Почему первая электростанция Волгодонска разместилась в железнодорожных вагонах
Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея
Читайте также:
- Как строители Цимлянской ГЭС победили Дон с помощью камней и самосвалов (26.05.2020 21:02)
- Хутора и станицы, оказавшиеся на дне Цимлянского моря (07.06.2015 19:00)
- Где возник и почему исчез первый центр Волгодонска (23.02.2016 12:00)
Первая электростанция была открыта в будущем Волгодонске сразу после начала стройки Цимлянского гидроузла.
Электроэнергия - это кровь экономики. Ни одна большая стройка не может обойтись без надежного источника электроснабжения. Исключением не стало и строительство Цимлянской ГЭС. Несмотря на значительную долю ручного труда, электроэнергия требовалась для работы механизмов от огромных шагающих экскаваторов до многочисленных насосов, обеспечивающих намыв плотины.
Цимлянская ГЭС после запуска стала крупнейшей электростанцией региона, но до начала ее работы средний Дон был настоящей энергетической пустыней. Несколько мелких электрогенераторов числилось в станице Цимлянской, но их мощности едва хватало на освещение центра станицы и обеспечение электроэнергией местных органов власти и мелких промышленных предприятий.
Крупные угольные электростанции тогда были сосредоточены в Ростове и трех шахтерских городах - Шахтах (АртемГРЭС), Красном Сулине (Несветай ГРЭС) и Каменске-Шахтинском, на расстоянии более 130 километров от станицы Цимлянской.
Первые строители стали прибывать в Романовскую и Цимлянскую еще летом 1949 года. К осени в станице Соленовской, которая стала центром возведения Цимлянского гидроузла, скопилось уже несколько тысяч человек. Люди приехали (а вернее их привезли, ведь значительную часть рабочих составляли заключенные), а освещать свежепостроенные бараки было нечем.
Свет же Соленовской подарили две мобильные электростанции. Выглядели они необычно. Представьте обычный железнодорожный состав из крытых деревянных или цельнометаллических вагонов. Но из крыши одного из вагонов торчат несколько высоких дымовых труб, а к другому тянутся связки кабелей и электрических проводов. Так выглядели энергопоезда - мобильные электростанции в железнодорожных вагонах.
Концепция энергопоезда возникла в СССР в 1930-е годы. Первый энергопоезд в регулярном исполнении в интересах Красной Армии был создан в 1934 году. Он имел мощность всего в 0,7 МВт и состоял из нескольких вагонов. Период Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет стал временем расцвета энергопоездов. Крупные электростанции были разрушены или эвакуированы. Поэтому восстановление каждого крупного города или завода начиналось с визита энергопоезда.
Незаменимы стали энергопоезда и на крупных стройках. Единой энергосистемы в конце 40-х годов еще не существовало, и огромные пространства страны просто не имели источников электрической энергии. С вызовом энергетического кризиса столкнулись и проектировщики Волго-Донского канала: район первых шлюзов канала мог получать электроэнергию от недавно восстановленной Сталинградской ГРЭС, тогда как строители в Ростовской области на первых порах могли рассчитывать на электроснабжение только от временных электростанций.
Энергопоезда на площадке будущего химкомбината, 1954 год. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.
Во второй половине 1949 года в только что основанный поселок Ново-Соленовский на баржах прибыли два энергопоезда. Вагоны выгрузили в районе современного садоводства «Зеленый мыс», откуда была проложена первая железнодорожная ветка на стройплощадке.
По меркам конца 40-х годов, энергопоезда в Ново-Соленовском считались исключительно мощными. Установленная мощность каждого энергопоезда составляла в 5 МВт, что было сравнимо с некоторыми городскими электростанциями тех лет. Каждый энергопоезд включал в себя вагоны с турбоагрегатом, несколько вагонов с водяными котлами, вагоны-градирни для охлаждения отработанной воды, платформы с трансформаторными подстанциями, несколько жилых и бытовых вагонов, а также отделительный вагон-мастерская. Вместе получался целый состав, который смотрелся особенно необычно посередине степи.
Энергопоезда сыграли важнейшую роль в первый год стройки. В ноябре 1950 года стройплощадка Цимлянской ГЭС была подключена к ростово-шахтинской энергосистеме. Для этого энергетики проложили по правому берегу Дона линию в 220 кВ от от Несветай ГРЭС до Цимлянской ГЭС протяженностью в 174 км на металлических опорах. От этой линии был устроен временный заход в 4 километра от Шахтинской ТЭЦ (АртемГРЭС). Подключение стройки к двум самым мощным в Ростовской области электростанциям позволили интенсифицировать строительные работы. Энергопоезда в Ново-Соленовском продолжали работать вплоть до пуска Цимлянской ГЭС. Они служили важнейшим резервным источником электроэнергии. Помимо энергопоездов на площадке Цимлянской ГЭС работали еще до 16 мелких дизель-генераторных электростанций.
По некоторым данным, энергопоезда продолжали работать в Волгодонске и в 50-е годы. В фондах Волгодонского эколого-исторического музея хранятся две фотографии, датированные 1954 годом. На них изображены четыре состава энергопоездов, размещенные на площадке ТЭЦ-1. Главной их задачей стала уже не выработка электроэнергии, а обеспечение стройплощадки паром и горячей водой. С запуском ТЭЦ-1 необходимость в использовании энергопоездов в Волгодонске отпала.
Константин Прибрежный
Новости на Блoкнoт-Волгодонск