Волгодонск Среда, 10 сентября
Общество, сегодня, 17:00

Два миллиона рублей потребовала таможня с сельского врача на Дону за покупку старого авто много лет назад

Таможня потребовала с сельского врача из Дубовского района Ростовской области более 2 миллионов рублей утилизационного сбора за ввоз в страну поддержанного автомобиля стоимостью менее 300 тысяч рублей, спустя много лет после приобретения машины. В аналогичной ситуации могли оказаться сотни, если не тысячи жителей Юга России и других частей страны.

За последние годы собственный автомобиль из просто средства передвижения все больше становится роскошью. Высокие ввозные пошлины и дополнительные сборы делают импортные новые и поддержанные автомобили дорогими, а цены новых авто, сделанных в России или собранных из китайских комплектующих, бьют все мыслимые рекорды.

В среднем за последние 5 лет цены на автомобили в России выросли более чем в 2 раза. Падение курса рубля, ограничение импорта и пошлины привели к тому, что за за последние 20 лет средняя стоимость автомобиля в России выросла в десять раз, а машин дешевле 10 тысяч долларов на рынке не осталось, хотя в 2004 году на них приходилось 3/4 спроса.

Армения в роли «великой автомобильной державы», и к чему это привело

Одной из лазеек, позволяющей гражданам ввозить в Россию сравнительно недорогие автомобили, была их покупка в Армении. Армения входит в созданный Россией Таможенный союз ЕАЭС, но не обладает собственной автосборочной промышленностью. Пошлины на импорт автомобилей там небольшие, а членство в ЕАЭС дает возможность с выгодой перепродавать машины в Россию. За последние годы автомобили с армянскими номерами стали частыми гостями на дорогах Юга России. Граждан Армении за рулем таких машин  практически нет. Бонусом, использование армянских номеров позволяло уклоняться от уплаты штрафов. Такого рода машины часто использовались бизнесменами для организации нелегальных пассажирских перевозок между городами. Постепенно импорт авто из Армении стали усложнять, а ответственные автовладельцы начали перерегистрировать машины с армянских на российские номера.

Но неожиданно государство в лице таможни нанесло по таким ответственным владельцам автомобилей сильнейший удар. С зимы 2025 года таможенные органы подают в суд на граждан и требуют с них миллионы рублей дополнительно начисленного т. н. «утилизационного сбора» и огромных пеней за него же. Утилизационный сбор или проще утиль-сбор - это обязательный платёж, который взимается при ввозе автомобиля в Россию или при его производстве внутри страны. Формально целью сбора является компенсация экологических издержек, связанных разборкой автомобиля после его вывода из эксплуатации. Но фактически утиль-сбор стал одним из заградительных пошлин для защиты местных автопроизводителей и пополнения бюджета государства.

Сейчас базовая ставка утиль-сбора в России для автомобилей с числом пассажирских мест не более восьми составляет 20 тысяч рублей. Льготные ставки утиль-сбора для импортеров-физлиц составляют по пересчету по отдельным коэффициентам 3,4 тысяч рублей при ввозе нового автомобиля и 5,2 тысяч рублей за ввоз машины с пробегом старше трех лет. Запомним последнее число.

Необходимо отметить, что утиль-сбор взимается при перерегистрации автомобиля с армянских на российские номера. Но в нашем случае повышенное начисление утиль-сбора было произведено таможней «задним числом», спустя в среднем полтора года после постановки автомобиля на российские номера. То есть, собственник такой машины может несколько лет ездить внутри страны, а о том, что он обязан уплатить заградительный утиль-сбор становится понятным, только спустя годы после получения российских номеров.



Вход - 5200 рублей, выход - 2 миллиона: как попасть в таможенный капкан

Георгий Адамян родился в селе Дубовском — небольшой райцентр на востоке Ростовской области. Он окончил медицинский вуз и вернулся на малую Родину, где и устроился на работу врачом-стоматологом в районную больницу. Здесь он встретил свою любовь - его будущая супруга тоже родилась в Дубовском, окончила педколледж в Волгодонске. Год назад в молодой семье родилась дочка, родители заблаговременно оформили ипотеку. Казалось бы, жить поживать молодой семье, но беда пришла, откуда ее не ждали.

