Волгодонск Четверг, 02 мая
Общество, 26.04.2022 11:40

В-9: «дырка от бублика», которая стала последним микрорайоном эпохи СССР в Волгодонске

Новым героем рубрики «Где на Руси жить хорошо?» оказался микрорайон В-9.

«Блокнот» продолжает путешествовать по городу и рассказывать о разных частях Волгодонска. Ранее мы побывали в самой старой части города и осмотрели те места, с которых начинался новый город.

Теперь же мы отправляемся на окраину Волгодонска в микрорайон В-9. Сам по себе этот микрорайон ничем не примечателен, но В-9 несет в себе некий символизм. В-9 оказался последним микрорайоном города, построенным при СССР. Можно сказать, что он вкратце повторяет всю историю нового города: большие планы, быстрый старт стройки и не менее быстрое ее прекращение.

За 30 последних лет квартал В-9 превратился из дикой окраины в сравнительно благоустроенное удобное для жизни место. Полноценным микрорайоном В-9 станет после начала работы новой школы, а открытие третьего моста через залив вырвет микрорайон из многолетней транспортной изоляции.

В-9 обзор.jpg

План микрорайона В-9 с датами сдачи домов эксплуатацию по данным проекта Дом.МинЖКХ. Фактически некоторые из домов были достроены позднее, например МКД №68 по улице Карла Маркса.  

В-9 в цифрах и фактах

Площадь - около 27 гектар.

Население - более 2 500 человек.

Дата возникновения - 1985 (закладка микрорайона) - 1989 (заселение первого дома) годы.

Важнейшие социальные объекты - детский сад «Вишенка», школа на 600 мест (строится), филиал Детской театральной школы (строится), филиал лицея «Политэк» (бывшая школа №31).

Органы муниципальной и государственной власти - нет.

Ответственные депутаты - после перехода Алексея Мисана в Законодательное собрание Ростовской области микрорайон остался без депутата. Довыборы в Волгодонскую городскую Думу по округу №23, куда и входит В-9, планируется провести в сентябре 2022 года.

В-9 история 1988-1989.jpg

Закладочный камень на месте микрорайона. На стенде можно увидеть актуальный на 1991 год план застройки В-9 по состоянию на 1990 год.

Темный микрорайон в глухой степи

В-9 возник на излете СССР в последние годы существования государства. К концу 80-х годов строительный комплекс Волгодонска, после аварии на Чернобыльской АЭС, прекращения строительства Ростовской АЭС и общего кризиса в государстве, стал сбавлять темпы работы, но строительство многоквартирных домов просто в силу инерции не прекращалось.

Так в 1985 году вслед за В-8 началось освоение первых микрорайонов города, которые должны были выдвинуться в сторону городской набережной и Цимлянского водохранилища. Вначале в степи прочертили бетонные полосы первых улиц: проспектов Мира и Лазоревого, и улиц Карла Маркса и Ленинградской. Проспекты сразу прокладывались с расчетом на будущие стройки: Мира дошел до Цимлянского водохранилища, а Лазоревый стали тянуть в сторону Сухо-Соленовсокого залива.

В 1985 году на В-9 появились первые строители, начавшие отрывать котлован на углу проспекта Лазоревого и улицы Карла Маркса. Дома в микрорайоне строились, площадь жилого фонда микрорайона должна была составлять более 130 тысяч квадратных метров жилья, здесь планировали построить три детских садика, школу, несколько магазинов и предприятия бытового обслуживания. Функционально микрорайон был разделен на две части, границами которых служили 9-этажные жилые дома с бульваром посередине. Этажность района получилась на редкость равномерной: за основу был принят стандарт застройки в 9 этажей типовых серий домов, пятиэтажные дома практически не закладывалась. Квартиры в новом микрорайоне получали работники всех основных на тот момент строящихся и действующих предприятий, включая «Атоммаш», радиозавод, железную дорогу и даже так и не построенный завод «Энергомаш», для будущих сотрудников которого на В-9 заложили пару домов.

Фактически В-9 был построен за 2 года. В 1989 году началось заселение первых домов вдоль улицы Ленинградской, а в 1991 году сдали последний из заложенных девятиэтажных домов по проспекту Лазоревому. В этот же год СССР исчез, город погрузился в кризис и передел собственности, о недостроенном микрорайоне все забыли. А место получилось жутковатым. Дома стояли, с трех сторон окруженные голой степью с котлованами заброшенных строек, на улицах и во дворах не было фонарей, детских площадок, деревьев и цветов. С высоты птичьего полета В-9 напоминал огромный бублик: стена из домов по краям микрорайона и совершено пустой центр, занятый заброшенными стройками и пустырями.

