Волгодонск Суббота, 23 ноября
Общество, 24.03.2022 19:02

«Страшно, когда на тебя едет автобус, а тебе некуда деться»: почему инвалиды-колясочники - изгои общества?

Доступна ли городская среда в Волгодонске для инвалидов-колясчников? «Блокнот» проверил это на себе.

Бытует мнение, что Волгодонск - это город, в котором нельзя выйти на улицу и не встретить знакомого. И действительно, при 170-тысячном населении такая вероятность вырастает в разы. Особенно, если сравнивать такую вероятность, например, с городом-миллионником.

Казалось бы, при таком раскладе встретить в городе человека, передвигающегося на инвалидной коляске, представляется задачей простой, ведь таких людей в Волгодонске насчитывается около 3 000 человек. Вопреки этой логике, беседы с горожанами приводят к противоположным выводам - волгодонцы признаются, что встречают инвалидов-колясочников крайне редко, что несомненно наталкивает на вопрос: «А почему?».

Пытаясь разобраться в этом вопросе, «Блокнот» решил проанализировать основную проблему, которая могла бы препятствовать свободному передвижению маломобильных групп населения, и называется она - недоступность городской среды и неприспособленность объектов социальной инфраструктуры.

Для этого было решено обратиться к человеку, который не понаслышке знает об этой проблеме. Речь идет о 58-летней Валентине Васильевне Ртищевой, которая страдает редким наследственным заболеванием и в последнее время вынуждена передвигаться на инвалидной коляске. Более того, Валентина Васильевна возглавляет городскую общественную организацию инвалидов-колясочников «Родник», а значит, способна рассказать о проблеме не только от своего имени, но и от имени многих людей, чьи заболевания приковали их к инвалидному креслу.


Председатель общественной организации инвалидов-колясочников в Волгодонске «Родник»

Встреча с Валентиной Васильевной и общение с ней на данную тему вызвали, откровенно говоря, смешанные чувства: с одной стороны, это человек, который мыслит позитивно, радуется малому и в целом - всячески сопереживает, пытается помочь тем, вместе с кем разделяет этот социальный статус.

С другой стороны, временами женщина выглядела немного отчаянной. Особенно остро такое ощущение создавалось, когда Валентина Васильевна начинала перечислять многочисленные локации, в которых инфраструктура препятствует свободному передвижению инвалидов-колясочников. В совокупности же эти места являются барьерами к их счастливой и полноценной жизни.

Ладно, если бы в списке таких мест значились только те пространства, где об инвалидах не думали бы от слова «совсем». Напротив, Валентина Васильевна рассказала, что вниманием местных властей они не обделены: при дорожных работах строительные организации предусматривают наличие съездов с тротуаров, социальные организации обзаводятся пандусами и подъемниками, а по городу уже давно курсирует общественный транспорт с рампами для погрузки и выгрузки кресел-колясок с людьми. Вот только работает это все явно не так, как задумывалось.


Валентина Васильевна пытается взобраться на остановочную площадку возле БСМП

- Взять, к примеру, остановку возле БСМП, у которой мы находимся. Ее очень хорошо оборудовали, но попробуйте на нее взобраться на инвалидной коляске - ни одна из сторон остановочной площадки не оборудована съездами, - рассказывает Валентина Васильевна.

Заезд на тротуар в районе гипермаркета «Магнит» на проспекте Курчатова

- Такое же трагичное место расположено на пешеходном переходе на проспекте Курчатова возле гипермаркета «Магнит». Двигаясь на инвалидной коляске через пешеходный переход к гипермаркету, вы съедете с остановки, переедете улицу, но заехать на противоположную сторону вы никогда не сможете - там огромный-огромный бордюр. Чтобы его объехать, нужно двигаться навстречу транспортному потоку. Это страшно, когда на тебя едет автобус, а тебе просто некуда деться. Уже много лет мы просим что-то решить с остановкой возле гипермаркета «Магнит», около четырех лет. Хотелось бы, чтобы администрация обращала внимание на такие вещи, - сообщает Валентина Васильевна.


Заезд на тротуар в районе рынка «Авангард»

- Еще есть рынок «Авангард». Там есть пандус на пересечении улиц Маршала Кошевого и Дружбы. Пандус на съезде в сторону улицы Маршала Кошевого высокий, в мокрое время лучше не пытаться по нему заехать. Если продолжить путь к рынку «Авангард», то там пандуса нет вообще. В прошлом году в этом месте зачем-то сняли пандус, который выходил на улицу Дружбы. Мы обращались по этому вопросу трижды, но ответа на этот вопрос так и не получили, - поведала Валентина Васильевна.


