Волгодонск Пятница, 17 января
Культура, 14.11.2014 11:33

Волгодонцев попытались напугать «Доской»

Волгодонцев попытались напугать «Доской»

Фото: kinopoisk.ru

13 ноября на российские экраны вышел американский фильм ужасов «Уиджи. Доска дьявола». На премьерном показе в кинотеатре «Комсомолец» побывал Михаил Рагожин, которого мы попросили поделиться своими впечатлениями от увиденного.

В последние годы кинокритики разных мастей не устают повторять, что киножанр «ужасы» находится в кризисе. За изощренностью технических приемов давно проглядывает сюжетная и идейная нищета, заставляющая зрителя зевать там, где он вроде бы должен пугаться. Новое поколение режиссеров не способно выдумывать архетипические образы злодеев вроде Фредди Крюгера или Джейсона Вурхиза, которые эффектно воплощали собой само Зло, как не способно оно создавать на экране жуткую и мрачную атмосферу, от которой кровь стынет в жилах.

Конечно, попытки выйти за пределы набивших оскомину шаблонов в хоррор-фильмах иногда предпринимаются, здесь можно вспомнить и «Хижину в лесу», и «Паранормальное явление», и великолепное «Заклятие», однако... на каждую такую творческую удачу приходятся сотни унылых подражаний, превращающих свежую идею в банальность быстрее, чем очередной кинозлодей порежет на кусочки очередную вяло протестующую жертву. 

И если режиссеров, штампующих посредственные страшилки для телевидения или в видеоформате, такое положение дел не беспокоит, то по прокатным фильмам кризис жанра бьет рублем. Поэтому предложить публике что-то новенькое, даже если это на самом деле хорошо забытое старенькое, — сегодня для создателей кино не столько хороший тон, сколько коммерческая необходимость.

Не исключением стала и «Доска дьявола», стартовавшая в российском прокате 13 ноября. Режиссером этого фильма выступил Стайлз Уайт, для которого картина стала дебютной. Правда, его нельзя назвать совсем уж новичком: вместе с Джульетт Сноуден Уайт уже писал сценарии к «Знамению» с Николасом Кейджем и к довольно качественному хоррору «Шкатулка проклятия». Опробованная в «Шкатулке» сюжетная линия, в которой источником зла выступает некий заурядный предмет, продолжилась и в «Доске дьявола». Здесь зрителю на протяжении полутора часов предстоит наблюдать, как главные герои — школьники старших классов — пытаются побороть последствия неосторожного обращения с предметом, соединяющим мир духов с миром живых.

Первые 40 минут из этих полутора часов на экране не происходит ничего, заслуживающего внимания. Так что если вам доведется посмотреть этот фильм, то во время первой его половины можете смело заняться своими делами — ничего не потеряете. Смерть одной из школьниц, произошедшая при странных обстоятельствах, и последующие душевные страдания ее друзей - главных героев мало того, что размазаны по экранному времени как крохотный кусочек масла по буханке хлеба, так еще и бесполезны с точки зрения драматургии. За скучными, подчеркнуто «киношными» диалогами главных героев их образы и характеры остаются совершенно нераскрытыми, из-за чего в дальнейшем не возникает абсолютно никакого желания им сопереживать.

Зато начиная с экватора события начинают развиваться с калейдоскопической быстротой, словно компенсируя зрителю потерянное из-за провального начала время.

Главные герои, неосмотрительно втянувшись в эксперименты со спиритическими сеансами и вызовами духов мертвых, начинают испытывать на себе ужасные последствия своего невежества.

И здесь, собственно, кроется вся «изюминка» этого фильма. Вытянуть фильм с непрописанными персонажами, посредственной актерской игрой, провисающим сюжетом, избитыми образами и не впечатляющей атмосферой режиссер решил с помощью... старых добрых «бу»-эффектов. На протяжении второй половины фильма кто-то все время выпрыгивает на зрителя прямо в камеру, заставляя вздрагивать от неожиданности. Для пущего эффекта это сопровождается резкими громкими звуками. В какой-то момент к этому приему привыкаешь, и он перестает удивлять и пугать. Хотя пощекотать нервы некоторых впечатлительных зрительниц таким образом удалось  — в зрительном зале то и дело раздавались их вскрики. А кто-то и вовсе порывался уйти домой (впрочем, так и не ушел).

В определенном смысле такое возвращение к истокам можно рассматривать как ноу-хау. Ведь давно изжитый прием забывается и через какое-то время при новом появлении выглядит новаторством. «Бу»-эффекты часто использовались в низкобюджетных слэшерах и триллерах 70-х годов, но уже в 80-х от них стали отказываться из-за их предсказуемости и примитивности. Идею напомнить о них и даже построить на них весь фильм нельзя назвать совсем уж неудачной. 

Правда, долго паразитировать на столь банальном трюке Стайлзу Уайту и его единомышленникам по режиссерскому цеху не удастся: современному искушенному в фильмах-страшилках зрителю все новое приедается уже чуть ли не по ходу начальных титров. Так что какая-нибудь очередная «Кастрюля Сатаны» с большой долей вероятности с треском провалится в прокате.


Резюме: в целом неплохой молодежный «ужастик», который со второй половины хронометража способен развлечь, а самых впечатлительных даже немного напугать. Свои 4 балла из 10 он честно заслужил.

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
0
0