«По ночам мы захватывали первые этажи домов под библиотеки»: экс-глава культуры Волгодонска Людмила Мурашева
Читайте также:
- «Мне предлагали поиграть дома, намекая на интим»: уличный музыкант Павел Белогаев (31.03.2021 14:42)
- «Как-то вооруженные бандиты напали на «Сберкассу» в В-5 и отстреливались от милиции на крыше девятиэтажки»: Владимир Мельников (28.03.2021 11:56)
- Как волгодонец стал хранителем старинных часов в императорском и графском дворцах Крыма (30.12.2020 17:01)
«Блокнот Волгодонска» в рамках рубрики «Лица города» продолжает серию интервью с людьми, которые в той или иной степени стояли у истоков современного города.
На этот раз гостем «Блокнота» стала Людмила Мурашева, почти 30 лет руководившая учреждениями культуры города, начиная с музыкальной школы и ДК имени Курчатова, до отдела культуры. Именно в 80-е годы была заложена сеть учреждений дополнительного образования, в которых и сейчас учатся многие юные волгодонцы.
Но не следует думать, что эти школы появились по мановению руки. Как оказалось, за каждый такой объект шла упорная борьба, которая и легла на плечи преимущественно женского коллектива городского отдела культуры. От том, как помещения библиотек приходилось выбивать штурмом у строителей, и о том, как музыкальную школу едва не купил банк и рассказала «Блокноту» Людмила Мурашева.
Волгодонск - это город приезжих. Многие из тех, кому сейчас 30-50 лет и более, родились вне нашего города. Расскажите о свой малой Родине и семье?
Моя малая Родина - это старинный русский город Павлодар на востоке Казахстана. Большой и красивый областной центр был. Мама - учительница, папа - работал в транспортном цехе. Сразу, как появилась возможность, я поступила в музыкальную школу, потом окончила музыкальное училище.
На поступлении в музыкальную школы родители настояли, или вы сами захотели?
Когда ты с 7 лет сидишь за фортепьяно, то другого пути, кроме занятия музыкой, по жизни нет. Как-то была на выставке кукол, подумала, что таких игрушек в детстве не было, зато были часы, проведенные за фортепьяно. Но сказать, чтобы родители заставляли заниматься музыкой - нельзя. Это было обоюдное стремление. За рояль никто насильно не садил и к стулу не привязывал. Интерес к искусству и к гуманитарным предметам был сильным с первых классов школы. Во время учебы в музыкальном училище подрабатывала в театре. Раньше магнитофонов почти не было, поэтому в любом представлении требовалась только живая музыка, даже для простого фона. А в местном пединституте играла музыку на спортивных тренировках. Когда оканчивала музыкальное училище в Павлодаре. После работала в балетной студии, а вечерами в местном огромном дворце культуры играла на рояле в джазовом оркестре.
Первый урок в музыкальной школе. Павлодар.
Планировали стать профессиональным музыкантом?
Мечтала о консерватории в Алма-Ате, но наш директор училища, казах, как-то собрал всех выпускников и с хитрым прищуром сообщил, что в этом году почти вся квота для абитуриентов отойдет представителям коренной национальности, а для русских выделили только 5% всех мест. Ехать в другую республику уже не было времени, поэтому от идеи продолжить образование пришлось отказаться. По окончанию музыкального училища распределили в лучшую в городе музыкальную школу преподавателем сольфеджио, фортепьяно. Пришлось обучать и детей-казахов. Их целыми группами из аулов привозили. По общественной работе стала секретарем комсомольской организации.
Как оказались в Волгодонске?
А Волгодонск попала благодаря вызову мужа на работу. Он был энергетиком, преподавал в местном индустриальном институте в Павлодаре, работал на местной ТЭЦ. В Волгодонске тогда как раз запускали ТЭЦ-2 и формировали для нее команду специалистов. Среди них много оказалось и павлодарцев. Мы дружили семьями с первым директором ТЭЦ Бондаренко. Он первым уехал в Волгодонск и все звал нас за собой. Тогда как раз и национальный вопрос подспудно поднимался, и мы решили ехать в Россию. Сыграли свою роль и материальные посулы: сразу по приезду обещали квартиру и хороший карьерный рост.
Празднование 35-летия Волгодонска
Какие были первые впечатления о городе?
