Волгодонск Пятница, 19 апреля
Общество, 11.03.2016 14:05

Мы последние, кто застал ту страшную войну — Нинель Фалькова

Мы последние, кто застал ту страшную войну — Нинель Фалькова

Нинель Фалькова с братом и сестрой в Ворошиловограде

«Дети войны» – это особая категория граждан жителей России и Советского Союза, родившиеся в период с 1932 по сентябрь 1945 года включительно, не принимавшая участия в Великой Отечественной войне, работой  в тылу или на фронте, но оказавшаяся в числе пострадавших от ее ведения. В некоторых случаях нижнюю возрастную границу отодвигают до 1928 года. Будучи в детском возрасте, эти люди не могли воевать. Формально особого статуса эта группа людей в России не имеет.

В Волгодонске общественной работой занимается член городского совета ветеранов и председатель комитета «Дети ветеранов Великой Отечественной войны» Нинель Александровна Фалькова. Она принадлежит в последнему военному поколению, которое застало войну в почти младенческом возрасте.

Родилась Нинель Фалькова 29 августа 1943 года в Луганской (тогда Ворошиловоградской) области в семье военных медиков. Отец — хирург, мать — операционная медсестра, работали во фронтовом госпитале. Когда настало время родов, мама Нинель отправлялась рожать дочку на родину. Вскоре после рождения дочки семья перебралась в Ворошиловоград (Луганск) к сестрам матери. Во время войны дом был разрушен от взрыва бомбы, поэтому семьи несколько лет жили в землянке, построенной из остатков дома и подручных строительных материалов. После окончания школы Нинель окончила торговый техникум, работала в системе торговли, а позже, после получения второго технического образования, много лет проработала на станкостроительном и тепловозостроительном заводах в Ворошиловограде. В начале 90-х годов после заключения второго брака (за десять лет до этого она стала вдовой) Нинель переехала к мужу в Волгодонск.

DSC_0193.JPG

Нинель Фалькова в молодости

– У меня двоюродные брат и сестра, моя старшая сестра — дети войны, как и я. Когда мы переехала в Луганск, я была очень болезненным ребенком. Тогда мы просто голодали, а у многих детей была сильная дистрофия. Некоторые дети от голода даже ели сухие экскременты. Моему брату, как только мы перебрались в город, пришлось сразу класть в больницу — так сильно он был истощен. Жизнь другого брата, уже двоюродного, спасло человеческое молоко — моя мама отпаивала его женским молоком, которое роженицы отцеживали в роддоме, где она тогда и работала. Уже в Волгодонске я познакомилась с воспоминаниями и других ровесников — у всех детство прошло очень похоже: у кого-то лучше или хуже, но тяжело было всем, - делится воспоминаниями она.

 В Волгодонске Нинель начала знакомиться со своими ровесниками в микрорайоне, и в итоге решила провести праздник, на который можно было собрать всех жителей домов, родившихся незадолго до начала или в годы войны.

– В Волгодонске я активно занималась общественной работой в своем микрорайоне. Постепенно перезнакомилась со всеми соседями и жителями своего дома. И однажды заметила – а наше поколение последнее, кто видел войну, рожденных в конце 30-х - первой половине 40-х годов остается в тени. Мы встретились, начали вспоминать детство, и у многих просто «прорвало» на воспоминания. Смотрю — люди сидят и даже не плачут, а ревут, - вспоминает она. – После этого случая я начала записывать краткие биографические справки и воспоминания жителей 10 микрорайона, из которых через несколько лет составился сборник, который мы в совете ветеранов назвали «Книга славы».

А через несколько лет, в 2010 году, при городском совете ветеранов возник комитет детей войны. В настоящее время при городском совете ветеранов проводятся регулярные встречи «Детей войны», к праздникам проводятся общественные мероприятия. По словам Фальковой, в Волгодонске проживает около 10 тысяч человек, которых можно отнести к «Детям войны». Подобные комитеты или советы есть и в других городах России, но широкого распространения она не получили.

– Мы добиваемся, прежде всего, отдельного статуса. У нас ведь было потерянное детство. Труженики тыла, то есть родившиеся за несколько лет до войны, доживают до 90 лет, а «дети войны» часто умирают в возрасте до 70 лет. Плохое питание, ранний выход на тяжелые работы, авитаминозы, болезни в детстве – все это сказывается на преждевременной смертности. Многие из нас уже имеют льготы — кто-то является ветераном труда, кто-то получил дополнительные выплаты по инвалидности или как труженик тыла. Дополнительная социальная помощь потребуется на самом деле не для слишком большого количества людей, ведь, в любой случае социальная помощь для разных категорий льготников часто не суммируется, - рассказывает она.

По словам Нинель Фальковой, в некоторых регионах «Дети войны» получают дополнительные доплаты к пенсии или к отдельным датам, имеют некоторые льготы на проезд в общественном транспорте. Но эта поддержка, как правило, является инициативой администрации отдельных городов и районов. На уровне регионов и тем более федеральном уровне дети войны не имеет четко определенного статуса и прописанных льгот. От имени волгодонского комитета несколько раз отправлялись письма в органы власти, в том числе и в министерство здравоохранения России. Ответ оттуда так и не пришел.

– Нам требуются внимание и память, ведь мы последние, кто видел ту страшную войну, - завершает свой рассказ она.



Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Рубрика «Чтобы помнили»  
Дети войныВеликая Отечественная война
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость