«Строители выкопали из-под Цимлянской ГЭС огромного слона»: краевед Анатолий Чалых
Читайте также:
- "Эпидемия холеры в Одессе дала толчок к развитию яхтенного спорта в Волгодонске": Петр Коханов (28.08.2019 18:03)
- «Преемник Брежнева потребовал переделать Новый город»: Григорий Платонов (06.08.2019 18:01)
- Волгодонские краеведы подняли со дна водохранилища артефакты Саркела (07.09.2013 11:54)
Гостем рубрики «Лица города» стал известный в Волгодонске краевед Анатолий Чалых.
«Большая» история пишется профессиональными историками, а изучение прошлого малых городов и сел часто выпадает на долю энтузиастов. Таким собирателем древностей, историй и слухов в Волгодонске стал бывший моряк и строитель Анатолий Чалых.
Много лет краевед занимается темой затопленной водами Цимлянского водохранилища средневековой хазарской крепости Саркел, создав на своем сайте большую подборку данных сведений об этом памятнике фортификации 9 века нашей эры.
По словам Анатолия Чалых, история Саркела является одной из немногих тематик, которые могут быть задействованы при развитии туристического потенциала Волгодонска и Цимлянска. Еще несколько лет назад Чалых предложил воссоздать на берегу Сухо-Соленовского залива макет крепости. Среди его последней инициативы – установка рядом в Волгодонским эколого-историческим музеем макета колоннады, которая должна символизировать связи Саркела с Херсонесом и Византией. «Блокнот Волгодонска» встретился с Анатолием Чалых и обсудил с ним проблемы популяризации исторического наследия в Волгодонске.
Традиционный первый вопрос. Расскажите о себе, своей семье?
Моя семья родом из Славянска Донецкой области. Там я и появился на свет в 1952 году. В 1956 году родители переехали в Волгодонск на строительство химзавода. На стройке отец работал бригадиром в бригаде слесарей-монтажников. Можно сказать, что «химзавод весь его» и был построен его руками. Город рос на моих глазах, семья тоже была связана с Волгодонском. Две дочери родились и выросли в Волгодонске. По образованию я судовой инженер-механик, судовые энергетические установки мой хлеб. После школы закончил два мореходных училища с отличием — в Херсоне и в Одессе. После учебы работал на рыболовецком флоте, ходил по морям, дослужился до старшего механика.
Во время учебы в Одесском высшем инженерном морском училище, 1975 год
Работа на флоте наверное оставила массу впечатлений?
Да, служба в рыболовецком флоте была трудной, но интересной. Портом приписки траулеров была Одесса. Но промысел вели во всех морях вплоть до Антарктиды и Дальнего Востока. Когда только начинал работать на рыбаках, попал на судно «Югрыбпромразведки». Мы занимались разведкой и оценкой рыбных ресурсов в перспективных местах для лова по всему Мировому океану. Объектом промысла в качестве эксперимента были даже акулы. В одном из таких рейсов я и принял участие. Чаще всего ловили наиболее распространенных акул-мако. Для ловли акул использовались специальные переметы — к прочной леске крепились специальные стальные поводки, на которые насаживалась ставридка в качестве приманки. Ее и заглатывала акула. Акул за валюту сдавали в Италии. Там из акулих плавников делали особый суп. Это блюдо попробовала и наша команда, на вкус напоминал говядину. В 1982 году во время Фолклендской войны в Южной Атлантике между Великобританией и Аргентиной наш траулер попал в целое приключение. Двое суток мы шли одним курсов с английской эскадрой, которая плыла отвоевывать острова у Аргентины. По рации слушали переговоры военных в эфире. Дошли до района промысла в Антарктиде, когда начались боевые действия. Обратный маршрут траулера поменяли — домой возвращались через Тихий океан и Панамский канал. У берегов Чили на борт приняли тайного пассажира. Ночью к судну подплыл катер, с него на борт перешел мужчина. Несколько дней просидел в каюте, потом стал появляться в кают-компании. Оказался он — помощник генсека коммунистической партии Чили Луиса Корвалана. Так как назад шли через Панамский канал, который в то время полностью контролировался американцами, то опасались, что нашего гостя могут насильно снять, а сам траулер задержать. Но все обошлось. Уже в Черном море мы направились не в Одессу, а в Севастополь. Там еще до пограничного контроля, чилийца приняли военные.
