Волгодонск Пятница, 29 марта

Первую навигацию на Цимлянском водохранилище открыло судно с четырьмя именами

6 мая 1952 года через через шлюзы №№ 14 и 15 на канале между Цимлянским водохранилищем и Доном прошли первые суда.

Ими стали земснаряд №109 и колесный пароход «Юрий Долгорукий». «Юрий Долгорукий» оказался одним из ветеранов волжского судоходства. 

Работающий на нефтяном топливе пароход был спущен на воду в 1904 году на судоверфи Воткинского казенного завода по именем «Новик» в составе серии из четырех однотипных пароходов. «Систершипами» «Новика» стали пароходы «Иван», «Савин» и «Цесаревич». Длина корпуса «Новика» составляла 57,91 метров, габаритная ширина (с учетом двух вододвижущих колес по бортам судна) - 11,58 метра, высота борта - 2,44 метра. Стоимость постройки «Новика» составила 95 тысяч рублей.

Распространенное в начале прошлого века корабельное имя «Новик» часто давалось как военным кораблям, так и торговым пароходам. «Новик» был синонимом слова «новобранец», в результате чего Рассчитанный на перевозку 400 пассажиров и 128 тонн груза судно строилось в интересах известной в начале двадцатого столетия семьи судовладельцев Милютиных из Череповца.

«Новик» предназначался для перевозки грузов и пассажиров на линии Нижний Новгород - Рязань. Судно строилось с учетом эксплуатации в сложных условиях на Оке. Летом река сильно мелела, поэтому судам приходилось крайне аккуратно двигаться через мели и перекаты. В результате проектная осадка парохода составляла всего 1,24 метра при эксплутационной скорости в 15 км/ч. Корпус парохода был сделан из стали, а надстройка - из дерева.

На верхней палубе «Новика» располагались каются первого класса, рассчитанные на перевозку 18 пассажиров и каюты второго класса на 32 человека. Пассажиры третьего класса путешествовали в помещениях под палубой или, если позволяла погода, на открытом воздухе.

«Новик» пережил период Революции и Гражданской войны, нанесший огромный ущерб волжскому речному флоту. В 1936 году судно переименовали в честь известного певца Григория Пирогова (1885-1931), а 1943 году (по другим данным в 1948 году) во время Великой Отечественной войны в рамках компании по популяризации русской истории пароход получил новое имя в честь князя Юрий Долгорукого. С началом навигации 1952 года «Юрий Долгорукий» отправился вниз по Волге к Сталинграду. В Минречфлоте РСФСР было принято решение перевести пароход на Нижний Дон для замещения практически полностью погибшего во время речного флота. В 1951 году пароходе переименовали еще раз. Теперь он получил имя «Большой театр СССР». В 1958 году заслуженный пароход был исключен из состава речного флота и оправлен на разделку.

новик.jpg

Фотография  - rivershkiper.livejournal.com. 

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
шлюзыисторияЮрий Долгорукий
4
0
Народный репортер + Добавить свою новость