котлован.jpg

Котлован под первый в Волгодонске 25-этажный жилой дом в соседнем с В-9 микрорайоне ВЦ-2

Тогда дети играли в войну и бандитов среди свай и бетонных блоков заброшенных строек, а группировки подростков проникали во владения соседей по туннелям подземного коллектора. Хватало и других проблем. К В-9 не успели подвести нормальную линию электроснабжения через кабель, поэтому весь микрорайон был запитан на ненадежную воздушную ЛЭП. После каждой грозы, сильного ветра и снегопада свет гас в домах, и люди жили во тьме. Центр микрорайона украшала брошенная недостроенная школа, поэтому на учебу детям пришлось добираться пешком на В-5 или на В-7 (в соседнем микрорайоне В-8 школу и вовсе не начали строить). Но В-9 ценили минимум за три вещи: потрясающий вид из окон на Цимлянское водохранилище, близость к пляжу и сравнительно новые квартиры.

Вход в подземелье.jpg

Вход в туннель заброшенного проходного коллектора на проспекте Мира рядом с микрорайоном В-9.

Когда жить стало лучше

Обживаться микрорайон начал только к концу 90-х годов. Тогда он получил вторую линию электроснабжения, что позволило избежать постоянных блэкаутов. В микрорайоне появились и первые магазины, с сначала это была местная торговая сеть «Артемида» (ныне ликвидированная), потом подтянулся «Магнит», а следом и «Пятерочка». В настоящее время в микрорайоне есть один супермаркет «Магнит», три супермаркета «Пятерочка», 2 магазина бытовой химии «Магнит Косметик» и несколько мелких не сетевых продуктовых магазинов и ларьков. По уровню обеспечения торговыми площадями В-9 за последние 2 года вышел на средний показатель по городу. А вот мест культурного вечернего отдыха здесь по-прежнему нет, на выбор местных жителей представлены только несколько пивточек.

Проблему среднего образования решили, открыв в одном из детских садов школу №31, которая позднее стала филиалом лицея «Политэк». В 2007 году, в период мэрства Виктора Фирсова началось сооружение троллейбусной линии от улицы Академика Королева, завершенное в 2009 году (официальное открытие состоялось 31 декабря 2008 года). В 2008 году в микрорайоне началась установка уличных фонарей. В 2011 - 2013 годах в прежде пустующей центральной части микрорайона возвели три пятиэтажки.

Но самые большие изменения произошли позднее. После многолетних проволочек было принято решение переделать почти готовое трехэтажное здание учреждения допобразования для размещения филиала Детской театральной школы. Открытие филиала в силу некоторых проволочек переносится уже больше года, но есть надежда, что уже 1 сентября 2022 года театральная школа откроет свои двери.

Школа строится.jpg

Новая школа строится. Вид со стороны проспекта Лазоревого 

А по соседству в 2020 году развернулась грандиозная по меркам Волгодонска стройка. На месте заброшенных еще в начале 90-х годов фундаментов школы, о которой 30 лет мечтали все жители микрорайона, началось строительство первой за несколько десятилетий современной школы в Волгодонске. На эти цели из областного бюджета выделено более 840 миллионов рублей. Здание самой школы будет состоять из четырех связанных между собой блоков высотой до трех этажей с собственным стадионом, спортивными площадками и газовой котельной. По слухам, штаты нового учебного заведения планируется укомплектовать учителями известной гимназии «Юнона», которая занимает здание старого детского садика на бульваре Великой Победы. Школу планируется открыть в 2023 году, тогда и можно будет сказать, что В-9 на пороге своего 40-летия станет полноценным городским микрорайоном.

В скором времени изменится и транспортное положение микрорайона. С момента своего возникновения В-9 оставался тупиком, проложенные в степи широченные проспекты вели в никуда. Но с завершением строительства мостового перехода через залив, проспект Лазоревый будет продлен до Сухо-Соленовсокго залива и превратится в транзитную магистраль. К неудовольствию некоторых местных жителей на улицах будет гораздо больше автомобилей, но взамен микрорайон получит прямую связь со старым городом.

