Волгодонск Пятница, 26 апреля
Экономика, 28.01.2021 18:01

Многокилометровые туннели от В-9 до «Атоммаша»: кто и когда построил подземный новый город

В Волгодонске под новым городом от Цимлянского водохранилища до промзоны «Атоммаша» пролегает сеть туннелей, по которым человек может пробраться из одной части города в другою, ни разу не выходя на поверхность.

В конце 2020 года Волгодонск вновь попал на первые строчки новостной ленты многих СМИ. В городе с разницей в считанные дни произошли две крупные коммунальные аварии.

В обоих случаях угроза пришла из-под земли. Сначала на бульваре Великой Победы и улице Энтузиастов начал рушиться канализационный коллектор, собирающий стоки с большей части нового города, а затем рядом с торговым центром рванула труба с горячей водой. После второй аварии значительная часть города почти на сутки оказалась без отопления и горячей воды.

Водопроводные и канализационные сети города уже изношены сверх всякой меры. И дело не только в возрасте конкретных участков труб, но и в режиме их эксплуатации за последние десятилетия. Их замена потребует многомиллиардных вложений, ведь только капитальный ремонт части аварийного коллектора потянет на 200 миллионов рублей.

С проблемой разваливающихся коммуникаций Волгодонск сталкивается не в первый раз. 35 лет в Волгодонске уже рвались трубы и трещали дома. В городе разрушалась почти новые коммуникации, которые стали жертвой экономии ради ускорения темпов стройки и не учета фактора строительства зданий на опасных лессовых грунтах. Тогда проблему удалось решить за счет колоссальных финансовых вливаний со стороны Москвы. Теперь городу вновь требуются крупные инвестиции в коммунальную инфраструктуру.

Череда аварий вернула внимание горожан к проблеме устаревания городских коммуникаций. Между тем, под землей находятся десятки километров труб, коллекторов и настоящих туннелей, по которым человек может пройти из одного края нового города на противоположную сторону. Система туннелей под новым городом была построена как одно из решений предыдущего коммунального кризиса и была призвана снизить потери воды и повысить устойчивость работы инженерных сетей.


подземелья.jpg
Схема больших коллекторов под Волгодонском. Направление и местоположение подземных коммуникаций даны приблизительно.

О том, что под новым городом есть целые огромные туннели, насыщенные трубами и кабелями, в городе уже давно ходили целые легенды, которые как и любая народная молва значительно преувеличивали масштабы этих сооружений. «Блокнот Волгодонска» встретился с создателем этих интересных инженерных сооружений Олегом Даниеляном, который и рассказал, что же представляет собой подземный новый город. В Волгодонск Олег Даниелян попал в самом начале 80-х годов после длительной работы по сооружению инженерных сетей в Татарстане.

- По паспорту местом рождения стоит Баку, но на самом деле я родился в Нагорном Карабахе. В Баку же ходил в русский детский садик и школу. Служил в строительных войсках на Дальнем Востоке. Строили укрепрайоны вдоль границы с Китаем после известных событий на острове Даманский. А после армии по комсомольской путевке поехал на строительство КамАЗа. Но по прибытию нас распределили не в Набережные Челны, а в Нижнекамск на стойку нефтехимического комбината и шинного завода. Последний и должен был снабжать КамАЗ покрышками. Там же поступил на вечернее отделение строительного факультета местного химико-технологического института. Отучился там три года, а после перевелся в Казань в инженерно-строительный институт на заочный факультет. А В Волгодонск попал в 1981 году. В 80-е годы аварийность на водопроводных и канализационных сетях Волгодонска была огромной. Сети были новые, а уже нещадно протекали. Два фактора сошлись: строили быстро и часто по облегченному способу. Могли канализационную трубу просто вбросить в грунт без прокладки усиления «основания». Уже просто от движения тяжелой строительной техники, сети начинали течь. Инженерные коммуникации следует всегда делать с запасом прочности и на перспективу. Вот такой пример. Когда строились Набережные Челны, главные городские проспекты сразу делали с подземными переходами. Еще города нет, а переходы уже готовы. Обком партии тогда разносил в пух и прах нашего управляющего стройкой. У нас в городе должен был быть подземный переход у торгового центра. Но улицы проложили, дома построили, а потом оказалось, что подземный переход здесь уже не построить, место под землей занято другими коммуникациями. А размыв лессовых грунтов только усиливал эту проблему. В городе тогда возникли огромные проблемы с разрушением канализации и сетей водоснабжения, посадками домов и промышленных зданий. Наше управление и послали на помощь, - рассказывает Олег Даниелян.


схема.jpg
Схематичный разрез проходного коллектора под Волгодонском. Цифрами на схеме обозначены: 1 - трубопровод холодного водоснабжения, 2 - ливнесток, 3 - трубопровод горячего водоснабжения с "обраткой",  4 - трубопровод горячего водоснабжения, 5- линии связи и электроснабжения, 6 - проход для движения электрокаров, 7 - армированная плита-основание 

Первое время бригады из Татарстана были переданы в помощь местным строителям. Перекладывали старые водопроводные и канализационные сети, строили новые, укрепляли дома. Но в 1985 году их перекинули на новый и амбициозный проект: строительство сети так называемых проходных коллекторов, представляющих собой настоящие туннели, по которым проходили все виды сетей жизнеобеспечения города. Весной этого года приказом главы министерства энергетики СССР Петра Непорожнего было решено командировать в Волгодонск целое строительно-монтажное управление из Татарской ССР, задачей которого станет строительство новых подземных коммуникаций в городе. Приехали порядка 120 человек только рабочих. Тяжелую технику и оборудование, в том числе трубоукладчики, компрессоры, вагончики сплавляли в Волгодонск по Каме, Волге, Цимлянскому водохранилищу на баржах. В городе для такой ответственной работы была сформирована новая организация «Спецстрой-2».

