Железную дорогу до Цимлянска могли построить на 30 лет раньше
Расширение путевого парка станции Добровольская, 1957 год. Фотография из коллекции Анатолия Чалых.
Читайте также:
- В Калмыкии обнаружен прародитель вокзала Волгодонска (04.08.2016 12:41)
- Как станция Добровольская превратилась в Волгодонскую (28.03.2015 00:30)
- Поезд едет в Волгодонск (09.03.2015 14:00)
Летом 2020 года в Ростовской области отметили начало работы сразу на трех железнодорожных линиях.
2 августа в России отмечается День железнодорожника. Символично, что в этот день на станцию Волгодонская прибыл первый пассажирский поезд из Саратова.
Через Волгодонск он проследовал в Сочи. Вместе с поездом Астрахань – Имеретинский курорт, «саратовский» поезд до конца августа он будет поддерживать прямое пассажирское сообщение между Волгодонском и Сочи.
В Волгодонске свой профессиональный праздник встречают не только сотрудники подразделений Российских железных дорог, но и работники железнодорожных цехов других городских предприятий. В Волгодонске собственная одноименная железнодорожная станция работает при Ростовской АЭС, собственный локомотив есть и у Волгодонского комбината древесных плит. Доставку вагонов со станции Волгодонская к предприятиям города осуществляет ООО «Промтрансвагон». В ведении этого общества находятся две железнодорожные станции – Заводская и Стройбаза, расположенные в промышленной зоне за «Атоммашем».
Железная дорога пришла в Волгодонск одновременно с возникновением города. Станции Цимлянская и Добровольская (будущая Волгодонская) стали главными транспортными узлами стройки, принявшие основной объем грузов для сооружения Цимлянского гидроузла. Окончательно железнодорожная линия Куберле – Волгодонск – Морозовск была достроена в июле 1952 году, после открытия постоянного движения на участке по плотине Цимлянской ГЭС между Волгодонском и Цимлянском.
Строительство нового вокзала, февраль 1976 года. Фотография Владимира Яшина из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.
На востоке же Ростовской области первый паровозный гудок прозвучал за 44 года до этого. 15 декабря 1896 года было запущено рабочее движение между станциями Великокняжеская (современный Пролетарск) и Ельшанка (находится в черте современного Волгограда). Через два с половиной года, 1 июля 1899 года, была открыта и вся железнодорожная линия Царицын (Волгоград) – станция Торговая (Сальск) – Тихорецк. А в июле 1900 года начала работу Восточно-Донецкая ветвь Югов-Восточной железной дороги, связавшая станцию Лихую с Царицыным.
Линии Царицын - Тихорецк и Царицын – Лихая во многом определи направления роста и современную сеть расселения на востоке области. Благодаря железным дорогам возникли или получили развитие такие города, станицы и поселки как Дубовское, Зимовники, Орловский, Пролетарск, Сальск, Морозовск, Тацинская, Белая Калитва.
Но современная конфигурация железных дорог в Ростовской области могла быть иной. В 20 веке существовал целый ряд проектов разной степени проработанности, подразумевающие строительства целого ряда железный дорог, пролегающих по территории современной Ростовской области.
Самым грандиозным из них могла стать железнодорожная магистраль Миллерово – Саратов. В 10-х годах 20 столетия этим проектом занималось частное общество Рязано-Уральской дороги. Реализации этого уже готового проекта помешала Первая Мировая война. В эти же годы муссировался и вопрос о прокладке одноколейной железной дороги от станции Морозовская до станицы Цимлянской. Таким образом, местные торговые казаки решили бороться со снижением экономического веса станицы, оставшейся без прямого доступа к железной дороге.
Уже на рубеже 20-30-х годов рассматривался вопрос о прокладке железнодорожного пути от Шахт до Константиновска. «Слабым» местом этого проекта оказался дорогостоящий железнодорожный мост через Северский Донец. Этот проект в другой форме был реализован уже в послевоенное время в виде железнодорожной ветки от станции Горная до нового речного порта и рабочего поселка Усть-Донецк.
В послевоенные годы железнодорожное сообщение мог получить и Семикаракорск. Во время строительства Донского магистрального канала для преодоления Сальско-Манычской гряды потребовалось соорудить многокилометровый туннель. Для такой масштабной стройки от разъезда Саловский на только что построенной линии Куберле – Добровольская до хутора Малая Мартыновка быстро соорудили отдельную железнодорожную ветку. Она существуют и по настоящее время, но используется как подъездной путь. В начале даже 50-х годов появились так и нереализованные планы по продлению этой железной дороги до Семикаракорска. В настоящее время существует проект строительства железной дороги Зимовники – Элиста – побережье Каспийского моря.
Анатолий Козин
Новости на Блoкнoт-Волгодонск