Еще одной «точкой притяжения» рядом с В-9 стала городская набережная, заново открытая для себя волгодонцами после проведения фестиваля «Шелковый путь». Дорога к набережной как раз проходит мимо В-9, а местные жители уже привыкли проводить предзакатные часы на набережной. Отметим, что в генеральном плане города несколько десятков гектаров земли рядом с набережной отведены под фестивальную площадку и потенциальное место для размещения городского парка

Транспорт - одна из ключевых проблем

В-9 остается периферийной частью города. Формально, его доступность с точки зрения общественного транспорта неплохая (с учетом сравнительно небольшой численности постоянного населения), но по сравнению с центром нового города она значительно хуже. С интервалом в 20 минут по расписанию должны ходить троллейбусы двух самых популярных в городе маршрутов №№ 3 и №3а, особенно популярные у дачников. В дополнение к троллейбусам через В-9 проходят транзитом или делают остановки автобусы большой и малой вместимости по маршрутам № 10, 10а и №17 (ВЗМЭО — Шлюзы), №12 и №4а (Шлюзы — Лазоревый проспект), №90 (проспект Мира - АБК «Атоммаша»), №8 (проспект Лазоревый — химзавод). По улице Ленинградской дополнительно ходят автобусы и маршрутки №№ 25 (Шлюзы - квартал В-25) и 52 (проспект Мира — Шлюзы). Кажется, что маршрутов общественного транспорта даже избыточно много для сравнительно небольшого микрорайона. Но это только на первый взгляд. Жители В-9 выделяют две главные проблемы. Первая из них низкая частота движения, особенно в утренние часы. Сразу несколько человек отметили, что в рабочие дни по утрам приходится ожидать на остановке по 30-40 и более минут. Вторая проблема — небольшое число автобусов на маршрутах. Получается, что при формально большом числе маршрутов дождаться необходимого автобуса днем практически невозможно.

5 эта.jpg

Серия построенных в 2011-2013 пятиэтажных жилых домов

Квартиры только в МКД

Особенностью жилого фонда на В-9 является сравнительная однородность предложений квартир на продажу. Более 80% площади жилого фонда было введено в 1989-1991 годах (панельные дома в 9 этажей), 7% - в 1993-2007 годах (две кирпичные пятиэтажки, заложенные еще до 1991 года) и оставшиеся 13% - в 2013 годах. Тогда в микрорайоне построили три однотипных дома по пять этажей каждый. В сторону, обращенную к проспекту Мира, есть свободные земельные участки для строительства 2-3 многоэтажных жилых домов. Пока они являются свободными, но застройщиков, желающих возвести здесь дома - нет.

Стоимость выставленных на продажу квартир колеблется от 1,8 до 3,4 миллионов рублей и зависит в первую очередь от состояния не домов, а жилых помещений и их метража. Ранее квартиры на В-9 продавались с дисконтом по сравнению с аналогичными по метражу, планировке и состоянию домов в центре города, но за последние 10 лет эта разница сократилась. В микрорайоне есть предложения по продаже квартир от 2 до 5 комнат. Самые дешевые квартиры выставлены на продажу в двух пятиэтажках конца 80-х годов, а наибольшую стоимость имеют квартиры в 3-4 комнаты.

дом 1993 год.jpg

Достроенный в 1993 году жилой дом

В целом состояние жилого фонда здесь неплохое. В период строительства домов удалось избежать «детских болезней», которыми характеризовались индустриальное домостроение в Волгодонске в 70 - начале 80-х годов и заранее предусмотреть риски строительства на просадочных грунтах.

«С транспортом, газонами, дорогами и школой есть проблемы, но дышится здесь хорошо»: что думают о микрорайоне местные жители

Коренные жители В-9 хорошо помнят «темные времена», поэтому любые изменения к лучшему они воспринимают с радостью. Чаще всего люди отмечают отрегулированную работу общественного транспорта, особенно в утренние часы. Люди привели примеры, когда их дети не смогли вовремя уехать на учебу в школу из-за опоздавшего автобуса. Поэтому особенные надежды люди выражают на скорейшее завершение строительства общеобразовательной школы открытия филиала детской театральный школы. Среди «плюсов» микрорайона особенно выделяют близость к Цимлянскому водохранилищу и особое ощущение простора, которое отсутствует в центре города.

