наркомании и алкоголизма - миф»: врач-нарколог Азизбек Аббасов
Читайте также:
- «Корейцы скрытные, но не умеют отказывать»: Ирина Югай рассказала об особенностях жизни в Корее (28.11.2020 18:03)
- «В следующем году привезу уже миллион»: 16-летняя волгодончанка о победе во всероссийском конкурсе (11.11.2020 18:01)
- «Я привыкла работать в бешеном ритме и не бояться ничего нового»: Татьяна Недоступенко (23.09.2020 18:01)
В рубрике «Лица города» врач-нарколог из Волгодонска Азизбек Холматжонович Аббасов.
Как много людей страдают зависимостью, будь то алкоголизм, наркомания, табакокурение, а может смартфоны? А у скольких людей диагноз «депрессия», поставленный врачом? В современном мире все это встречается, к сожалению, достаточно часто. Но далеко не все люди, даже понимая, что им необходима помощь, могут открыто заявить, что у них есть проблемы.
Вот уже восемь лет помогает людям бороться с зависимостью врач-нарколог 33-летний Азизбек Аббасов. Как он пришел к выбору профессии нарколог, как справляется с негативом и о чем мечтает, Азизбек Холматжонович рассказал в рубрике «Лица города».
Где и когда вы родились?
Родился я 7 декабря в 1987 году в Узбекистане, в солнечном городе Ташкент.
В какой школе учились?
Когда мне было всего 2 года, моя семья была вынуждена уехать. Это был 1989 год, в Узбекистане произошли кровавые погромы турок-месхетинцев. И мы переехали в Россию. Учился я в школе в хуторе Лагутники (Волгодонской район).
Каким ребенком вы были и кем мечтали стать, когда вырастите?
Я рос очень любознательным ребенком, который любил всё анализировать. Всегда мыслил критически. Мечтал стать детективом. Разгадывать тайны, доставать доказательства, распутывать ход событий - это было всё настолько увлекательно, что я этим жил.
Куда вы поступили после школы и почему выбор пал именно на эту профессию?
После школы я уехал из России в Киргизию в город Бишкек, так как у меня живут родственники. Там поступил в Кыргызскую Государственную Медицинскую Академию им. И. К. Ахунбаева, на бюджет. Учился на лечебном факультете и прошел интернатуру по специальности «Психиатрия». А наркологию осваивал уже в России, перед этим подтвердив своё медицинское образование.
На выбор профессии повлиял пример моего двоюродного брата Мурада Алтунова, с которым мы вместе выросли. Он старше меня и соответственно, когда я еще учился в школе, он уже поступал в медицинский колледж. Я видел как серьёзно и ответственно он относится к учёбе. А я, будучи любознательным ребёнком, начал интересоваться его книгами и конспектами. Меня это настолько затянуло, что раздумий по поводу направления в образовании не было. Так что, спасибо моему брату Мураду.
Почему вы вернулись в Волгодонск?
С экономической точки зрения в этой стране было тяжело. Узнав, что в Волгодонске требуются такие специалисты, я принял решение вернуться. Да и вырос я именно в Волгодонском районе. И я полностью придерживаюсь мнения, что лучше жить в небольшом городе, но быть там нужным, чем уехать в большой город и быть там никем.
Сколько лет вы уже работаете по специальности?
Работаю 8 лет.
В чем заключается работа нарколога?
Нарколог – это специалист медицинского профиля, который занимается профилактикой, изучением и лечением зависимостей от алкоголя, наркотических и иных психотропных веществ. Мы работаем с такими заболеваниями как хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение. Как с самими зависимыми, так и с созависимыми одновременно.
Работа врача-нарколога основывается на таких разделах медицины, как психиатрия, неврология, органическая химия и фармакология. На заметку, специальности наркология и психиатрия - очень востребованы, потому что нам приходится работать с тяжелым контингентом.
Есть какой-то случай, который запомнился вам особенно?
Наблюдался однажды у меня парень (назовём его «В»), которому грозила судимость за употребление наркотических средств. Ему дали выбор, либо он встаёт на учёт под наблюдение врача-нарколога с условным сроком, либо идёт за решетку. «В» выбрал наблюдение. После первой же встречи он весьма воодушевился. «Это не моё, доктор! Я буду завязывать. Это моё самое главное желание», - говорил он.
Хочу отметить, что «В» был жизнерадостным и жизнелюбивым. Воспринимал реальность с долей здравого оптимизма. Рассуждал мудро. И я ему верил. Такие эмоции и чувства сложно так искренне сыграть. Тем более, что мы умеем это распознавать. За это время мы, если можно так сказать, подружились. Он был дисциплинирован, приходил регулярно. Не пропускал наши с ним встречи. Сдавал все анализы вовремя. Все это продолжалось примерно полгода. И он пропал. Дозвониться до него я так и не смог.
