Волгодонск Вторник, 16 апреля

Железную дорогу до Цимлянска могли построить на 30 лет раньше

Железную дорогу до Цимлянска могли построить на 30 лет раньше

Расширение путевого парка станции Добровольская, 1957 год. Фотография из коллекции Анатолия Чалых.

Летом 2020 года в Ростовской области отметили начало работы сразу на трех железнодорожных линиях.

2 августа в России отмечается День железнодорожника. Символично, что в этот день на станцию Волгодонская прибыл первый пассажирский поезд из Саратова.

Через Волгодонск он проследовал в Сочи. Вместе с поездом Астрахань – Имеретинский курорт, «саратовский» поезд до конца августа он будет поддерживать прямое пассажирское сообщение между Волгодонском и Сочи.

В Волгодонске свой профессиональный праздник встречают не только сотрудники подразделений Российских железных дорог, но и работники железнодорожных цехов других городских предприятий. В Волгодонске собственная одноименная железнодорожная станция работает при Ростовской АЭС, собственный локомотив есть и  у Волгодонского комбината древесных плит. Доставку вагонов со станции Волгодонская к предприятиям города осуществляет ООО «Промтрансвагон». В ведении этого общества находятся две железнодорожные станции – Заводская и Стройбаза, расположенные в промышленной зоне за «Атоммашем».

Железная дорога пришла в Волгодонск одновременно с возникновением города. Станции Цимлянская и Добровольская (будущая Волгодонская) стали главными транспортными узлами стройки, принявшие  основной объем грузов для сооружения Цимлянского гидроузла. Окончательно железнодорожная линия Куберле – Волгодонск – Морозовск была достроена в июле 1952 году, после открытия постоянного движения на участке по плотине Цимлянской ГЭС между Волгодонском и Цимлянском.


вокзал.png
Строительство нового вокзала, февраль 1976 года. Фотография Владимира Яшина из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.

На востоке же Ростовской области первый паровозный гудок прозвучал за 44 года до этого. 15 декабря 1896 года было запущено рабочее движение между станциями Великокняжеская (современный Пролетарск) и Ельшанка (находится в черте современного Волгограда). Через два с половиной года, 1 июля 1899 года, была открыта и вся железнодорожная линия Царицын (Волгоград) – станция Торговая (Сальск) – Тихорецк. А в июле 1900 года начала работу Восточно-Донецкая ветвь Югов-Восточной железной дороги, связавшая станцию Лихую с Царицыным.

Линии Царицын - Тихорецк и Царицын – Лихая во многом определи направления роста и современную сеть расселения на востоке области. Благодаря железным дорогам возникли или получили развитие такие города, станицы и поселки как Дубовское, Зимовники, Орловский, Пролетарск, Сальск, Морозовск, Тацинская, Белая Калитва.

Но современная конфигурация железных дорог в Ростовской области могла быть иной. В 20 веке существовал целый ряд проектов разной степени проработанности, подразумевающие строительства целого ряда железный дорог, пролегающих по территории современной Ростовской области.

Самым грандиозным из них могла стать железнодорожная магистраль Миллерово – Саратов. В 10-х годах 20 столетия этим проектом занималось частное общество Рязано-Уральской дороги. Реализации этого уже готового проекта помешала Первая Мировая война. В эти же годы муссировался и вопрос о прокладке одноколейной железной дороги от станции Морозовская до станицы Цимлянской. Таким образом, местные торговые казаки решили бороться со снижением экономического веса станицы, оставшейся без прямого доступа к железной дороге.

Уже на рубеже 20-30-х годов рассматривался вопрос о прокладке железнодорожного пути от Шахт до Константиновска. «Слабым» местом этого проекта оказался дорогостоящий железнодорожный мост через Северский Донец. Этот проект в другой форме был реализован уже в послевоенное время в виде железнодорожной ветки от станции Горная до нового речного порта и рабочего поселка Усть-Донецк.

В послевоенные годы железнодорожное сообщение мог получить и Семикаракорск. Во время строительства Донского магистрального канала для преодоления Сальско-Манычской гряды потребовалось соорудить многокилометровый туннель. Для такой масштабной стройки от разъезда Саловский на только что построенной линии Куберле – Добровольская до хутора Малая Мартыновка быстро соорудили отдельную железнодорожную ветку. Она существуют и по настоящее время, но используется как подъездной путь. В начале даже 50-х годов появились так и нереализованные планы по продлению этой железной дороги до Семикаракорска. В настоящее время существует проект строительства железной дороги Зимовники – Элиста – побережье Каспийского моря.

Анатолий Козин



Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
станция ВолгодонскаяДень железнодорожникаВолгодонск
5
0
Народный репортер + Добавить свою новость