Волгодонск Понедельник, 20 января
АВТО, сегодня, 15:01

Полис ОСАГО: какие изменения ждут автолюбителей в 2025 году

Какие нововведения в сфере автострахования вступили в силу с января 2025 года, а какие еще впереди – рассказывает автоюрист Волгодонска Виталий Глебко.

 С наступлением нового года традиционно приходит время для изменений в законодательстве, и автомобилисты не остаются в стороне. Одним из ключевых аспектов жизни современных российских водителей является обязательное страхование автогражданской ответственности, известное как ОСАГО. Каждый год в эту систему вносятся различные корректировки, и 2025 год не стал исключением. В нашем материале вместе с автоюристом Виталием Глебко мы расскажем о том, какие новшества уже вступили в силу, а какие изменения еще только готовятся к реализации. Не пропустите важные обновления, которые могут повлиять на вашу водительскую практику.

С марта 2025 года при постановке автомобиля на учет больше не нужно будет иметь в наличии оформленный полис ОСАГО. Так ли это?

 Действительно, теперь полис ОСАГО не будет требоваться при регистрации автомобиля, и его предоставление не обязательно. Я не могу точно сказать, почему так произошло. Изначально законодатели хотели, чтобы водители обязательно покупали полис ОСАГО, так как «безосагашные ДТП», как я их называю — это серьезная проблема.

Представьте ситуацию: добросовестный водитель, имеющий полис ОСАГО, попадает в аварию, не по своей вине. Многие не понимают, почему их страховая компания не выплачивает компенсацию. Дело в том, что, если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, ваша страховая не сможет вам помочь. Как это работает? Ваша страховая выплачивает вам деньги, но затем пытается вернуть их с виновника. Если у виновника нет полиса, то и ваша компания не сможет вам заплатить. Это большая проблема.

Часто виновники, у которых нет полиса ОСАГО, не могут оплатить ущерб. Даже если пострадавший выиграет суд и получит исполнительный лист, фактически получить деньги с виновника будет сложно. Поэтому законодателям стоит задуматься о том, как повысить количество водителей с полисом ОСАГО. Одним из решений было требование наличия полиса при регистрации автомобиля, но это требование убрали. Возможно, есть какие-то юридические или бюрократические причины для этого, но мне они не ясны.

Сейчас вводятся другие меры, о которых мы сегодня поговорим, но отсутствие требования полиса при регистрации — это, безусловно, проблема.

 

Но тем не менее увеличиваются санкции за повторную езду без ОСАГО. Так?

 Теперь введена новая норма, согласно которой повторное нарушение — управление автомобилем без полиса ОСАГО — будет наказываться штрафом от 3 до 5 тысяч рублей. Эта норма вступила в силу с 1 января.

Почему не увеличили штраф за первое нарушение, а именно за повторное? Это хорошая идея. Объясню, почему. Иногда водители нарушают правило не из-за злого умысла, а просто потому, что забывают о сроке действия полиса. Например, в комментариях к моим постам в телеграм-канале люди писали: «Как можно не знать, когда заканчивается полис?» Честно говоря, я сам иногда не знаю, когда у меня заканчивается полис. Хорошо, если страховой агент позвонит и напомнит, но не все компании так делают. Это важно для водителей.

Поэтому первое нарушение может быть случайным, и не стоит за это слишком строго наказывать. Но если человек повторно попадается на этом нарушении, значит, он уже осознает, что у него нет полиса, и делает это намеренно. В таком случае наказание должно быть серьезнее.

 

Какой период между первым и повторным нарушением?

 Я не буду углубляться в юридические детали, чтобы это было понятнее водителям. Скажу просто: повторным считается правонарушение, если оно совершено в течение года после того, как первое нарушение вступило в законную силу. Это происходит через 10 дней после получения первого штрафа.

 То есть, если вы получили штраф, у вас есть 10 дней, чтобы он вступил в силу. С 11-го дня, если вы снова совершите такое же нарушение, это будет считаться повторным. И так далее: если вы снова нарушите через 12 дней после первого штрафа, это тоже будет повторное нарушение. Поэтому будьте внимательны с этим!

 

Правда ли, что в больших городах камеры автоматической фиксации нарушений начнут проверять наличие полисов ОСАГО?

 Давайте начнем с самого начала. Эта идея обсуждается уже давно, и говорили, что её не могут внедрить из-за технических сложностей. Но на мой взгляд, в нашей стране реализовано гораздо более сложные вещи, например, на Госуслугах. В этом случае всё довольно просто: камера считывает номер автомобиля, проверяет его по базе РСА (Российский союз автостраховщиков) и, если полиса нет, выносит штраф. Это не так сложно, и непонятно, почему это так долго не внедряется.

Сейчас новость о внедрении системы не очень конкретная, поскольку технические вопросы еще не решены. Планируется, что с 1 марта 2025 года система будет запущена в нескольких регионах, но Ростовская область не входит в их число. В некоторых регионах водители будут получать не штрафы, а предупреждения, поскольку система будет только тестироваться.

Безусловно, рано или поздно эта система заработает по всей стране, и это положительно скажется на проблеме, потому что камеры будут фиксировать нарушения, и штрафы могут приходить в любое время. Но также возникает вопрос о повторных нарушениях. Например, если вас остановил инспектор и выписал штраф, другой инспектор может остановить вас за углом и выписать новый штраф за то же самое нарушение, не учитывая повторность.

Что касается работы камер, пока нет ясной информации. Говорят, что они могут фиксировать нарушения раз в день, но конкретных деталей пока нет, поэтому оценить эту систему в настоящее время сложно.

 

Как думаете, будут ли проверять камеры, если водитель не вписан в полис ОСАГО? Как это можно реализовать?

 Система будет работать так, что ответственность за нарушения будут нести собственники автомобилей. Это связано с тем, что в законодательстве есть положение, согласно которому именно владелец автомобиля отвечает за штрафы, когда их фиксируют камеры. Если камера зафиксировала нарушение, собственник может обжаловать штраф и доказывать, что в тот момент не он был за рулем. Такие жалобы могут быть удовлетворены, если есть убедительные доказательства.

 Таким образом, в случае с камерами, ответственность будет лежать на владельце автомобиля. С одной стороны, это логично, ведь автомобиль — это источник повышенной опасности, и владелец должен отвечать за вред, который может причинить его транспортное средство. Кроме того, владелец обязан заботиться о содержании автомобиля, включая его страхование.

 

Много ли на вашей практике случаев, когда на машину оформлен полис ОСАГО, но водитель, который был за рулем во время ДТП не вписан в него? Как решаются такие вопросы?

 Эта ситуация решается довольно хорошо, как для водителей, так и для пострадавших. Когда закон об ОСАГО только начал действовать, возникали проблемы: страховые компании иногда отказывались выплачивать компенсации, если виновник не был вписан в полис. Но затем Верховный суд разъяснил этот вопрос, и судебная практика устоялась. Теперь страховая компания обязана выплатить компенсацию, даже если виновник не вписан в полис ОСАГО.

 Однако после выплаты страховая имеет право взыскать эту сумму с водителя, который не был вписан в полис. Таким образом, для пострадавшего нет никаких проблем — он получает деньги от страховой компании. А вопрос с не вписанным водителем остается на усмотрение страховой, и это уже их дело.

Дарьяна Хохлова


Новости на Блoкнoт-Волгодонск

Автомир Волгодонска

Полис ОСАГООСАГОавтострахованиеавтомирводителиавтолюбителиавтомобильштраф
0
0