Фото справа - на промысле акул
Как вы увлеклись краеведением?
Когда вернулся на родину в Волгодонске, сменил несколько профессий. Работал в «Гидроспецстрое», химкомбинате, ВКДП, «Ростовгазстрое», строил газопроводы. В 2004 году я работал на «Атоммаше», тогда «Энергомаше», на производстве газовых турбин, По должности отвечал за газоснабжение мини-электростанций. К 50-летию Великой Отечественной войны руководство «Энергомаша» решило построить в городе мемориал на берегу Сухо-Соленовской балки. Для этого требовалось найти периода войны. Несколько подходящих машин удалось найти, но тема со строительством мемориала заглохла. А пока искал танки, изучал и местную историю периода войны. Обратил внимание, что местные дороги использовались людьми буквально сотни лет: все ходят по одним и тем же тропам. Стоит только в сторону отойти, как натыкаешься на артефакты того или иного исторического периода. Так и возник интерес к местной истории, а через него и вышел на тему хазарского Саркела. Когда накопилась критическая масса материала, создал и по сию пору поддерживают сайт sarkel.ru.
Этому колодцу из крепости Саркел более 1100 лет. Колоднец нашли и очистили во время раскопок 1949-1950 годов. Теперь он скрыт под водами Цимлянского водохранилища. Фотография из фондов Новочеркасского музея истории донского казачества.
Зачем вообще поднимать тему Средневековья и Саркела?
Мы имеем такое богатство под руками, а город в историческом прошлом не видит себя далее чем 50-ли лет. Даже про строительство плотины Цимлянской ГЭС с толком не можем рассказать. Это сказывается и на продвижении города как центра туризма. Второй год подряд в Волгодонске проводят фестиваль «Шелковый путь». Говорят, что на фестиваль поедут туристы. Задумка была хорошая, но по факту получился праздник на один день. Денег при такой продолжительности фестиваля город не заработает, ведь туристы с деньгами, которые могут потратить их в городе, мероприятие на такой короткий срок не привлечет. В таком формате фестиваль может через несколько лет превратиться в «потемкинскую деревню» только «для своих». Город должен иметь свою «изюминку» для туристов, а ее сейчас нет. На самом деле, артефакты буквально валяется под нашими ногами. Еще в начале 20 века, когда проводились первые раскопки в Саркеле, жители Цимлянской и окрестных хуторов стали активно вывозить кирпичи из стен крепости и строить из них фундаменты и подклеты домов. Особенно много таких домов на кирпичах девятого века появилось в хуторах Красный Яр и Попов. При переселении фундаменты домов, как правило, не разбирали и оставляли. Теперь при каждом шторме на водохранилище вода кирпичи вымывают и выбрасываются на берег. Больше всего их выносит к берегу у хутора Овчинников. А местные жители из этих тысячелетних кирпичей выложили, например, дорожку к свинарнику.
Макет крепости Саркел
В качестве «приманки» для туристов Вы предлагает восстановить Саркел?
Да, но для этого Волгодонску необходимо последовательно выстраивать взаимодействие с регионом, Министерством культуры, крупными музеями. В 2010 году мы начали собирать документы для создания точной копии крепости Саркел. По результатам раскопок имеются ее точные обмеры, мы имеем представление, как строилась и выглядела крепость. На берегу Сухо-Соленовского есть подходящее место для размещения крепости — это участок берега между спортивной школой у путепровода и ВКДП. Рельеф местности там напоминает участок берега Дона на которой и стояла крепость. Общественная палата города обратилась в Исторический музей, Эрмитаж, Русское географическое общество (РГО) с просьбой помочь в исторической реконструкции крепости Саркел. Везде мы получили положительный ответ, все готовы с нами сотрудничать, но при условии того, что в Волгодонске будет создан опорный пункт или филиал музея, что позволит передать в Волгодонск для экспонирования часть центральных фондов музеев.