В первый раз попала в Волгодонск весной. В Павлодаре еще была зима, а в Волгодонске все уже расцвело. Из Ростова добиралась на автобусе, вокруг зеленые поля, каналы с водой, и это после после промозглых казахских степей. А уже в Волгодонске оказалось, что муж живет в общежитии на Морской в комнате с двухъярусными кроватями. В комнатах было от 5 до 8 человек. Решила сделать сюрприз и навестить мужа на работе. Он сразу сказал: «За залив только в резиновых сапогах!». Пришлось оббегать все магазины в поисках чего-то из резины, но элегантного. Нашла маленькие красные сапожки на каблучке и в них отправилась пешком к ТЭЦ-2. Приготовила обед и пошла, ориентируясь на наполовину построенную трубу ТЭЦ. Быстро пожалела: для тех дорожек требовались не сапожки, а сапожища, поэтому тогда женщины в Волгодонске красотой уличной обуви не заморачивались. Проплутала по берегам залива и еле-еле назад вернулась назад. На стройку только со второго раза попала. Город тогда на 50 лет СССР заканчивался, а весь новый город из 2 или 3 трех состоял. Но все равно время романтичное было: город молодой, люди в нем молодые, какие-то бытовые трудности было легче переносить. Как переехала в Волгодонск, устроилась в музыкальную школу. Она тогда занимала первый этаж Дома пионеров на Ленина, там сейчас мировой суд. Учителей не хватало, поэтому работа сразу нашлась. Потом стала директором музыкальной школы, а позже перешла в горисполком. Там с перерывами почти 20 лет и проработала. Должности были разные, но зона ответственности одна - развитие культуры в городе.
Празднование 35-летия Волгодонска
И как в городе с культурой было?
Очень было легко работать. Если в каком-нибудь Таганроге истории города уже было лет 300, и при организации любого праздника там говорили: «Это не тронь, это традиция», то в Волгодонске можно было делать все, что угодно, оставаясь в рамках официальной идеологии, конечно. Карнавалы, праздники, новые музыкальные школы, дворцы культуры, библиотеки: все проводили или создавали с нуля. Надо было почаще выводить людей на улицы. В городе, особенно когда стройка «Атоммаша» только разворачивалась, преобладали общежития. Тысячи молодых людей жили в таких стесненных условиях. Естественно, требовался выход их энергии. Упор делался на театрализацию. В Волгодонске работал Николай Николаевич Задорожный с его театром рабочей молодежи. Целый ряд других сильных коллективов: ансамбль песни и пляски Бориса Терехова, эстрадный коллектив Витмайера, студия бальных танцев супругов Рысиных и многие другие. Их мы и привлекали к проведению массовых праздников. Самое грандиозное событие - это празднование 35-летия Волгодонска в 1985 году. Концертную площадку разместили на площадке перед плотиной ГЭС, сама плотина превратилась в огромный амфитеатр. На поле перед плотиной выкосили траву, вывезли мусор, засыпали все неровности. Удалось привлечь 17 известных артистов и творческих коллективов, в том числе и Надежду Бабкину. Вообще тогда для московских артистов выступления на всесоюзных стройках шли большим плюсом: в Волгодонск лететь недалеко, а несколько таких поездок учитывались при получении звания народного артиста. В тот день на праздник пришло 60-70 тысяч человек. Подобных массовых мероприятий в истории города больше не было. На водохранилище поставили на якорь баржу и превратили ее в концертную площадку. На катерах, расцвеченными флагами, приплывали группы артистов, выходили на берег и сразу разыгрывали сценарий.
Празднование 35-летия Волгодонска
Какую самую большую проблему развития культурно-образовательного пространства для тех лет следует выделить?
В Волгодонске в первую очередь строили жилье, во вторую - магазины, школы, детские садики. А на остальную социалку денег, а правильнее фондов, то есть сводных материалов, уже не оставалось. Заметьте, сколько в городе социальных объектов вплоть до недавнего времени размещали в домах. В проекте этого не было, все это следы импровизации. У нас планы расходились с реальностью. Например, нарисовали в районном парке, он же - поле дураков, шестиэтажную библиотеку, а рядом музыкальную школу с роскошным концертным залом. Нарисовать-то нарисовали, а когда будут строить - не сказали. А в новом городе уже более 50 тысяч человек живет. Поэтому приходилось постоянно импровизировать и искать все свободные помещения. Как только начинают строить новый микрорайон, сразу надеваешь резиновые сапоги и вперед! Требовалось найти дома, условия в которых позволяли разместить на первом этаже ту же библиотеку. Такой принцип действовал: «Кто первый влез, тот и молодец!». Находишь подходящее помещение и бегом в архитектуру. В такие места залазили иногда даже ночью и уводили помещения у других претендентов в последний момент. Например на месте библиотеки на В-У планировали сделать почту. Здание построили, а почта еще не заехала. Мы об этом узнали, и пока почтальоны планировали туда «зайти», успели скомплектовать библиотеку и заехать туда. Однажды утром с главпочтампта приехали, а на месте уже библиотека открылась. Скандал на весь город был! В итоге нашлось и место для почты, правда, всего несколько комнаток рядом с библиотекой. Вот таким способом и удалось разместить все 18 библиотек. Правда, после каждого такого заселения обещали уволить с работы.
Музыкальную и художественную школы у торгового центра аналогичным способом пришлось «выбивать»?