Еще в 2019 году Адамян купил в Армении за 250 тысяч 15-летний на тот момент «Ниссан Фуга». В России стоимость такого автомобиля нижнего бизнес-класса была в несколько раз выше. В 2024 году он решил перевести машину на российские номера. Для этого требовался визит в таможню с проведением всей необходимейший процедуры. Для того, чтобы оплатить самый искомый льготный утиль-сбор требовалось соответствие нескольким критериями, в число которых входило владение автомобилей без его перепродажи в течение нескольких лет, наличие всех документов, подтверждающих факт-купли продажи. В таможне приняли все документы и одобрили оплату льготного сбора в марте прошлого года.

- Мы столкнулись с такой проблемой, как коммерческий утиль-сбор. В 2024 году я обратился в Волгодонской таможенный пост с вопросом, можно ли списать утиль-сбор. Мне ответили, что можно, собирайте все документы и приезжайте. Я отдельно уточнил, мог ли я получить оплату через льготный утиль-сбор. Машина куплена в 2019 году в Республике Армения, до 2024 года ездил на машине без проблем. Взяв у меня пакет документов, сотрудники таможни мне сообщили, что им следует посоветоваться с Ростовом. Я просидел в зале ожидания и через форточку наблюдал, как на протяжении полутора-двух часов шли разговоры с Ростовом. После мне сообщили, что моя машина попадает под категорию льготного утиль-сбора — 5 200 рублей. Я согласился, мне передали бланк заявления, рассчитали сумму, и я оплатил утиль-сбор. После в течении двух дней мне позвонили и сказали, что оплата прошла, и я могу вернуться за ТПО - таможенным приходным ордером, который выдается после проверки документов и списания суммы утиль-сбора со счета. В этот же день я поставил машину на российские номера. Восемь месяцев передвигался на машине без проблем, - рассказывает Георгий Адамян.



Но менее чем через год врачу неожиданно позвонили из ростовской таможни, и поинтересовались о наличии на его автомобиль СБКТС - свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Документ удостоверяет, что конструкция автомобиля отвечает нормам технического регламента Таможенного союза, действующего в странах ЕАЭС, включая Россию. СБКТС гарантирует, что автомобиль оснащён исправными системами, такими как тормоза, освещение и другие элементы, обеспечивающие безопасную эксплуатацию на дорогах общего пользования. Звонок стал сюрпризом для Адамяна, так как на его автомобиль в силу года выпуска машины такой документ не выдавался. Зачем звонили из таможни, стало ясно спустя неделю

- В январе 2025 года мне позвонили с ростовской таможни с вопросом, подавал ли я СБКТС, на что я ответил, что нет, так как на мою машину его получить невозможно, так как моя машина 2004 года выпуска, а СБКТС выдается для автомобилей выпущенных начиная с 2015 года. Мне тогда в ростовской таможне сказали, что они все поняли. На этом разговор завершился. А буквально через неделю мне пришел документ - акт из таможни на доплату 1 миллиона 273 тысяч 800 рублей и пени в размере около 900 тысяч рублей, - продолжает свой рассказ мужчина.

Как следует из «Акта проверки таможенных документом» (копия есть в распоряжении «Блокнота») в январе 2025 года на Ростовской таможне провели проверку документов по уплате утилизационного сбора, в результате которого размер утилизационного сбора был увеличен с 5 200 рублей до 1 273 800 рублей. Такую сумму таможенники получили, применив повышающий коэффициент «63,95» к базовой ставке сбора в 20 тысяч рублей вместо понижающего коэффициента 0,26.



Причиной пересчета размера утиль-сбора и применения повышающего коэффициента стало непредставление оформленного до 21 декабря 2023 года СБКТС, того самого документа, без которого в волгодонском таможенном посту за девять месяцев до этого спокойно пропустили оформление автомобиля. Также в документе указывается, что «ввозные таможенные пошлины были уплачены по ставкам, отличающихся от единых ставок и не в виде совокупного таможенного платежа».

- Я сразу же позвонил в таможню. Работник таможни ответил, что я должен был знать о требовании обязательности предъявления СБКТС. На что я ответил, что я подал документы и прямо спросил о необходимости предъявления свидетельства на конкретно мой автомобиль. В таможне тогда документы приняли без вопросов. Теперь же мне ответили, что это «человеческий фактор, ошибка», а «таможенник будет наказан». Я тогда спросил, в чем будет выражаться наказание таможенника, его просто премии лишат? - задается вопросом врач.