Место высадки пассажиров общественного транспорта на проспекте Курчатова

- Хочется также затронуть тему остановок. Взять, к примеру, остановку на проспекте Строителей перед поворотом на проспект Курчатова. Если колясочник выйдет на ней из общественного транспорта, съехать затем с бордюра он не сможет. И так почти везде - на проспекте Курчатова, на улице Энтузиастов, на В-9, на В-5. Автобус подъезжает, водитель откидывает пандус, но чаще всего уровень автобуса оказывается значительно ниже остановочной площадки, в результате чего пандус оказывается под большим углом съезда. Такая ситуация практически со всеми остановками - у бывшего радиозавода, на В-5 в районе поворота на улицу Академика Королева. Остановки там в ужасном состоянии.


Рампы для погрузки и выгрузки кресел-колясок с людьми в автобусе №14

Еще я бы хотела обратиться к директору предприятия «Городской пассажирский транспорт». Нередко бывает такое, что к остановке подъезжает автобус, в который хочет попасть инвалид-колясочник. Для этого водителю нужно откинуть посадочную площадку, но сделать он этого не может из-за отсутствия откидного ключа. Думаю, что перед выездом на маршрут такие вещи должны проверяться, - сообщила Валентина Васильевна.

Рассуждая на тему того, почему складывается ситуация, при которой доступная среда для инвалидов-колясочников в Волгодонске формируется абы как, председатель общественной организации справедливо отметила, что разница между восприятием городских пространств маломобильными и мобильными группами населения, критически большая. Исправить ситуацию, по ее мнению, может человек в администрации, который бы сам передвигался на инвалидной коляске и осуществлял прием работ по созданию доступной городской среды.

- Скажем так, администрация не упускает нас из виду, уделяет какое-то внимание. Но все же, хотелось бы больше внимания и работ в этом направлении, в том числе по приему выполненных работ по городу, касающихся пандусов и съездов с тротуаров. На общественных заседаниях у нас даже было предложение - чтобы при приеме работ, касающихся доступности городской среды, в этом участвовала нештатная единица из числа инвалидов-колясочников, чтобы опробовать конструкции, выполненные строителями. Одно дело взглянуть на эту проблему глазами инвалида-колясочника, который ищет съезд. Другое дело - глазами человека, который очень легко перешагивает бордюр и спокойно продолжает свой путь, - предлагает Валентина Васильевна.

Не остался без внимания председателя общественной организации и вопрос, касающийся приспособленности социальных и торговых объектов города для полноценного оказания ими услуг инвалидам-колясочникам.

И тут та же песня - что-то вроде и делается, и по документам учреждения наверняка относятся к числу, где маломобильным группам населения обеспечен беспрепятственный доступ, но на деле же все прозаичнее - электрические подъемники зачастую неработоспособны, а стационарные пандусы предназначены скорее для скейтбордистов, нежели для инвалидов.


Неработающий, по словам Валентины Васильевны, подъемник возле здания Пенсионного фонда на проспекте Курчатова

- С приспособленностью социальных и торговых объектов для инвалидов-колясочников в Волгодонске тяжело. К примеру, при переезде Пенсионного фонда в новое здание на проспекте Курчатова был установлен новый подъемник. Такой же подъемник установлен на улице Маршала Кошевого при входе в МФЦ. Ни тот, ни другой не работают. Как быть в таких ситуациях? В некоторых случаях девочки сами спускаются, за что им большое спасибо. Мы созваниваемся, и они заранее готовят документы, выносят их. Но это только в том случае, если речь не идет о необходимости поставить подпись и присутствовать в учреждении лично, - констатировала Валентина Васильевна.

Было бы ошибочным полагать, что все проблемы инвалидов-колясочников сводятся только к тому, что при проектировании инженеры не учитывают реальные возможности людей с ограниченными возможностями здоровья. Валентина Васильевна призналась, что немало локаций в Волгодонске, где колеса инвалидных колясок не способны ступать вообще.

Примечательно, что такие места расположены на на отшибе города, а непосредственно на границе мест проживания инвалидов и основных магистралей. Речь идет о дворах и внутридворовых проездах, которые, по словам Валентины Васильевны, не приспособлены для инвалидов совершенно. Рассказывая об этом, женщина обратилась к депутатам Волгодонской городской Думы, в чьи обязанности как раз входит работа со своими избирателями, в том числе - инвалидами-колясочниками.


