Волгодонск Пятница, 22 ноября

Кровавая поножовщина на 50 лет СССР, драка руководства лесобазы и первый теплопровод в новый город: о чем писали городские газеты 47 лет назад

«Блокнот Волгодонска» открывает рубрику «По страницам старых газет», в которой будет рассказываться о самых интересных событиях в жизни города на протяжении последних 70 лет.

Начнем путешествие в прошлое с 1976 года с газеты «Ленинец» - тогда главного печатного издания для Волгодонска и Цимлянска. С 1977 года газету переименуют в «Волгодонскую правду», под таким названием она существует и по сию пору. Многие темы прошлых столетий актуальны и в нынешнее время. Вы без труда сможете провести аналогии с событиями наших дней.

Номер 16 от 28 января 1976 года был посвящен производственным планам на текущий год. Например, за год в городе должны были построить 150 тысяч квадратных метров жилья (для сравнения, в 2023 году этот показатель составил менее 40 тысяч), 4 детских сада, 2 школы, вечернюю школу рабочей молодежи, овощехранилище и кафе. Широко освещались и новости со стройплощадки «Атоммаша» (тогда просто «Тяжмаша»). Статистики подсчитали, что на стройплощадке завода трудятся 7 933 рабочих, инженеров и служащих генподрядчика «Волгодонскэнергострой» и 21 субподрядной организации.



Есть в номере и обычные бытовые зарисовки. Из поселка Прогресс Волгодонского района поступила жалоба о нападении стаи бродячих собак. В ответ председатель местного сельского исполкома отрапортовал о старте компании по уничтожению животных.

Горячей темой стала нехватка лука в городе. В заметке «Лук просит помощи» старший инженер-гидротехник Цимлянского производственного управления сельского хозяйства А. Щербаков (упоминать полные имена в публикациях тех лет было не принято) заявил об остром дефиците лука в Волгодонске из-за низкой культуры агротехники. В 1975 году из 93 гектаров лука на поле погибло 41 гектар посевов лука. Щербаков призвал резко увеличить посевы лука к 25 съезду ЦК КПСС.

Номер 17 от 30 января 1976 год начинался с важной новости. Трест «Теплоэнергомонтаж» начал работу по сооружению магистральных тепловых сетей к новому городу. Протяженность этой теплотрассы диаметром 600 миллиметров протяженностью в 4 километра. Работу вела бригада В. К. Барбасова, которая обязалась подать тепло к моменту окончания монтажа первых домов в новом городе.

Планы по строительству жилья в городе были грандиозные, но качество исполнения часто хромало. Этой проблеме была посвящена заметка «Новоселье с невесельем». В ней волгодонец А. Савин рассказал о своих мучениях, возникших после получения долгожданной квартиры. Мужчина 34 года ждал комфортабельного жилья. С момента основания Волгодонска он успел пожить в землянке, на съемных квартирах и в бараках финских домиков. Казалось бы, вот получен заветный ордер на квартиру. Но новое жилье не обрадовало новосела. С унитаза исчезла крышка, одна из внутрикомнатных дверей осталась без стекла, а на другой двери остались следы от удара сапогом. Визит в ЖКХ не помог, местные бюрократы спряталась за бумажками и не спешили давать команду рабочих на ремонт дверей. Тогда сломанные двери за «пузырь» водки исправили проходившие мимо дома плотники. Но оконное стекло и крышку унитаза найти в свободной продаже не удалось. «Вот только где взять стекло и крышку? Идти воровать на стройку? Но я коммунист, фронтовик, учил людей быть честными и воровать не умею»: возмутился волгодонец Савин.

Волгодонцы часто жалуются на ремонт дорог в снег, дождь и мороз. Почти полвека назад город сталкивался с аналогичными проблемами. В промзоне «Атоммаша» строили дороги. В зоне ответственности треста «Промстрой» дороги строились с нарушениями: бетон не прогревается, а швы не нарезаются. Строительство дороги с нарушениями было продолжено даже после прямого запрета со стороны дирекции строящегося завода тяжелого машиностроения.



Одной из самых любимых рубрик читателей была криминальная хроника «Человек и закон», из которой можно было узнать много нового даже о своих ближних. В те годы не существовало запрета на засекречивание персональных данных, поэтому имена, фамилии и места работы мелких правонарушителей сразу попадали на страницы прессы. Но это касалось только преступлений на бытовой почве или мелких краж. При более тяжком составе преступления, например хищении государственной собственности или изнасиловании, обстоятельства дела не раскрывались. Так в январе 1976 года в городе расследовалось «дело шоферов» автоколонны №5 А.И. Цаима и В.Г. Криворучко, которые получили от 8 до 9 лет лишения свободы.

В станице Красноярской Цимлянского района на обочине дороги был обнаружен труп мужчины. Оказалось, что его сбил шофер «ГАЗ-66» мехколонны №80 Омельченко, которого задержали на утро следующего дня. Попала на страницы газеты и история тунеядцев Анатолия Нефедова и Нины Плотниковой. Парочка зашла в обувной отдел универмага в Цимлянске, где в примерочной они поменяли свою старую обувь на новую. Мужчина успел покинуть магазин, а вот женщину задержали на выходе продавцы.

Самой большой проблемой в городе был массовый мужской алкоголизм. Пили много. Пили на работе, дома, по дороге домой. Из 50 человек, привлеченных в 1975 году в Волгодонске к уголовной ответственности за хулиганство, 49 совершили преступления под влиянием спиртного, а из 500 человек, привлеченных за мелкое хулиганство, все в момент правонарушения были в нетрезвом виде. В январе за дебош в пьяном виде был задержан даже заместитель директора лесокомбината по экономике В. Житнухин. В Ново-Соленом озверевший от похмелья неоднократно судимый отец четырех детей Зудихин явился с огромным камнем на работу жены и попытался забить ее насмерть прямо на глазах ее коллег.

Недобрая слава уже тогда была и у общежитий на улице 50 лет СССР. В кафе «Встреча» (располагалось в пристройке к дому №4) рабочий И. Попов  устроил массовую драку и ранил ножом 2 человек. Его осудили на 7 лет лишения свободы. А в соседнем общежитии после новогодних праздников массовую поножовщину, во время которой пострадали 3 человека, устроили отец и сын Ильченко. За злостное хулиганство с применением ножа, Алексей Ильченко был осужден к лишению свободы сроком на 9 лет и 7 месяцев, а его сын Валерий — на три года. Суд над ними проходил прямо в общежитии на месте преступления. Жалоба осужденных отца и сына Ильченко областным судом отклонена, и приговор оставлен в силе.

Для мелких правонарушений применялся т. н. «товарищеский суд», который рассматривал дела о малозначительных преступлениях внутри трудового коллектива, где и работали правонарушители. В январе 1976 года товарищеский суд управления механизации №1 треста «Волгодонсксельстрой» рассмотрел недостойное повеление рабочих В. Цветкова (угон мотороллера) и Д. Бычкова (катание в пьяном виде на бульдозере по Цимлянску). Им объявили строгий выговор с опубликованием в газете «Ленинец» и просили администрацию предприятия лишить нарушителей премиальных в течение двух месяцев.

Константин Прибрежный


Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: По страницам старых газет Волгодонск  
О чем писали старые газетыВолгодонскистория
8
0
Народный репортер + Добавить свою новость