- Мне очень здесь все нравится. У нас прекрасное море, все праздники на нем проводим. Это самый лучший район: зеленый, красивый, убирают, чистят дороги. И транспорт хорошо ходит, вдобавок сейчас пустили новые автобусные маршруты. В общем жаловаться не на что, - рассказала самая оптимистичная местная жительница художница-пейзажист Вера.

- Микрорайон мне нравится, но транспорт оставляет желать лучшего. Дети иногда в школу стоят по часу по утрам, когда какой-нибудь маршрут срывается. За состоянием дорог и придомовых территорий следует лучше следить. Есть над чем властям работать. А самое главное - ждем, когда школу достроят. - рассказала проживающая на В-9 волгодончанка Ирина Устинова.

парковки.jpg

Проблема нехватки мест для парковки на В-9 есть, но в этом микрорайоне она стоит не так остро, как в других частях города

- Транспорт очень плохо ходит на В-9. Дочери полтора часа простояли, пока не уехали. Это просто невозможно. Как поменяли маршруты, маршрутки убрали, так транспорт стал очень плохо ходить. А чем хорош В-9? Тут всегда свежий воздух, всегда свежо и не жарко, - рассказала об аналогичный проблеме жительница микрорайона Ирина Михайловна.

Есть и отдельные пожелания по решению конкретных проблем. Например, рядом с домом №68 по улице Карла Маркса после постройки магазина «Пятерочка» образовалась огромная не просыхающая лужа. Ее и просит убрать волгодончанка Ирина Семеновна. За отсутствием депутату по своему округу, она общается напрямую к председателю городской Думы Сергею Ладанову и главе администрации города Сергею Макарову.

- Когда строили «Пятерочку», здесь все люди возмущались. Раньше были стоки для воды, а строители все зарыли и сравняли. Теперь после каждого дождя постоянно лужи образуются до самого бордюра, - рассказала Ирина Семеновна.

деревья и дворы.jpg

За 30 лет выросли деревья, дворы приобрели некоторый уют. В целом мест для отдыха вне домов на В-9 недостаточно.

На В-9 волгодонец Анатолий попал несколько лет назад, переехав в наш город из Орловского района поближе к детям. Мужчина обратил внимание на состояние пешеходной дорожки по другую сторону улицы Карла Маркса. Кстати, здесь несколько лет назад волгодонец упал в глубокий колодец, который оказался без крышки.

Я живу здесь недавно, в целом все нравится. Но по другую сторону улица Карла Маркса есть пешеходная дорожка, по которой ходить нельзя. Все в ямах, камышом заросло. Какие еще недостатки есть? Недостаточно озеленения и цветов, клумб. Летом часто трава до пояса вырастает, - рассказал Анатолий.

Отдельно отмечается проблема благоустройства. На В-9 есть несколько уютных дворов с детскими площадками, где за 30 лет успели вырасти деревья с тенистыми кронами. Но в целом по уровню благоустройства микрорайон сильно отстает от центра города. Здесь нет общественных зон, скверов и мест для прогулок, зато в наличии остается несколько заброшенных и бесхозных пустырей. Строительство обычной и театральной школы эту проблему не решит, ведь эти учреждения будут обнесены высокими и крепкими заборами, за которыми доступ чужакам будет закрыт. Гулять же внутри микрорайона просто негде. Но есть и надежда на развитие рекреационной зоны вокруг городской набережной. Правда, пока все это отдаленные планы.

- Тут неплохо. Магазины есть, школа строится, скоро и театральная школа появится. А вот за газонами следует получше ухаживать, - считает волгодончанка Лидия Ивановна.

С ней согласна и проживающая неподалеку волгодончанка Марина. Она считает, что рядом с В-9 городу следует развивать зону активного отдыха рядом с набережной, изюминкой которой может стать аквапарк.

- Хотелось бы хороших дорог и новый парк по соседству. Строить больше многоэтажек здесь больше не надо. Лучше пусть строят частные дома. И об аквапарке забывать не надо, море ведь рядом, - Марина.

свалка.jpg

Через дорогу от В-9 есть свалочный очаг на перекрестке улицы Карла Маркса и проспекта Лазоревого. Сюда привозят отходы жители новых коттеджных микрорайонов.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: «Где на Руси жить хорошо» Волгодонск  
В-9микрорайонВолгодонск
5
0
Народный репортер + Добавить свою новость