Еще интереснее стал факт выставления пени на не уплаченный утиль-сбор. Размер пени в таможне (на апрель 2025 года) определили в 878 тысяч рублей. При этом, пеня была исчислена не по дате выявления ошибки, а с даты ввоза автомобиля в Россию в сентябре 2019 года. То есть, пеню насчитали «задним числом». В результате общая сумма долга врача перед таможней превысила 2 миллиона рублей, что более чем в 6 раз больше изначальной цены приобретения автомобили и более чем в три раза больше стоимости автомобиля сейчас (даже 20-летние иномарки в России сейчас сильно выросли в цене!).

Пострадали сотни или даже тысячи людей

Как оказалось, в беду попал не один Георгий Адамян. На юге России аналогичные претензии пришли сотням человек. Все они в свое время купили автомобили в Армении, а затем зарегистрировали их в России с уплатой льготного утиль-сбора. А спустя полтора года, год или несколько месяцев, им начали приходить «письма счастья» с требованием уплаты колоссальных денежный сумм в доход государства.

Первую неделю я думал, что это недоразумение или глупая ошибка. Но спустя буквально несколько дней, я нахожу группу в социальных сетях, где таких как я, около 50 человек. С января месяца по сегодняшний день в этой группе - более 250 человек. Это жены участников СВО, это жены погибших участников СВО, это родители-одиночки, у которых на иждивении находятся дети, многодетные семьи. Эти машины приобретались на 200-250 тысяч рублей, а на сегодняшний день на этих людей государство повесило по 2-2,5 миллионов рублей долга. Для нас — это просто неподъемная сумма. Что им делать? Брать кредиты под 20% годовых? И всю жизнь выплачивать эти деньги? - рассказывает Георгий Адамян.

«Блокнот» пообщался с другими людьми, которые получили такие требования от таможни. Все их истории типичны и похожи друг на друга. Семьи со средним или невысоким уровнем дохода покупали подержанные автомобили, получали а таможне разрешение на уплату утиль-сбора без пресловутого СБКТС, получали российские номера, а затем таможня присылала им требования на уплату колоссальных сборов. Среди пострадавших много многодетных семей — им в первую очередь требуются большие и недорогие автомобили, много семей, где отцы, сыновья и братья служат по мобилизации или добровольно в зоне СВО, есть и семьи с инвалидами. Долги в один, два и даже более миллионов рублей вгоняют в этих людей в нищету. Вот только несколько таких историй.



Многодетный отец Владимир Охман (Майкоп, Адыгея): «Пригнали автомобиль из Армении. Решили оформить его на себя. В Прикубанской таможне Краснодара показали все документы. Там назвали сумму утиль-сбора — 5200 рублей. А через некоторое время приходит письмо об оплате утилизационного сбора на 520 тысяч рублей, а после пришло письмо и о пене на 200 тысяч рублей. На таможне говорят, что все так произошло из-за «человеческого фактора, наш инспектор допустил ошибку и пропустил эти документы. Но все оплатить вы все равно обязаны, за себя вы сами несете ответственность».

Вдова участника СВО Екатерина Варналий: «Мой муж погиб в зоне СВО, на иждивении остались дочь и старенькая мать. При переоформлении автомобиля на российские номера сотрудники таможни сказали, что СГБТС на мою машину не требуется, так как выдать его на эту модель невозможно. Но сказали, что мне надо вместо этого пройти экспертизу в одном месте. Я прошла эту экспертизу, на ее основании был благополучно списан льготный утиль-сбор в 5 200 рублей, машину без проблем поставили на российский учет. Но спустя полтора года пришло требование о доплате. Вместе с пеней сумма к уплате составляет более 2 миллионов рублей, машина стоит более чем в 2 раза меньше этой суммы».

Отец шестерых детей Антон (Краснодарский край): «Мы воспитываем шестерых детей: 5 школьников и дочку дошкольного возраста. Автомобиль я покупал за 280 тысяч рублей, решил поставить его на российский учет. Для этого пошел в Прикубанский таможенный пост, проконсультировался с сотрудниками таможни, предоставил им документы. Мне сказали, что с документами все нормально и даже добавили, что если возникнет проблема, у них есть время на на то, чтобы дать отказ, а я ничем не рискую. А через полтора года после постанови на учет автомобиля, мне пришло письмо о необходимости доплаты с учетом пени в более чем 700 тысяч рублей. Всю ответственность теперь таможня возлагает на меня, других вариантов не предлагает. Как жить нашей большой семье с таким долгом?».

