Перед войной «дикий» Дон сделал попытку «убежать» от Романовской
Читайте также:
- Станица Романовская имела «соленое» прошлое (20.01.2021 19:06)
- Время основания Романовской могли намеренно удревнить (29.09.2019 15:14)
- Как сталинские архитекторы превратили Кумшацкий бугор в город Цимлянск (01.04.2019 17:57)
До строительства Цимлянской ГЭС станица Романовская могла остаться без Дона, ведь непокорная река грозила поглотить протекающую в нескольких километрах севернее речку Сухую.
Станица Романовская немыслима без набережной Дона. Великая река образует центр станицы, к которому ведут все дороги. Но представим себе, что на месте полноводного Дона набережная станицы обрывалась бы к небольшому заросшему тростником озерцу с лягушками. Это невозможно? Вполне!
В первой половине 20 столетия жители станицы всерьез опасались, что Дон может просто уйти, проложив себе новое русло через протоку Сухую в четырех с половиной километрах севернее станицы. Романовская в этом же случае могла остаться без пароходной пристани и с каждым годом мелеющей старицей Дона.
Сухую хорошо знают жители Волгодонска и Цимлянска. Эта один из самых крупных рукавов Дона, то есть реки, которая вытекает и впадает из одного водного объекта в другой. Протяженность Сухой составляет немногим более 30 километров. Сейчас речка берет начало в котловане Дона рядом с Цимлянской ГЭС и впадает в него же в районе станицы Камышевской. Окрестности Сухой живописны. Река течет в неглубокой долине в древней пойме Дона и считается хорошим местом для рыбалки. Она полноводна большую часть года, на ее берегах нет населенных пунктов.
Реки часто представляются нам как нечто неизменяемое и незыблемое. Но тот же Дон до строительства плотины Цимлянской ГЭС регулярно менял свое русло, смывая целые станицы или наоборот оставляя их в чистом поле. Река сторицей дарила людям свои богатства, но не менее часто и забирала их.
- Тот эпитет, которым наделена река, «Тихий Дон», лишь отчасти характеризует ее состояние. Весной к реке скорее применимы термины «необузданный» или «дикий» Дон. Весной река находится в бурном состоянии, блуждая по широкой песчаной пойме, непрерывно перемещая свое русло. Подтверждением этого служит обход рекой двух мест, намеченных для сооружения шлюзов по проекту 1912 года и намечающийся обход в ближайшее время недостроенного Камышевского шлюза (также известный как «Петровский шлюз» на Сухой - «Блокнот»), - писал в конце 20-х годов известный инженер-гидротехник Борис Поляков, который как раз занимался вопросом вероятного поглощения Доном Сухой.
Дон идет по свой пойме, прижимаясь то к левому, то к правому берегам. Но к правому берегу река прижимается сильнее, из-за называемого правила Кориолиса. Оно гласит, что в северном полушарии реки стремятся сильнее подмывать правый берег, а в южном - левый. Поэтому протоки по левобережью Дона, если они не имеют источников подпиткой водой, с течением времени зарастают и отмирают быстрее. Дон начинал «блуждать» и прокладывать себе новое русло в случае прохождения особо бурного паводка, колоссальный объем воды которого позволял прокладывать новое направление течения по долине реки. Такие паводки бывали далеко не каждый год. Их сила зависела от сочетания ряда погодно-климатических факторов.
До зарегулирования реки и появления Цимлянского водохранилища, на нижнем Дону выделяли две волны паводков. Первой после таяния снега в низовьях шла так называемая «холодная вода». Этот паводок считался сравнительно слабым и растянутым на несколько недель. В это время выходили из берегов такие небольшие степные речки как Кумшак или Сал, но уровень воды в Дону поднимался сравнительно медленно. Вслед за первым паводком со скоростью от 20 до 90 километров в сутки с верховьев реки шел вал так называемой «теплой воды». Вторая волна паводка достигала пика в первых числах июня, после чего уровень воды начинал быстро падать.
Но если на нижнем Дону весна запаздывала, то оба паводка объединялись и превращались в волну сокрушительной силы. Катастрофический размер паводок приобретал, если совпадали периоды таяния снега на крупнейших притоках Дона, таких как Воронеж, Хопер, Медведица и Северский Донец. Последний не только влиял на площадь разлива реки в окрестностях Ростова и Новочеркасска, но и своей водой «подпирал» уровень Дона вплоть до станиц Романовской и Цимлянской.
В начале 20 столетия наложение двух паводков привело к прорыву Дона у станицы Семикаракорской. Весной 1912 года утром жители станицы проснулись и обнаружили, что Дон ушел прочь от новенькой пароходной пристани. За ночь река пробила новое русло в одном километре севернее станицы. Прежнее русло Дона за несколько лет превратилось в старицу, потерявшую прямую связь с рекой. Теперь это озеро Старый Дон в центре современного Семикаракорска. Лес же, который ранее рос на противоположной стороне Дона, со временем стал городским парком. Крупные прорывы и размывы берега реки следовали друг за другом и далее.
Во время паводка 1917 года Дон «подмыл» станицы Потемкинскую и Филипповскую. А спустя 12 лет начался неожиданный рост полноводности Сухой. В конце весны 1929 года казаки станицы Кумшацкой заметили, что Дон активно размывает правый берег рядом с истоком реки Сухой. За несколько дней Дон отступил почти на 35 метров. Поток воды же в самой протоке в то половодье существенно вырос, русло стало шире и глубже. Летом большая вода ушла из Сухой, но сама река стала больше.
Замеры гидрологов подтвердили наблюдение казаков. Они показали, что в конце июля 1929 года расход воды в Сухой составлял 38 кубометров в секунду, а на Дону - немногим более 280 кубометров в секунду. Но весной во время половодья Сухая почти сравнялась со старым руслом Дона по расходу воды (расход воды в Сухой достиг 1490 кубометров в секунду, а на Дону - 1513 кубометров в секунду).
В последующие годы рост водности Сухой продолжался, тогда были выдвинуты предположения, что к 50-60-м годам Сухая станет Доном, а старый участок реки от станицы Кумшацкой до станицы Камышевской мимо Романовской превратится во второстепенное русло и начнет постепенно отмирать. Но остаться без Дона у Романовской не получилось. Перегородившая Дон плотина Цимлянской ГЭС оставила реку без бурных половодий, соответственно почти прекратились и процессы формирования нового русла реки. Дон был укрощен и приручен.
Анатолий Козин
Новости на Блoкнoт-Волгодонск