Волгодонск Вторник, 23 апреля

«Парк на костях?»: как возник и вырос сквер «Дружба»

«Парк на костях?»: как возник и вырос сквер «Дружба»

1977 год. Посадка первых деревьев. Люди стоят спиной к улице Молодежная. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея

В 2019 году в Волгодонске завершилась реконструкция сквера «Дружба», в связи с этим будет нелишним вспомнить короткую, но интересную историю этого места, где провели свое детство тысячи волгодонцев. 

Начать летопись «Дружбы» следует с кладбища. В 50-е годы на месте парка «Дружба» была голая степь, но после переселения на восточный склон Сухо-Соленовской балки станицы Соленовская стал вопрос о выборе места для нового станичного кладбища. 

Землю под него недавно образованный Добровольский сельсовет выделил в километре от юго-восточной окраины станицы. На новый погост перевезли останки станичников из кладбища в зоне затопления. Там же вскоре появились и захоронения строителей Цимлянского гидроузла. В дальнейшем на кладбище хоронили своих родных и близких как старосоленовцы, так и жители Волгодонска. Но уже через 25 лет кладбище станицы Старосоленовская было ликвидировано уже окончательно.

Генплан Нового города Волгодонска, разработанный под руководством известного архитектора Семена Райтмана, предусматривал на перспективу постепенный снос и переселение станицы Старосоленовская. Станичной кладбище, которое оказалось в центре первых жилых массивов Нового города, подлежало сносу в первую очередь. На месте наиболее «плотной» зоны захоронения генплан предусматривал создание парка средних размеров, так как действующие тогда нормативы строительства не рекомендовали в течение 25 лет осуществлять жилую застройку бывших кладбищ.

закладка.jpg

1977 год. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея

По рассказу очевидцев, ликвидация некрополя началась осенью 1975 года. Кладбище к этому времени занимало широкую полосу от будущих парка до площади у дворца культуры имени Курчатова. Но основная часть могил находилась именно в границах, выделенных для разбивки парка. Особенно много захоронений было в южной части парка напротив дома №5 по Молодежной. На этом месте позднее установили колесо обозрения. Жителям Волгодонска и Старосоленовской дали время перевозку останков родных и близких. По большей части человеческие останки переносились на городское кладбище в поселке Шлюзы. Участь безымянных могил оказалась печальнее. Их выкапывали специальные команды из расконвоированных заключенных, бросали в кузова грузовиков и свозили на городское кладбище. Временами новоселы из близлежащих многоквартирных домов отчетливо ощущали трупный запах в воздухе. «Зачистка» кладбища завершилась к 1977 году, после чего и началось создание парка.

Дружба начало.jpg

1977 год. Начало истории парка. Еще несколько лет назад на это месте были поля и пустыри. Фотография из фондов Волгодонского эколого-историчесокго музея.

Первый в новом городе парк сразу создавался как часть единой рекреационной и зеленой зоны города. По факту же, «Дружба» стала его единственным законченным элементом. Согласно Генплану, под зеленые зоны выделялась прибрежная зона Нового города и т.н. Парк Молодежный (в дальнейшим известный как Поле дураков). Внутри микрорайонов прокладывалось несколько пешеходных бульваров, из которых были закончены два бульвара. Первый из низ протянулся от школы №15 до школы №22 (позднее его часть переименовали в бульвар Великой, второй - от школы №11 до проспекта Курчатова. Его «зеленым ядром» и предстояло стать парку Дружбы. Новую пешеходную зону планировали назвать Пионерским бульваром, но этом название так и не прижилось, а позднее стало неактуальным. Проектированием парка занималась команда специалистов под руководством главного архитектора города Юрия Федерякина, выполнившего проект входной арки на бульваре при входе в парк.

штоф.jpg

Вилли Штоф сажает дерево, 5 ноября 1977 года. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.

Название «Дружба» закрепилось за парком в первые годы его существования от т.н. «Аллеи Дружбы». Достаточно распространенная в то время в СССР практика предполагала, что известные люди и целые коллективы оставляли в память о визите в город деревья. Официальной датой рождения парка считается 5 ноября 1977 года, когда Волгодонск посетила делегация из Германской Демократической Республики. К тому времени территория будущего парка была выровнена и распланирована, началась прокладка первых дорожек и посадка саженцев деревьев. 

