Порт Волгодонска построили на искусственном полуострове в голой степи
Соружение причалов порта, 1951 год. Фотография из фондов Волгоградского областного музея краеведения
Читайте также:
- Парусник с двумя спортсменами перевернулся в акватории Цимлянского водохранилища (12.08.2023 13:51)
- Новый терминал для экспорта зерна хотят построить в порту Волгодонска (10.08.2023 18:20)
- Порт растет, канал стагнирует: сколько грузов перевезли по водохранилищу (04.08.2023 09:50)
Одним из самых крупных искусственных объектов в Волгодонске является насыпной полуостров, на котором находится речной порт.
Берег Цимлянского водохранилища в Волгодонске в общем следует за естественными элементами рельефа. Часть города на набережной за микрорайоном В-9 непосредственно выходит к акватории водохранилища, а новый город с двух сторон окружают две затопленные водами Цимлы балки — Сухо-Соленовская и Мокро-Соленовская.
В 1951 году будущий порт представлял собой вынесенный в степь огромный параллелепипед, ограниченный с двух сторон металлической шпунтовой стенкой. Пространство между двумя стенками постепенно заполняли камнем, песком и грунтом и тщательно трамбовали. Масштаб работ здесь был сравним с сооружением участка плотины Цимлянского гидроузла. Искусственный характер полуострова вышел боком — в 50-60е годы часть территории порта начала проседать, что привело к проблемам с эксплуатацией подкрановых и железнодорожных путей.
Первый порт представлял собой площадку размерами 140 на 560 метров, площадью около 8 гектар. Фактически это был искусственный остров, соединенный с «большой землей» и городом узкой перемычкой, по которой проходили автомобильная дорога и ветка железной дороги, которая связывала порт со станцией Добровольская (Волгодонская).
В коллекции Волгоградского областного музея краеведения отложилось несколько фотографий порта в период его строительства, которые позволяют оценить масштаб землеройных работ, выполненных при сооружении порта. Человек просто теряется на фоне огромной шпунтовой стенки которая после наполнения водохранилища до проектной отметки превратилась в причалы порта. Интересна и приписка к фотографии. В 1951 году еще строящийся порт называли Добровольским, по находящейся рядом железнодорожной станции. При открытии порт официально назвали Цимлянским, а Волгодонским он стал только в 1966 году.
Сейчас узкая перемычка между портом и городом стала намного шире. Это произошло по трем причинам: сам порт расширили, часть акватории водохранилища была занесена илом и песком, превратившись в болота и сушу, а фактический уровень водохранилища оказался ниже проектного на 20-30 сантиметров из-за многолетней маловодности Дона. Таким образом осушилась вся четная сторона улицы Портовой от въезда в порт до современной яхтенной станции. В 50-е годы это был голый берег, вода подходила прямо к дороге. А теперь вода ушла на сотни метров в сторону. На бывшем заиленном берегу уже растут деревья.
Порт в начале 70-х годов. Фотография из архива Сергея Скрипника с сайта pastvu.com. Теперь все водное пространство в левой части фотографии является сушей
Проблема проседания грунта была решена позднее. Старый порт по площади был почти в два раза меньше современного порта. В 70-е годы порт вырос почти вдвое за счет дополнительной территории, приращенной с западной стороны порта. Там разместились новые специализированные площадки для обработки самых разнообразных грузов.
В 70-80-е годы порт обрабатывал большие объемы строительных грузов для быстрорастущего города, минеральные удобрения, зерно, лесные грузы, прокат черных металлов. В небольшом количестве порт принимал и контейнеры. Через порт в Волгодонск доставляли водным путем детали и конструкции для самых крупных станков и прессов «Атоммаша». Максимальный грузооборот порта в это время превышал отметку в 2 миллиона тонн грузов в год, а на начало 90-х годов мощности порта позволяли перерабатывать более 3 миллионов тонн грузов в год.
В 90-е годы порт был раздроблен на несколько юридических лиц и сменил свою специализацию. После 1991 года речной порт Волгодонска стал одним из крупнейших пунктов перевалки металлолома в Турцию. К началу 2000-х годов экспорт лома сократился. Место металла заняло зерно. Сейчас на территории порта действуют два специализированных зерновых терминала, и планируется строительство третьего.
Константин Прибрежный