Однажды ко мне на прием приходит женщина. Это была его мама. Она была крайне расстроена и не переставала плакать. Она мне рассказала, что в свое время они переехали в Волгодонск издалека. Причина переезда была связана с тем, что «В» оказался в кругу людей, ведущих асоциальный образ жизни. Это было связано с наркотиками. И чтобы его спасти, мать решается на переезд.
Но, как оказалось, это не спасло. Не прошло и месяца с их приезда в Волгодонск, как он оказывается в такой же компании. Вся эта компания попадает в поле зрения сотрудников правоохранительных органов. Там случается какая-то ситуация, из-за чего он и оказался в итоге у меня. Ему дали право на реабилитацию. Его мама рассказала, что он очень хорошо отзывался о работе с наркологом. Ему было намного легче после наших встреч и он был мотивирован на то, чтобы оставить все это в прошлом. Хотел начать жизнь с чистого листа. После окончания лечения и снятия с учета планировал сдать на права и стать дальнобойщиком. Но судьба распорядилась иначе.
Он и не планировал участвовать в этом всем. Произошла какая-то ситуация, где его попросту подставляют свои же «товарищи». Не помню уже конкретно о чем это было, но суть была в том, что ему нужно было что-то кому-то передать. И он попался.
Его мама была обеспокоена тем, чтобы вернуть его домой. Точно также как это произошло и ранее, чтобы он получил снова право на реабилитацию. Но закон суров на этот счет. Тем более за распространение, а не за употребление, как это было в первый раз. В этом случае права на реабилитацию уже нет.
Я уверен, что «В» попал в эту нелепую ситуацию случайно. Ему просто не повезло. Я не знаю, как еще это назвать, но я был уверен в нем. Как врач, я давал ему все шансы на трезвое будущее, а главное, он сам стремился к этому. Такое редко встретишь.
Мораль всей истории такова, что очень много молодых ребят попадают в такие ситуации. Особенно когда младшие попадают в компанию к старшим, где становятся объектом манипуляций и разного рода схем. Подростки, по разным причинам оказавшиеся в такой компании и попавшие под влияние асоциальных людей, вводятся в заблуждение. Их часто посылают на какие-то задания, например, сделать «закладку». Им это все преподносится как что-то безобидное. В такую ситуацию, конечно, попадают не только подростки. Цена вопроса - 500 рублей, например, а цена жизни и свободы – от 8 лет и выше.
Что самое сложное в вашей профессии? Что самое важное?
Самое сложное - очень высокий уровень ответственности за жизнь пациента, психологически сложный, стрессовый характер работы. Более того, при постоянном напряжении развивается синдром «выгорания».
А самое важное то, что мы оказываем жизненно важную помощь хронически больным, каждый день преодолеваем мифы о неизлечимости наркомании, алкоголизма и других болезней. Формируем пример избавления от болезни для других, помогая конкретному человеку.
Поддерживаете ли вы личную связь с пациентами? Случаются ли ночные звонки?
Когда человек проходит лечение в стационаре, он находится под постоянным контролем и ты видишь в каком он состоянии и как протекает реабилитация. Но когда пациент проходит лечение амбулаторно - ты его не видишь. Пациент приходит, получает рекомендации и уходит. И ты не знаешь, как он себя чувствует, какие изменения происходят и какая реакция у организма на препараты. Поэтому я изначально начал вести такую политику - если нужна помощь или совет, звони! Я всегда даю свой личный номер телефона. Ночные звонки происходят нечасто, но бывает и такое. Например, как-то звонит мне пациент в 2 часа ночи и рассказывает, что он попал в компанию, где все вокруг уговаривают его выпить алкоголь. Он попросил, чтобы я сказал ему, что если он выпьет, то ничего критического не произойдет. Проще говоря, он хотел переложить всю ответственность на меня, как на врача. Наш разговор длился 10-15 минут. Я напомнил ему с какими жалобами он изначально ко мне обратился, какую колоссальную работу он уже успел проделать и как хорошо он себя чувствует. После 10-15 минут разговора человек понял, что оно того не стоит. Проснувшись утром он был горд собой, что не дал слабину. А если бы у него не было возможности связаться с врачом? Каждый звонок может оказаться роковым. Многие хотят позвонить, но им совесть не позволяет. Но я понимаю, что моя работа - круглосуточная, семь дней в неделю. Поэтому телефон всегда на связи.
В вашей работе много негатива, как вы справляетесь с этим?
Скажу вам честно. Мне помогает тот факт, что мне очень нравится то, чем я занимаюсь. И меня это заряжает - я работаю и получаю удовольствие. В этом я нашел себя. В противном же случае, работа с таким контингентом - это очень тяжело. Ведь большая часть наших пациентов это бывшие заключенные и те, кто нарушает закон. Ситуации бывают разные: и угрожают, и выплескивают свой гнев и негатив. В таких случаях необходимо подключать психиатров.