А чем наполнять музей, ведь просто стены крепости не представляют большого интереса?
Существует большой массив хазарских древностей, которые лежат мертвым грузом в фондах музеев. А ведь золото хазар буквально копали экскаваторами. Когда в первый раз эту фразу услышал, я рассмеялся. Но ведь производились массовые раскопки курганов в зоне затопления Цимлянского водохранилища, было собрано по некоторым данным почти 200 килограммов золотых украшений, которые были переданы в Гохран на переплавку. В Государственном историческом музее в Москве находится хазарская коллекция. Она лежит там невостребованная. В Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть знаменитый «саркельский подвал», куда были переданы результаты раскопок Саркеле в конце 40-х годов. Он также малоисследован. Примерно 20 лет назад на реке Сал у хутора Калинин при раскопке кургана были украшения, которые заняли почти два рюкзака золотых вещей. Эти украшения попали в экспозицию Эрмитажа. Выходом может стать экспонирование копий предметов.
Местные источники пополнения экспозиции существуют?
Да, ведь археологическая изученность востока области остается небольшой. Например, когда строили ЛЭП от Ростовской АЭС в Крым в Константиновском районе у хутора Правда было найдено большое захоронение человеческих останков. ЛЭП в итоге перенесли в сторону от могильника, но детальное обследование некрополя так и не было произведено. Другой пример. В Цимлянском районе есть известный Синий курган. Рядом с ним есть следы стоянки царского шатра кого-то из ханов или сановников Золотой Орды. Больших раскопок на этом месте также не производилось. Есть и интересные исчезнувшие артефакты. У хутора Потайновский рядом со станицей Цымлянская (так в старом написании станицы) стоял каменный крест. Описание похожего креста встречается в Лицевом летописном своде в тексте, посвященном путешествию митрополита Пимена по Дону в 1389 году из Руси в Византию. Последнее упоминание креста относится к довоенным годам. О нем упоминал директор Ростовского областного музея краеведения Михаил Миллер, в годы войны ставший коллаборационистом и перешедшим на сторону немцев. При его участии немцы проводили раскопки в городищах по долине Дона для поиска следов пребывания на донской земле германских племен готов в первых столетиях нашей эры. Работали они и в Саркеле у Цимлянской. Тяжелые земляные работы были возложены на военнопленных. Так крест мог быть увезен в Германию. По другой версии, крест мог оказаться в хранилищах Эрмитажа. По описаниям и обмерам креста у хутора Потайновского была сделана его точная копия. Ее предполагается передать в волгодонской музей. Пока же оставшиеся незатопленные городища, ровесники Саркела в Цимлянском района, - Камышевское и Правобережное, и в целом весь комплекс археологических объектов в Цимлянском районе до сих пор находятся в «серой зоне», без охранного паспорта. Теоретически, можно приехать и просто их перекопать. Без паспорта объекта получать финансирование на работу по сохранению археологического памятника и его музеефикацию невозможно.
Есть ли другие дополнительные направления сбора материалов?
Пойма Дона содержит огромное число костных останков древних животных. Но большая часть таких находок остается неизвестной или уничтожается при добыче песка из поймы землесосами. В 1949 году при подготовке строительстве платины Цимлянской ГЭС прямо перед будущим зданием гидроэлектростанции раскопали целый скелет южного таманского слона, предка мамонтов, возраст которого мог достигать одного миллиона лет. Археолог Артамонов, которое в то время вел раскопки Саркела, передал находку в Ленинград. Там кости собрали в целый скелет. Второй директор городского краеведческом музея Виктор Хажилов в 1991 году в балке Большой Буерак в районе станицы Хорошевская обнаружил останки слона с бивнями, которые выпали на поверхность при обрушении берега. Бивни тогда передали в порт, где они и затерялись. А части скелета перешли в музей. Кости этого огромного слона до сих пор выпадают на поверхность каждую весну. В Азове, в известнейшем историко-археологическом и палеонтологическом музее есть отличные коллекции скелетов древних животных и золотых украшений из погребальных курганов. В этом направлении следует двигаться и нам.
