Волгодонцы могут посетить уникальную 120-летнюю мельницу
Мельница Щербакова в Большом Ремонтном
Читайте также:
- Ученые обнаружили прародину цимлянских виноградников в испанской Каталонии (18.02.2021 20:08)
- 100 лет назад виноград в Цимлянской давили особым способом (22.01.2021 19:09)
- Бунт проституток, раздевание конвоиров и прочие нетипичные истории времен строительства Цимлянского гидроузла (25.03.2019 14:59)
Через пару недель в Волгодонске наступит «бабье лето», едва ли не лучшее время в году для поездок за город с семьей. Изнуряющий летний зной уже отступил, но осенняя зябкая погода еще только на подходе.
Куда же отправиться за город на однодневную поездку? Для жителя Волгодонска найти ответ на этот вопрос далеко не просто. Окрестности города не так полны достопримечательностями, как хотелось бы. Одним из популярных направлений коротких турпоездок из Волгодонска является Элиста.
От Волгодонска до Элисты 240 километров пролетают почти незаметно. По мере приближения к Элите тянутся все более пустынные степи. Названия населенных пунктов за окном: Глубокий, Привольный, Красностепной мало кому что говорят, а сами хутора для горожанина неотличимы друг от друга. Найти здесь достопримечательное место даже для короткой остановки или осмотра невозможно.
Но одно такое интересное место по дороге на Элисту есть. Уже на границе Ростовской области после районного центра Ремонтное дорога идет по окраине хутора Большое Ремонтное. Калмыкия начинается в нескольких километрах отсюда. Границу с соседней республикой легко определить по огромным ветрякам на горизонте, которые со стороны буквально довлеют над хутором. Но если внимательно присмотреться, то даже из окна машины на окраине хуторе можно заметить желтоватую кровлю и лопасти подлинной столетней ветряной мельницы.
Схема проезда к мельнице от трассы Зимовники - Элиста
Хутор Большое Ремонтное является обладателем уникального по меркам России памятника промышленной архитектуры — настоящей ветряной мельницы с полным комплектом оборудования для помола зерна. Несмотря на то, что в начале прошлого века ветряные мельницы были в каждом селе и станице, а лет 60 назад они оставались привычной частью пейзажа, к началу 21 века настоящих ветряных мельниц сохранилось крайне мало. Основным конструкционном материалом для таких мельниц было дерево, которое шло как на сооружение самого корпуса здания мельницы, так и на механизмы. Без регулярного ухода и замены деталей, мельница быстро ветшала, а в сухую погоду любая искра грозила превратить такую мельницу в огромный костер, после которого ее восстановлением никто и не думал заниматься. Ветряные мельницы вышли из обихода хозяйства после войны, когда завершилась электрификация сельского хозяйства и необходимость содержать сложные и все более устаревающие мельницы отпала. Если кирпичные здания старых паровых и дизельных мельниц сохранились десятками и сотнями по всей России (и судьба паромоновской мельницы в станице Хорошевской скорее исключение), то ветряные мельницы безвозвратно канули в Лету.
Сейчас мельница зафиксирована неподвижно на забетонированном основании. Но раньше ее можно было вручную поворачивать, ориентируясь на направление ветра. Под корпусом мельницы можно увидеть обрезок бревна, служившим поворотным воротом
Поэтому мельница в Большом Ремонтном уникальна. В 2021 году исполнился 121 год со дня ее закладки. И это не шутка. Мельница стоит на одном и том же месте более 120 лет. В 1900 году хутору Большое Ремонтное насчиталось уже более 30 лет. Тогда он также находился на границе, но по ее другую сторону. Земли Области Войска Донского или просто Донской области заканчивалась перед селом Ремонтным. Оно уже относилось к Астраханской губернии, как и все села и хутора, возникшие во второй половине 19 века в широкой полосе русской земледельческой колонизации вдоль дороги Царицын (Волгоград) — Ставрополь на самом краю засушливых калмыцких степей. Здесь переселенцами с Юга Черноземья и востока современной Украины были основаны новые села и хутора, из которых в дальнейшем выросли райцентры Ростовской области Заветное и Ремонтное и столица Калмыкии Элиста. Ремонтных было целых три — село Ремонтное и два хутора Большое и Малое Ремонтное. Последний ранее находился немного западнее Большого Ремонтного и к настоящему времени не сохранился.
Обилие Ремонтных (вместе с одноименной железнодорожной станицей в селе Дубовском) не должно удивлять. Термин «ремонт» раньше означал не только восстановление механизма, но и сбор и приобретение лошадей для армии. А еще не распаханные степи между Доном и Салом в начале 20 столетия славились своими огромными овцеводческими и коневодческими хозяйствами.
Не был исключением из этого правила и хутор Большое Ремонтное. Но помимо лошадей и овец, которые шли на продажу, крестьяне здесь выращивали и зерновые культуры для собственных нужд. Зерно нужно было молоть, и здесь на помощь пришел ветер. В начале века в хуторе уже работали три ветряные мельницы, а наша мельница стала четвертой. В 1900 году ее заложил богатый крестьянин Митрофан Белоусов по прозвищу Щапарь. Сооружение мельницы заняло три года. Детали механизма, конструкции и оборудование доставили на телегах из Астрахани. Материалом для сооружения мельницы стала сибирская лиственница, дерева, доски и бревна их которого которого считаются почти вечными. Известно и имя первого мельника. Им стал Артем Щербаков, который проработал на мельнице столько лет, что саму мельницу вплоть до современности называют «Мельницей Щербакова».
Хрупкая на вид мельница пережила Гражданскую войну, не переставая снабжать хутор мукой. В 1924 году хутор Большое Ремонтное вместе с селами Ремонтное и Заветное оказался в составе Северо-Кавказского края, будущей Ростовской области. Перед коллективизацией мельница несколько раз перепродавалась, пока не была передана в колхоз. Мельником все эти годы продолжал оставаться Артем Щербаков, передавший почетный в колхозе пост мельника своему сыну Пантелею. Приметное в голой степи сооружение мельницы уцелело и во время Великой Отечественной войны. Фуражное зерно на корм скоту, мельница продолжала молоть до 1978 года. К этому времени «мельница Щербакова» на глазах людей стала памятником. Поэтому после прекращения ее работы было принято решение мельницу сохранить на прежнем месте, оставив внутри нее все оборудование. С 1978 года мельница почти без утрат пережила несколько реставраций. Последний раз ее покрасили как раз в 2021 году.
Добраться до мельницы очень легко. Достаточно съехать с трассы Зимовники - Элиста и по асфальтированной дороге заехать на бывший колхозный двор. Доступ к мельнице является свободным, но внутрь вход закрыт. Иногда к мельнице проводят экскурсии, но постоянным музейным экспонатом она пока не является. Для того, чтобы попасть внутрь мельницы необходимо заранее договариваться о встрече в местной сельской администрации.
Константин Прибрежный
Новости на Блoкнoт-Волгодонск