Алварт Ламазян (Краснодарский край): «У моем мамы сын и мой брат — на СВО, на иждивении два пенсионера. В 2019 году купили машину с армянскими номерами за 300 тысяч рублей. В 2023 году было принято решение переоформить машину на российские номера через Прикубанский таможенный пост в Краснодаре. Без проблем списали утилизационный сбор для личного пользования. Мы не были предупреждены о нехватке документов. А через полтора года получаем письмо о долге в размере 1 миллиона 280 тысяч рублей. С учетом пени сейчас размер долга превысил 1,7 миллионов рублей. Для нашей семьи это просто неподъемная сумма».

Многодетный отец Александр Васильев (Новомосковск, Тульская область): «В 2023 году купили семейную машину из Армении. Для нашей большой семьи — троих маленьких детей, на иждивении мать-инвалид, требовалась большая машина. Продали старую машину, взяли кредит и купили машину повместительнее за 1,1 миллионов рублей. Были поданы документы в Темрюкский таможенный пост. Документы проверялись, мне подтвердили, что с ними все нормально, можно оплачивать льготный утиль-сбор. В мае 2025 года пришло письмо с требованием доплаты в 1,28 миллионов рублей и пени на сумму в 450 тысяч рублей. И эта сумма с каждым днем продолжает расти. Как выйти из этой ситуации я не знаю, таких денег в семье нет».

Владимир Ослопов (Волгоград): «В нашей семье два инвалида — ребенок и родная сестра, которая проживает с нами. Очень много приходится ездить по больницам. Поэтому купили недорогую и далеко не новую, 2006 года выпуска машину, ввезенную в Армению в 2017 году. Спустя полтора года с нас требуют доплату с пенями более 2 миллионов рублей. Эта сумма в три раза превышает стоимость самого автомобиля. Пеня начисляется каждый день. По вине краснодарской таможни мы оказались в безвыходной ситуации, таких денег у нас просто нет.

Инвалид второй группы Сергей Чуриков: «В 2019 году купил за 500 тысяч рублей автомобиль в Армении. В 2023 году решили переоформить машину и обратились в Прикубанский таможенный пост в Краснодаре. Мы предоставили весь пакет документов, включая СБКТС. До Нового года у нас не успели списать утиль-сбор в размере 5 200 рублей. Первую квитанцию они отклонили. Следующая квитанция пришла на сумму 5200 рублей и 96 копеек пени. А через полтора года нам пришло письмо, где указано, что мы неправильно рассчитали свою сумму. Теперь мы должны уплатить 530 тысяч рублей утиль-сбора и 200 тысяч рублей пени. Пенсия у меня — 12,5 тысяч рублей. Для нашей семьи такая сумма просто непосильна. Нам жизни не хватит, чтобы рассчитаться с такими долгами — все сбережения были потрачены на покупку машины».

Кирилл (Майкоп, Адыгея): «Несколько лет назад я приобрел автомобиль «Ниссан Сирена» 2010 года выпуска за 800 тысяч рублей. В конце мая 2025 года мне пришло письмо из краснодарской таможни о задолженности и пени на сумму больше стоимости автомобиля. Для нашей семьи это неподъемные деньги».

Суды встают на сторону таможни, руководство в Москве предпочитает не замечать проблему

Больше всего таких казусов с перерасчетом утиль-сбора фиксируется в зоне ответственности Южного таможенного управления, куда и приходился основной объем ввоза автомобилей из Армении. Парадокс ситуации в том, что людей ставят в категорию недобросовестных нарушителей одновременно с признанием ошибки со стороны сотрудников таможни, которые массово пропускали автомобили без, как теперь считают в таможенном органе, полного комплекта документов, необходимых для получения права на льготный утиль-сбор.

При этом, в силу массовости таких случаев, говорить об ошибке конкретных сотрудников таможни нельзя - льготный утиль-сбор для машин без СБКТС одновременно оформляли сразу на нескольких таможенных постах в Ростовской области и Краснодарском крае (а скорее всего, и в других регионах России). Теперь же в таможне настаивают, что все автовладельцы должны полностью оплатить как повышенный сбор, так и колоссальные пени. А это большие деньги. По словам Георгия Адамяна, только он поддерживает контакты с почти 250 автомобилистами, которых поставили в таможне «на счетчик», а это значит, что только эти семьи должны выплатить государству почти полмиллиарда рублей!

