Волгодонск Суббота, 27 апреля
Общество, 07.12.2023 17:32

«У страшной трагедии в Брянске может быть несколько психологических причин»: психолог Наталия Золотарева

Волгодонский психолог назвала возможные причины случившейся в Брянске трагедии.

7 декабря 14-летняя девочка подросток устроила стрельбу в гимназии города Брянска. Она пронесла охотничье ружье своего отца и открыла стрельбу во время уроков. В результате ее одноклассница скончалась на месте, еще пять подростков были госпитализированы. Одному из пострадавших потребовалась срочная операция.

«Блокнот Волгодонск» обратился за комментарием к психологу Наталии Золотарёвой с вопросом: что могло стать причиной такого поступка девочки подростка? Как отметила Наталия Евгеньевна, каждая трагедия имеет несколько причин для своего возникновения. И трагическое событие, произошедшее сегодня в брянской школе, тоже имеет свои причины и факторы, способствующие тому, чтобы это случилось.

- Первой причиной, и, наверное, самой важной - является психологический климат в семье. И здесь надо рассматривать ранний период развития ребенка до 5 лет. Насколько теплыми и принимающими были отношения между супругами, к детям и между детьми. У девочки, совершившей преступление, есть сестра близнец. Воспитывались ли они в условиях эмоциональной теплоты и принятия, или это были холодные отношения, в которых дети не смогли получить эмоциональный ресурс от родителей, вырасти со здоровой и устойчивой самооценкой. Потому что устойчивая высокая самооценка формируется в первую очередь в семейном кругу. Затем ее доформировывают воспитатели в детском саду и начальная школа. Очень важно, чтобы в этот период ребенок чувствовал себя любимым, успешным, несмотря на то, что его поведение не всегда может соответствовать ожиданиям родителей, воспитателей и учителей. Доверительные, открытые, эмоционально теплые отношения в семье являются основой для формирования здоровой и устойчивой психики подрастающего ребенка.

Вторая причина вытекает из первой - это подростковый возраст девочки. Если в детстве не были созданы механизмы психологической устойчивости, то подростковый возраст проходит тяжело, как для подростка, так и для родителей. Разделение в этом возрасте всех понятий на «черное» и «белое», изменение гормонального фона, желание ощущать себя поскорее взрослым – приводит к неустойчивым эмоциональным состояниям. А если психика ребенка не получила достаточных ресурсов в детстве, то в подростковом возрасте возможны острые реакции, проявление девиантного поведения, вплоть до преступлений.

Следующая причина, которую стоит учитывать, это отношение класса в целом, как группы, и межличностные отношения между учениками. Насколько класс сплочен или разобщен, есть ли у них чувство: «мы команда», или в классе каждый сам по себе. Объединение в микрогруппы происходит исходя из интересов, не всегда положительно направленных.

Четвертая причина – пропаганда и обилие агрессии и насилия в социальных сетях и СМИ. Психика подростка еще не устойчива, не сформирована в целостную, как у взрослого. И они, как и маленькие дети, с жадностью впитывают всю информацию, представляющую для них интерес. Если в СМИ пропаганда жестокости ведется не целенаправленно. Фильмы с насилием и кровавыми сценами призваны вызывать у взрослой аудитории острые эмоциональные переживания, то деятельность определенных групп и организаций, пропагандирующих жестокое отношение к себе и окружающим, имеет свою цель. Они рассчитаны на данную целевую аудиторию - подростков с неокрепшей психикой и несформированным мировоззрением. Многие подростки имеют склонность к аутоагрессивному поведению. Они считают это действенным способом справляться со своими переживаниями. А нормальной альтернативы, то есть умения справляться со стрессами приемлемыми и психологически здоровыми способами, к сожалению, не имеют.

В заключении хочется отметить, что это не первая трагедия подобного рода за последние несколько лет. Практически каждый год происходят подобные происшествия в колледжах и школах страны. И усиление мер безопасности обязательно должно приводить к уменьшению подобных случаев, но, к сожалению, они повторяются. И тут стоит задуматься, что наряду с этими мерами нужно вводить и другие меры, распространяющие больше информации именно психологического характера. Это могут быть встречи с психологами, направленные на формирование профилактики девиантного поведения. Введение уроков психологии, на которых подростков будут учить основам коммуникации межличностного взаимодействия и сплоченности классов. Все эти трагедии - это повод для всех нас задуматься, что сегодня происходит с нашим обществом, с нашими детьми. Возможно, мы сами стали более закрытыми, отстраненными и агрессивными по отношению друг к другу. А дети живут и растут в контексте отношений взрослых и общества в целом. Спросите себя – в каком обществе мы хотим жить дальше, и в каком обществе будут жить наши взрослеющие дети, - рассказала в интервью «Блокноту» психолог Наталия Золотарёва.

Виктория Машошина

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Рубрика "Комментарий недели" Волгодонск   
психологтрагедия в Брянскеподросткидетишкола
1
4
Народный репортер + Добавить свою новость