И да, и нет. «Свечка», в которой разместилась музыкальная школа рядом с торговым центром, также предназначалась исключительно под жилье. Я бегала, искала, где можно музыкальную и художественные школы разместить. В новом городе школьники подрастали почти в каждой семье, а допобразование им получать было негде. С трудом получила добро на эти два этажа, договаривалась и с «Атоммашем», и с горисполкомом. Дом, где хотели поместить музыкальную школу уже строился, были готовы первые этажи. Пришлось проводить перепланировку здания, ломать несущие стены. Долго согласовывали все детали со строителями. Остановились на таком компромиссе: перепланировку разрешили, но проделанные проходы пришлось дополнительно укреплять стальными балками. А музыкальная школа в районном парке так и осталась в мечтах. Если бы эти помещения не взяли с боем, музыкальная школа в новом городе так и не открылась бы. С художественной школой вышло лучше. Архитектор Александр Георгиевич Лазарев бесплатно разработал проект пристройки к дому для нее, можно сказать, что подарил его городу. Он уже в 90-е годы стал директором Художественного училища имени Грекова в Ростова, а до этого несколько лет проработал главным архитектором Волгодонска. Поэтому в этом случае, для юных художников удалось создать лучшие условия для творчества. Школу пусть и запозданием успели построить и открыть.
В городе часто использовали во время массовых мероприятий декорированные грузовики. Одна из таких акций была посвящена бичеванию пороков советского общества.
А как обстояли дела с новой музыкальной школой в старом городе? Она ведь тоже с некоторым приключениями была построена?
Да, это была длинная и отчасти запутанная история. Там где сейчас бюст Молодову стоит, в 80-е выкопали котлован. Здесь начинали строить музыкальную школу с концертным залом. Вообще, этот пустырь на 30 лет Победы, который сейчас занят рынком и жилыми домами, предназначался под целый культурный кластер: дом пионеров, музыкальная школа и кинотеатр на 300 метр. Но и этот «пятак» никто не собирался осваивать. У нас в отделе культуры был проект музыкальной школы, ее и начали строить на месте нынешней площади Молодова. Договорились с атоммашевцами и строителями, начали рыть котлован под школу в инициативном порядке. Котлован сделали, начали готовить фундамент. Но как только о незапланированной стройке узнали в горкоме и горисполкоме, ее приказали прекратить. На заседании горкома так кто-то и поинтересовался: «А что это у нас строится в юго-западном районе?». «Зарыть!»: был приказ. Так и засыпали все, а стройку забросили. У одного из руководителей «Атоммаша» была жена-пианистка, она и продавила идею, что новую большую музыкальную школу надо строить в новом городе. Наш-то проект отменили, а стройку там так и не начали. Спустя некоторое время попытались в том же районе построить художественную школу, раз не выгорела идея с музыкальной школой. И тут подвернулась удача. Тогда развитие города и предприятий шло по пятилетним планам. Удастся вписать свой проект в такой план, считайте треть дела уже сделано. Не успел - до конца пятилетки денег не дадут. Вот и проект художественной школы неожиданно забрал себе химзавод. Некогда главное предприятие города к тому времени много денег на развитие города не давало, но тут директорат проявил невиданную щедрость. «Художку» заложили на месте нынешней музыкальный школы имени Шостаковича. Проект выполнил известный архитектор Тарас Ботяновский. Был еще отличный проект от архитектора Петра Головко. Он предложил построить художественную школу в виде шести или восьмигранника с большим световым куполом на крыше. В центре должен был разместиться выставочный зал с естественным освещением для наилучшей демонстрацией картин, а по сторонам - аудитории для занятий. Уже шел конец 80-х годов, деньги экономили, а в городе уже была нормальная художественная школа в новом городе. Поэтому по ходу работу проект изменили с художественной на музыкальную школу. Стройка идет, мы уже строим планы, как и когда будем заезжать. И тут звонок из Ростова. Оказывается химзавод ведет переговоры о продаже школы банку! Оказалось, госбанк искал место для нового главного отделения и приглядел нашу школу. Особенно банкирам понравился подвал, где можно было сделать бронированное денежное хранилище. Мы же хотели поместить там небольшой театр ростовых кукол. Школу банк хотел выкупить за 70 тысяч рублей. Сразу поехала на химзавод, а там как-то скромно ушли от ответа на вопрос о продаже школы. В итоге, город выкупил школу у химзавода, здание перешло в муниципальную собственность. Музыкальную школу открыть здесь удалось через несколько лет.
При такой нагрузке удавалось выделить время на семью?
Личной жизни как таковой не было. Хорошей мамой меня, наверное, нельзя назвать. С 80-х годов, как только приехала в Волгодонск, на работу уходила рано утром, домой возвращалась только поздно вечером в 11-12 часов. Когда работала в ДК имени Курчатова, всегда уходила последней. Выходные - тоже работа. Все массовые мероприятия ведь по праздникам проводили. Но родные всегда поддерживали меня. Семья сейчас не большая, но и не маленькая. Две дочки - умницы, но росли самостоятельно, подарили двух внуков-близнецов и двух внучек. Дочери закончили МИФИ, живут и работают в Волгодонске. Внуки также в МИФИ учатся, одна внучка с красным дипломом тот же МИФИ закончила, сейчас на Ростовской АЭС работает, а самая младшая закончила техникум и пока еще не определилась с выбором профессии.
Спасибо за интервью!
Анатолий Козин
Новости на Блoкнoт-Волгодонск