В таможне свои ошибки предпочитают не комментировать, напирая на то, что таможенные органы имеют право в течение трех лет с момента ввоза машины провести проверку, чтобы «установить факты неуплаты или неполной уплаты утилизационного взноса». Там же уверены, что и пеня рассчитывается совершенно правильно. Согласно постановлению № 1291: если при проверке обнаруживается неполная уплата утильсбора, то «возникает обязанность по уплате пени за просрочку уплаты, какие-либо основания для освобождения плательщика от уплаты пени постановлением не предусмотрены».

Суды низшей инстанции тоже в большинстве своем встают на сторону таможни. В марте 2025 года мировой суд отменил судебный приказ об взыскании утиль-сбора и пени с героя нашей публикации Георгия Адамяна, но в июле 2025 года Зимонивковский районный суд (судебный участок в селе Дубовском) полностью поддержал требования таможни к врачу, обязав уплатить того утилизационный сбор и пеню в полном размере претензий.

Надежд на апелляцию немного. По словам Адамяна, в Дубовском местный житель, который получил претензии от таможни раньше его, уже проиграл два судебных процесса, после чего у него заблокировали счета в банке, а после его может ждать и конфискация для продажи с торгов и недвижимого имущества.



- На сегодняшний день я уже прошел районный суд. И его проиграл. На суде я предлагал таможенникам аннулировать учет машины и вывезти ее обратно в Армению, или сдать ее на металлолом с уничтожением, или просто передать машину в собственность государства. Как мне расплатиться с таким долгом? У меня на сегодняшний день нет своего жилья — жилье в ипотеке. На это предложение в таможне сообщили, что это невозможно, и что обратного хода нет.

То есть получается, что таможня создала для граждан России ловушку. Выждали время, запустили туда максимальное количество людей, а после ловушку захлопнули. Мошенники ведь тоже рассказывают красиво, а в конце захлопывают мышеловку и забирают деньги.

Буквально через два месяца у меня должен быть апелляционный суд. Но надежд нет никаких, так как мой односельчанин прошел через апелляционный суд и его проиграл. Буквально вчера у него были арестованы все счета. И в дальнейшем будет опись имущества. И я понимаю, что меня ждет тоже самое. У меня дома жена в декрете и годовалый ребенок. Прошу государство обратить на это внимание и помочь нам с этим вопросом, так как мы уже обращались к депутатам и уполномоченным по правам человека. Все отправляют запросы в Южное таможенное управление, там отвечают, что все по закону. Но хочу обратить внимание на то, что у таможни есть 10 дней на рассмотрение пакета документов. И таможня с этой задачей не справилась. Она всем одобрила начисление льготного утиль-сбора, на таможне признают свою ошибку. Об ошибке таможни говорится и в ответе из транспортной прокуратуры, но там же говорят, что таможня поступает по закону. Хотелось бы, чтобы власти обратили внимание на то, что ошибочность действий таможни уже подтверждена, - рассказывает Георгий Адамян.



Пример отказа в разрешении на уплату льготного утилизационного сбора 

Между тем, уже в 2025 году существует практика (например в Санкт-Петербурге), когда при оформлении документов для расчета утилизационного сбора в отношении импортированных из Армении легковых автомобилей таможня сразу дает отказ на уплату льготного сбора. То есть, механизм предупреждения переплаты есть, но многих автомобилистов по неизвестным причинам, о которых в таможенной службе предпочитают не распространятся, он не коснулся.

Весь ужас ситуации в том, что люди уже никак не могут вырваться из порочного круга огромных платежей для таможни. Два миллиона рублей — именно столько в среднем требует государство в лице таможни - для всех героев этой статьи неподъемная сумма. Люди не планировали тратить столько на покупку автомобиля, а теперь их фактически вгоняют в нищету. Если бы изначальный размер сбора составлял один и более миллионов рублей, то большинство людей, которым сейчас были выдвинуты претензии со стороны таможни, даже и не пытались бы покупать такие автомобили.

Дело может сдвинуться с мертвой точки только после вмешательства со стороны правительства России и руководства Федеральной таможенной службы, местные таможенные управления скорее только улучшат свой финансовый план. А ответ на вопрос, почему же был допущен массовый сбой в виде выдачи разрешений на взимание льготного утиль-сбора, сами исполнители этой операции никогда не дадут. Государственные служащие никогда не признают своих ошибок

Между тем, размер утиль-сбора в России может вновь вырасти. На днях в «Объединении автопроизводителей России» предложило скорректировать методику начисления утильсбора, установив дополнительный критерий расчета, связанный с мощностью мотора.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
Волгодонсктаможняутилизационный сборАрменияавтомобиливрачДубовское
4
2