Теперь так не могут: как легендарные маяки на судоходном канале в Волгодонске построили всего за полтора месяца

Читайте также:
- С «Золотой звездой» и виноградом: шлюз №14 в Волгодонске мог иметь совсем другой облик (18.08.2025 14:00)
- Потомки первого легендарного руководителя Волгодонска и начальника стройки ЦимГЭС Василия Барабанова посетили наш город (31.07.2025 20:01)
- Почему район Шлюзов в Волгодонске называют «Пятым» (22.11.2021 14:59)
- Как заключенные копали тоннели по типу метро у Волгодонска (18.03.2019 13:19)
Строить быстро, но на века: под таким девизом наши предки создали Цимлянский гидроузел.
Цимлянская ГЭС и шлюзы судоходного канала считаются одним из лучших и наиболее выразительных примеров промышленной архитектуры Советского Союза середины 20 столетия, когда на короткое время государство и архитекторы обратились к масштабному переосмыслению классического архитектурного наследия первой половины 19 столетия.
В башнях, арках, портиках и колоннадах сооружений канала и шлюза при желании можно увидеть отсылки к храмам Древних Рима и Греции или к шедеврам архитектуры в стиле классицизма с проспектов Санкт-Петербурга.
Художественно-декоративному оформлению канала и сооружений Цимлянского гидроузла предавалась большое значение. Даже простые и функциональные объекты, такие как маяки, проектировались и сооружались с отсылкой к памятникам классической архитектуры. В Волгодонске построили два маяка — на дамбе аванпорта на Цимлянской водохранилища и на стрелке судоходного канала и Дона. На шлюзе был сооружен Обелиск в честь соединения пяти морей - Азовского, Черного, Каспийского, Белого и Балтийского. Обелиск стоит на полукруглой набережной и представляет собой ступенчатый постамент - невысокую ростральную колонну с вмонтированными скульптурными изображениями носовых частей корабля.
В такой же стилистике выполнены и два маяка, представляющие собой башни на прямоугольных постаментах с круглой технической площадкой наверху, крышу которой поддерживают колонны. Там же установлено и технической оборудование маяков.
Летом 2025 года маякам исполнилось 73 года - они моложе города, который формально ведет отсчет свой истории с 27 июля 1950 года, всего на 2 года. Три четверти века стоят маяки. За все это время они прошли только через несколько косметических ремонтов. Строить наши предки умели надежно. Тем интереснее, что на сооружение маяков, как и памятника соединению пяти морей ушло всего 2 недели! Сейчас же, столько времени было бы потрачено только на подготовку строительной площадки и всю процедуру согласования.
В фондах Волгодонского эколого-исторического музея сохранилась любопытная копия документа - «Приказание (так в оригинале — ред.) Начальника управления ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей — ред.) и строительства Цимлянского гидроузла ГГДВС (Главгидроволгодонстрой - ред.) МВД СССР Василия Барабанова «О сроках и окончании строительства Обелиска на круглой пале шлюза №14 и маяков на 32 канале и оголовке 98 дамбы». Документ подписан 31 мая 1952 года в Управлении строительства в рабочем поселке Ново-Соленовский.
К лету 1952 года сооружение Волго-Донского судоходного канала и Цимлянского гидроузла было завершено. Открытие канала назначили на 27 июля 1952 года. На завершение многочисленных недоделок и завершение сооружения гидроузла оставалось менее двух месяцев. В числе недостающих работ следовало выполнить и сооружение маяков. Сроки строительства были поставлены сжатые — по 2 недели на каждый объект. Фронт работ был распределен между тремя строительными районами.
Обелиск на шлюзе №14 было поручено сооружать строительному району №5 (от него, к слову, возникло и сохранившееся до сегодняшнего времени название «Пятый» в поселке Шлюзы). Срок строительства — с 1 по 15 июня. Стройкой руководил начальник района №5 майор Никитин.
На возведение маяков отводилось больше времен — по 40 дней. Маяк на месте соединения Дона и судоходного канала сооружал строительный район №1 под руководством инженера Климина строился с 1 июня по 10 июля.
Маяк на дамбе аванпорта планировали закончить за неделю до открытия канала - к 20 июля. Старт стройки был назначен на 1 июня. За сооружение маяка отвечал начальник шестого строительного района товарищ Стешин.
Отметим, что конец 1951 года, период когда стройка была наиболее интенсивной, Цимлянский гидроузел был разделен на 11 строительных районов: 8 территориальных и 3 производственных. В ведении первого строительного района находилось сооружение шлюзов № 14 и 15 и двух капитальных мостов через судоходный канал: автомобильного и железнодорожного. В зоне ответственности пятого строительного района находились возведение поселка работников порта и шлюзов, то есть той части старого города Волгодонска, которая находится между площадью Ленина и переулком Донским и временного жилья в поселках Шлюзы и Ново-Соленом. Шестой район занимался сооружением плотины ГЭС от шлюза №14 до Волгодонска, строил головное водосбросное сооружение Донского магистрального канала и обустраивал промзону порта, элеватора и лесоперевалочной базы.
Константин Прибрежный
Новости на Блoкнoт-Волгодонск