Инвалид-колясочник во дворе многоквартирного дома по адресу улица Ленинградская, 9В

- Почему на улицах Волгодонска редко встретишь инвалида-колясочника? В большей степени это связано со сложностью передвижения. Нам всем приходится заранее планировать маршрут дома, чтобы не столкнуться с множеством препятствий. Казалось бы, вышел из дома и проехался, но, выезжая из дома, инвалиды сталкиваются с первым же препятствием - внутридворовыми проездами. Проехать по ним практически невозможно - там настолько высокие бордюры и настолько все не оборудовано. Хотелось бы, чтобы на этот вопрос обратили внимание депутаты городских округов. К слову, зимой из-за снега и гололеда инвалидам-колясочникам приходится все время находиться дома. Снежное препятствие не всегда способна осилить даже электроколяска, - рассказала «Блокноту» Валентина Васильевна.

Об электроколяске Валентина Васильевна сказала не просто так - она и сама передвигается с помощью нее и отмечает ряд преимуществ этого средства передвижения над механическими колясками. Естественно, речь идет о комфорте и затрачиваемой для придачи движения физической силе. По этим критериям электроколяска в разы превосходит конкурента. Увы, превосходит она его и в цене, примерно в том же соотношении.

- Позволить себе электроколяску не может никто. Единственный вариант ее получить - через страховые фонды. При этом, она значительно упрощает передвижение по городу. Одно дело, когда человек бьет руки о колесо обычной коляски, другое - пользуется электроколяской, - рассказала Валентина Васильевна.


24-летний инвалид-колясочник из Волгодонска Иван Мельников

Для полноты картины «Блокнот» пообщался с 24-летним инвалидом-колясочником Иваном Мельниковым. В 2015 году молодой человек выпал из окна седьмого этажа многоквартирного дома и остался жив. Тем не менее, происшествие не осталось без последствий - Иван лишился возможности передвигаться на ногах, а его постоянным «спутником» навсегда стала инвалидная коляска.

Примечательно, что отвечая на вопросы редакции, Иван озвучивал те же тезисы, что и Валентина Васильевна, хотя сами они друг с другом даже не знакомы. И снова поступила жалоба на МФЦ, только уже на улице Академика Королева - пандус есть, но заехать на него самостоятельно нельзя.

- Поначалу при поездках со знакомыми, друзьями и родственниками было удобно. Они, естественно, помогали. В дальнейшем, когда начинаешь адаптироваться к сложившейся ситуации и ездить по городу самостоятельно, приходится сталкиваться с такими банальными проблемами, как невозможность проехать через бордюры. Часто бывает и такое, что препятствиями становятся даже те учреждениями, которые оборудованы пандусами, но заехать на них не представляется возможным из-за большого угла наклона.

К примеру, на улице Академика Королева МФЦ оборудован пандусом. Мне приходится туда часто ездить, но взобраться по пандусу самостоятельно не удается. Приходится звонить в МФЦ, звать девушек, чтобы они меня закатили. И таких мест очень много - к примеру, в отделе полиции №2 на улице Гагарина, где как бы тоже пандус есть.

Я также часто сталкиваюсь с такой проблемой, как узкие двери на входе в учреждения, из-за которых моя коляска элементарно не может проехать. До этого у меня была другая коляска, затем я получил более узкую, но даже с ней проблема не решилась, - рассказал Иван Мельников.

Сходства в тезисах Валентины Васильевны и Ивана Мельникова можно проследить и в описании проблем, связанных с доступностью инвалидов-колясочников к социальным и торговым объектам. Объектом критики оказался крупнейший торговый центр в Волгодонске на улице Весенней. В четырехэтажном здании вместе с цокольным этажом общей площадью 15 000 квадратных метров напрочь отсутствуют пандусы. В итоге из 70 магазинов, расположенных там, маломобильным группам населения доступна «Пятерочка» и еще пару торговых объектов с банкоматами.


Лестница в ТРЦ

- Я был в ТРЦ на улице Весенней один раз, но дальше продуктового магазина из-за ступенек я проехать не смог. И даже если там попробуют обустроить что-то наподобие пандуса, угол наклона все равно будет очень большим - самостоятельно заехать на него не получится, - констатировал Иван.

Подтвердил Иван и грустные выводы о том, что зима в Волгодонске и инвалиды-колясочники - понятия несовместимые. Сложно представить, каково в это время маломобильным гражданам, когда редакция «Блокнота» в этот период завалена письмами с жалобами на работу коммунальных служб от здоровых людей.