Даже при благоприятных условиях, которые не факт, что возникнут, строительство крепости займет много времени. Есть и другие планы отметить Саркел в топографии города?
Саркел строил византийский инженер и политик Петрон Каматира, который одновременно являлся и наместником императора в Херсонесе. Часть материалов на Дон могла быть доставлена прямо из Херсонеса. В Новочеркасском музее истории донского казачества хранятся колонны, якобы доставленные из Саркела. Еще одна саркельская т.н. «желтая» колонна хранится в запасниках Азовского краеведческого музея. В 2018 году я был в Севастополе в музее-заповедник Херсонес. Во время посещения раскопок буквально споткнулся о колонну, полускрытую в земле. Колонна по форме напоминала колонны из Новочеркасска. В музее-заповеднике не проявили интереса к работе по сравнению «херсонесских» и «саркельских» колонн, заявив им это не интересно, а сама тема малоразработана. Единственный способ подтвердить идентичность колонн — провести анализ материала, из которых они сделаны, и сравнить методы обработки колонн. В переписке доцент ВШЭ, специалист по византийскому православию Андрей Виноградов посоветовал начать работу с создания макета предполагаемой базилики или похожего на него здания из Саркела. Для этого отлично подходит площадка на месте бывшего фонтана у здания Волгодонского эколого-исторического музея. Там можно установить в ряд шесть или восемь точных копий колонн из литого мрамора, которые будут копиями колонн из фондов музея Херсонеса и Новочеркасска. Колонны образуют точную копию базилики из Херсонеса. Это будет своеобразный памятник затопленному Саркелу в Волгодонске. Больших денег это не потребует. Надеемся, что руководство «Росатома» или «Атоммаша» будет помогать в создании туристической инфраструктуры Волгодонска.
Есть ли интересные сюжеты для развития микро-истории, уже в рамках исследования прошлого Донского края? Как вообще обстоит дело с охраной памятников на востоке области?
У станицы Камышевской стоит крест на месте захоронений немецких и австрийских военнопленных, строивших шлюз на реке Дон. Это место сейчас более известное как «Петровский шлюз». Стройка так и не была закончена, а на месте лагеря осталось кладбище, на котором был установлен памятный крест с оригинальными табличками на немецком и русском языка. Крест несколько раз переносили с места на место, а несколько лет назад его из благих намерений местного фермера его «отреставрировали». Оригинальные таблички были сняты и заменены новоделами, хотя им было самое место в краеведческом музее. Со шлюзом связана и другая история. Часть военнопленных остались жить на Дону. В 50-е годы несколько натурализовавшихся экс-граждан Австрии (среди них были и славяне) продолжали жить в Цимлянском районе и как раз выходили на пенсию. Для того, чтобы засчитать работу на Камышевском шлюзе в качестве пенсионного стажа, они должны были представить свидетельства двух очевидцев и подробную автобиографию, относящуюся к тому времени. Есть и известный Бушев мост через Кумшак в поселке Дубравный, один из самых старых сохранившихся построек из монолитного железобетона. Он также не имеет охранного статуса и не является памятником. Сейчас это просто бесхозный мост, но так как общественность время о времени шум поднимает, его не трогают. Примечательно, что из такого железобетона была построена церковь в хуторе Карпов Цимлянского района. Железобетонные балки применись и строительстве сводов конторы винзавода в станице Хорошевской, который принадлежал заводчику Воронину. Сейчас здание конторы занимает Хорошевская средняя школа. Даже эти сюжеты при правильной подаче будут интересны волгодонцам.
Дорожка в хуторе Овчинников, вымощенная древними кирпичами
Анатолий Козин
Новости на Блoкнoт-Волгодонск