Как разделяете дом и работу?
В силу своей сущности человек не сможет полностью разграничивать работу и дом. Так или иначе мы люди, и все, что происходит вокруг нас - отражается на нашем эмоциональном состоянии. Как я разграничиваю дом и работу? Просто не рассказываю домашним о работе ничего.
В каком случае родственникам людей с зависимостью стоит «бить тревогу»?
Родственники должны начать «бить тревогу» сразу, как только они заметят изменения в близком человеке. Например, при такой ситуации, когда человек выпивал только по праздникам, но начал это делать намного чаще. У него/нее появилось много оправданий для этого. И эта пагубная привычка становится приоритетнее всего остального. Теряется логика. Человек пребывает в каком-то забвении.
Человек с зависимостью должен сам обратиться за помощью к наркологу, или же за него это могут сделать родственники?
Человек с зависимостью может обратиться как сам, так и его/ее родные и близкие. Порой бывает и такое, что заботливые соседи обращаются.
Возможно ли помочь человеку, если он идет в сопротивление?
Не стоит опускать руки и терять веру. Но есть такой факт, что если сам человек идёт в полное сопротивление, то помочь становится практически невозможно, ведь зависимость - это не только заболевание, но ещё и выбор человека.
Чем любите заниматься в свободное время? Какие хобби у вас есть?
Свободного времени, на самом деле, не так много. Работа и учёба занимает бОльшую часть моей жизни. Я не стою на месте, всегда учусь, развиваюсь и расту. Между этим, конечно, стараюсь уделять время семье. Но когда действительно выдаётся такая возможность, я предпочитаю провести это время активно. Я очень люблю конные прогулки, плавание, катание на велосипеде, ролики. А зимой предпочитаю коньки и поездки в горы. Моя страсть - сноуборд. Я могу за сезон выехать несколько раз, не надолго, дня на 2-3. Потому что работа не позволяет надолго отлучаться.
Вы ведете свой блог в Инстаграм - расскажите о нем.
Знаете, каждый рабочий день у меня возле кабинета образуются две очереди. В первой сидят люди, которые пришли ко мне на прием, а во второй те, кто хочет «просто спросить» - у них есть вопрос, на который им нужен ответ. Зачастую работы настолько много, что найти свободную минуту бывает практически невозможно, но в это же время я прекрасно понимаю людей, которые приходят к врачу за советом и помощью. И мне пришла такая идея завести свой блог @dr.abbasov_azizbek, где я смогу помогать нуждающимся в совете нарколога людям. Ведь у человека может возникнуть вопрос, даже самый элементарный, но найти ответ на просторах интернета достаточно проблематично. Но он сможет написать мне и получить консультацию от специалиста. Я веду свою страницу не для бизнеса, а для того, чтобы помогать людям. Я считаю, что если бы такие блоги начали вести врачи разных специальностей, это помогло бы многим людям. Лично мне, как врачу, было бы очень интересно послушать, например, кардиолога. Ведь врачи могут давать элементарные подсказки, которых многие не знаю, но которые очень важны. Именно исходя из этих соображений я развиваю свою страницу, там нет ничего лишнего и никакой рекламы.
Как часто люди обращаются к вам дистанционно?
С недавних пор моя страница обрела уже полноценный вид и люди стали понимать, о чем идет речь. За помощью обращаются даже люди из других городов. Вот, например, был случай. Позвонила мне жительница Москвы и у нее был элементарный вопрос, связанный с тем, что она стала употреблять алкоголь чаще, чем обычно. Девушка звонила в различные центры, но выйти на врача у нее так и не получилось. Девушка задавала свой вопрос, но даже не дослушав проблемы ей сразу предлагали записаться на консультацию, называли стоимость. Но просто задать вопрос, чтобы понять, насколько все серьезно, она не могла. И увидев мою страницу в Инстаграм, она позвонила мне. Наш разговор длился около пяти минут, я дал ей рекомендации и советы, и она осталась довольна.
Какие планы на будущее?
Развиваться и учиться. Мой график обучения расписан уже даже на 2021 год. Что касается собственного бизнеса - это не мое. Все частные клиники это помощь платная. При этом все специалисты из государственных медучреждений работают в частных. Для меня уйти полностью в частную клинику или открыть свою - это лишить людей возможности получить бесплатную помощь и изменить свою жизнь. Но ведь те люди, у которых нет денег, они даже не думают о частных учреждениях. Исходя из этого делаю вывод, что в государственных медучреждениях тоже должны быть хорошие и компетентные специалисты. Во мне здесь нуждаются, зачем мне уходить? Я надеюсь, что смогу оказать помощь всем, кому это необходимо.
Виктория Исаева
Новости на Блoкнoт-Волгодонск