Гостей из Восточного Берлина возглавил председатель Совета министров и член Политбюро Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Вилли Штоф. Вместе в ним в Волгодонск прилетели посол ГДР в СССР Гарри Отт и еще десяток крупных чиновников. В недавно открытом аэропорту в Цимлянске немцев встретили хлебом и солью, а затем на машинах помчали в Волгодонск. В центре города по обочине дороги немецких коммунистов встречали пионеры с флагами СССР и ГДР. Немцы посетили «Атоммаш» и митинг в на площади Победы. В новом городе гостей после экскурсии по корпусу №1 завода «Атоммаш» завезли в будущий парк. Там Вилли Штофу вручили лопату. С ее помощью он посадил дерево на Аллее дружбы. Считается, что после этого дня парк Дружба и получил свое название. Аллея дружбы в новом парке стала настоящим местом паломничества всех знаменитостей, посещавших Волгодонск в то время. Именные деревья успели посадить космонавт Виталий Севостьянов, легендарный энергетик, министр энергетики и электрофикации СССР Петр Непорожний и многие другие известные личности.

Через два года в парке заработал и городок аттракционов. Его главными достопримечательностями стали колесо обозрения и железная дорога. Последняя оставила заметный след в воспоминаниях тысяч волгодонцев, чье детство пришлось на 80-е и 90-е годы. Железную дорогу соорудили в парке менее чем за полтора месяца. Рабочие «Атоммаша» с помощью студентов филиала Новочеркасского политехнического института (НПИ) смонтировали в парке детскую железную дорогу. Шахтеры из города Шахты поставили рельсы, которые изогнули специалисты-трамвайщики Ростова-на-Дону. А паровоз и вагончик сконструировали и изготовили студенты и преподаватели Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта. Железная дорога протянулась на 350 метров. Она проходила через мостик, цветной тоннель-ангар, «лес» и лужайку. 21 апреля атоммашевцы начали укладку рельсов и сооружение ангара для паровозика «Малютка», а уже 1 июня 1979 года, ко дню Защиты детей поезд отравился в своей первый рейс. На крышах вагонов ехали Волк и Заяц из мультфильма «Ну, погоди!», Чебурашка и крокодил Гена. Третьеклассник из расположенной по соседству школы №11 Олег Павлов получил от гендиректора «Атоммаша» Валерия Першина игрушечные ключ и удостоверение машиниста. Первой вагоновожатой поезда стала пятиклассница из школы №13 Таня Дипиера.

декабрь 1979 года.jpg

Декабрь 1979 года. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея

Парк активно продолжался зеленеться в 80-е годы. В 1982 году в парке «Дружба» были высажены деревья каштана. К концу 80-х годов в парке росло 46 видов деревьев, в том числе американский клен, шари¬ковый клен, катальпа, прунус, войлочная вишня (кустарник), каштаны и многие другие.

вход.jpg

Главный вход в парк, 1982 год

дорога.jpg

Легендарная детская железная дорога. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея

После перестройки с аллеи с именами знаменитых людей, посадивших деревья, были сняты все таблички и прекращена высадка деревьев. Лишь в 2000-х годах Администрация приняла решение о том, чтобы вернуть аллее ее историческое название. В связи с этим решением была восстановлена памятная мраморная доска, которая находится на главной аллее Дружбы. К этому времени аттракционы в парке пришли в негодность, сооружения в уже бывшем парке обветшали, а из-за исчезнувшего уличного освещения за «Дружбой» закрепилось слава места с нехорошей репутацией.

В 2013 году «Дружба» лишилась статуса парка и была преобразована в сквер, позднее подчиненного администрации парка Победы. Тогда в администрации города объяснили это решение новыми нормативами озеленения, ведь в настоящее в время статус парка должна иметь зеленая зона площадью от 10 гектаров, а площадь «Дружбы» составляла 2,8 гектара. Возрождение сквера сначала в 2015 году. Тогда в «Дружбе» рабочие городских электрических сетей восстановили освещение, а спустя год «Дружба» попала в программу «Комфортная городская среда». За 50 миллионов рублей парк был полностью обновлен и обзавелся большим и надежным забором. В «Дружбе» появились новые дорожки, малые архитектурные формы, фигурки сказочных персонажей. По планам. В ближайшем будущем в «Дружбе» появится и фонтан.

skver.jpg

Наши дни

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
Дружбапаркистория
11
0
Народный репортер + Добавить свою новость