- Самое ужасное в городе для нас время - это зима, когда на коляске передвигаться невозможно вообще. Никаким способом. Куда бы ты не выехал, ты можешь застрять в снегу на неочищенном тротуаре на любой дороге. Самостоятельно выбраться из этой «ловушки» не получится, потому что колеса начинают буксовать.

Всегда приходится обдумывать, как быстрее и эффективнее доехать без лишних затруднений. Если поехать без подготовки, столкнешься с тем, что придется искать объездные пути, а это, само собой, приводит к опозданиям. У меня такое происходило, когда на моем маршруте проходили ремонтные работы. Прошлым летом, когда мне нужно было съездить по делам, я выехал заранее, чтобы успеть вовремя, но из-за ремонтных работ в самом конце пути передо мной оказалась огромная труба.

Могу добавить, что несколько раз я падал из инвалидной коляски. Ты можешь не заметить высокий бордюр. Прошлым летом я ехал по улице Черникова, не заметил высокий бордюр, сильно разогнался и вместе с коляской спрыгнул с этого бордюра. Тогда я повредил ногу из-за сильного и резкого удара. Потом болела еще и поясница, - сообщил Иван.

Справедливости ради, Иван, как и Валентина Васильевна, отметили, что городу в вопросе доступности городской среды присущи и позитивные изменения. Взять тот же общественный транспорт - далеко не в каждом городе вообще есть автобусы с рампами для погрузки и выгрузки кресел-колясок.

К слову, оба героя отметили внимание к их проблемам со стороны обычных незнакомцев, всегда готовых прийти на помощь. Навстречу нередко идут и некоторые учреждения - к примеру, Валентина Васильевна рассказала «Блокноту» о беспрецедентном отношении к маломобильным гражданам со стороны администрации Дворца культуры имени Курчатова, которая позволяет им бесплатно посещать те или иные мероприятия. Даже те, билеты на которые уже были раскуплены.

- Изменилось ли в городе что-то в лучшую сторону за те семь лет, что я провел в инвалидной коляске? Определенно, да. Появляются более удобные для инвалидов участки дорог. Появляется все больше улиц с освещением. Узнавая о них, я стараюсь кататься именно там. У нас хорошо обустроен транспорт - автобусы и троллейбусы, на которых передвигаться удобно. К сожалению, есть остановки, на которые не всегда удобно заехать и съехать, - обозначил позитивные моменты Иван.

Впрочем, все эти положительные изменения сродни капле в море на фоне бесконечных сложностей, с которыми сталкиваются маломобильные горожане в Волгодонске. Но, как говорится, не попробуешь - не узнаешь. Поэтому съемочная группа «Блокнота», отбросив все предрассудки и суеверия, вооружилась инвалидной коляской и попробовала проехать на ней несколько километров.

Сказать, что эксперимент подтвердил слова сегодняшних героев - не сказать ничего. Первые трудности возникли на переулке Вокзальный напротив медицинского колледжа, где колеса инвалидной коляски намертво застряли в разрушенном участке тротуара.


Крутой пандус на входе в Департамент труда и социального развития администрации Волгодонска

Через 200 метров корреспондентом «Блокнота» было проверено муниципальное учреждение, в чьи задачи входит в том числе реализация полномочий социальной поддержки инвалидов - Департамент труда и социального развития администрации Волгодонска. Взобраться через пандус ко входу в учреждение нам все-таки удалось, но каких усилий это стоило, не описать словами. Очевидно, что хрупкой девушке-инвалиду этот Эверест вряд ли покорится.

Не покорился корреспонденту «Блокнота» расположенный на противоположной стороне улицы магазин «Красное&Белое», у которого пандус попросту отсутствовал. В ходе общения с сотрудниками магазина те призвали задавать вопросы администрации.

Конечной точкой маршрута в рамках эксперимента стал подземный переход на улице Морской в районе вокзала. Попытка заехать на расположенный вдоль ступеней пандус оказалась неудачной, а причина крылась в размерах пандуса, не соответствующих расстоянию, между которым расположены колеса инвалидной коляски.

Эксперимент можно было бы продолжить, но и этих двух километров пути оказалось достаточно, чтобы сделать определенные выводы, и они весьма неутешительны - городская среда в Волгодонске оказался совсем не доступной, и городу есть, к чему стремится. В первую очередь - больше взаимодействовать с представителями данной категории граждан, которые на месте, как съемочной группе «Блокнота», могут рассказать и показать, почему им живется некомфортно.

Андрей Мордвинов

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
Волгодонскновостиинвалидколяскаколясочниксредатротуарадминистрация
1
1
Народный репортер + Добавить свою новость