- Самосвалы отправили своим ходом, перегоняли их через все Поволжье. Все автомобили были с татарскими номерами «ТБ», поэтому первое местное ГАИ «встало на уши» от появления на улицах города такого количества грузовиков с чужими номерами, - вспоминает то время Олег Даниелян, - В чем преимущество такого коллектора? Допустим, происходит порыв на обычной теплотрассе. Приходится ломать бордюры, раскапывать огромный котлован, корчевать деревья и кустарники. Здесь же ничего такого не надо делать. Трубопроводы идут без нагрузки. На них не давит толща земли, поток автомобилей на дороге. Поэтому здесь всегда сухо и тепло. По центру оставили дорожку для электрокаров. Передвигаясь на них, ремонтные бригады просматривали все коммуникации, следили за их состоянием и при необходимости исполняли текущий ремонт, - продолжает он.

В зависимости от рельефа местности глубина залегания коллекторов различалась. В среднем глубина коллектора находится на глубине в 9 метров и больше на уровне нижней плиты. Прокладка коллектора производилась открытым способом. Исключение делалось только при пересечении улиц. После того, как котлован по трассе коллектора был выкопан, грунт на дне уплотняли с помощью экскаватора-драглайна с тяжелой шайбой на стреле. Затем на дне заливали плиту из армированного железобетона толщиной в 40 сантиметров. Далее на плиту укладывали два «п-образных» железобетонных лотка, образующих туннель. Между собой лотки прочно соединялись с помощью специальных замков из швеллера, швы на стыке гидроизолировались. Ширина каждого лотка составляла 3 метра 30 сантиметров, высота от пола до потолка - около 2 метров 40 сантиметров. Этого пространства хватало для прокладки трех трубопроводов и кабелей внутри туннеля и оставалось место для транспортного коридора посередине, ширина которого составляла не менее полутора метров.

 После формирования туннеля котлован засыпался грунтом, излишки которого вывозились в район строящейся Ростовской АЭС. Строительство капитальных и временных зданий над коллектором запрещалось. Защитная зона над подземными коммуникациями отдавалась под размещение скверов, бульваров, автомобильных стоянок. В тех случаях, когда земляные работы велись вблизи уже заселенных домов, строителям приходилось предпринимать меры дополнительной безопасности.

- Когда прокладывали трассу коллектора вдоль проспекта Мира в микрорайоне В-7, пришлось ставить стену из буронабивных свай для того чтобы предотвратить сползание грунта и повреждение фундаментов домов, - рассказывает Даниелян.


DSC_1056.JPG
Наземная часть подземного центра управления коммуникациями на въезде в новый город. 

В каждом туннеле с левой стороны коридора прокладывалась труба с холодной водой диаметром в 700 миллиметров, по правой стене друг над другом шли две трубы. По верхнему трубопроводу текла горячая вода от ТЭЦ, по нижнему - она же возвращалась на теплостанцию после циркуляции внутри жилых домов. Трубу с «обратным» теплоносителем специально вынесли вниз тоннеля для удобства ее очистки от шлака и других загрязнителей, которые попадают в воду во время циркуляции воды в системе отопления и водоснабжения домов. Ближе к потолку на специальных стойках крепились телефонные провода гражданской и правительственной связи, кабеля для работы радиоточек, электрические кабеля.

Подземные коммуникации были оснащены и собственной системой дренажа и отвода воды. По центру туннеля проходил желоб для сбора воды, которая может попасть в туннель из протекающих труб или в случае нарушения гидроизоляции стенок туннеля. Вода из желоба попадает в колодец, который и отводит все потенциальные стоки из системы подземных коммуникаций. Для избежания подтопления в специальных камерах были установлены поплавковые насосы, автоматически включавшиеся при повышении уровня воды в сети. В одном коридоре с туннелем прокладывались и трубы ливневой и хозяйственно-бытовой канализации.

Коллектор был оснащен и собственной телефонной линией. Через определенное расстояние в туннелях устанавливались так называемые телефоны прямой связи, представляющие собой телефон без устройств набора номера. По телефону можно было выйти на прямую связь с диспетчером.

- Проекты таких коллекторов к тому времени существовали уже давно, но из-за высокой стоимости в дело их не пускали. За такие деньги можно было сети на целый небольшой город построить. Но когда для Волгодонска ситуация ухудшилась, с затратами решили не считаться. Весь город буквально «трещал». В целом же мы работали на перспективу. Предполагалось, что в новом городе будет построено «кольцо» из таких туннелей, которые станут основой основой для водо, тепло и электроснабжения города. Таким образом, увеличивался срок службы магистральных сетей, исключались протечки воды из магистральных водопроводов, а коммунальщики получали возможность для постоянного мониторинга их состояния, - поясняет детали проекта строитель.

Строительство туннелей было воистину «золотым». По словам Олега Даниеляна, стоимость прокладки 100 метров такого туннеля со всеми коммуникациями составляла до 1 миллиона старых советских рублей. Всего в городе успели построить около 8,3 километров таких туннелей. В ценах 2020 года инвестиции в такие подземные сооружения очень приблизительно можно оценить в 10 миллиардов рублей.

Активная фаза строительства продолжалась около 6 лет с 1985 года по конец 1990 года. Прокладкой туннелей занимались почти 300 человек, работников «Спецстроя-2» и сотрудников субподрядных организаций. В городе у «Спецстроя-2» было четыре строительных участка. Два из них находились рядом с микрорайоном В-9, третий — в районе «третьей балки» (там спецстроевцы занимались сооружением очистных сооружений), четвертый участок находился на улице Молодежной рядом с роддомом.  


улица ленинградская.jpg
Улица Ленинградская, вторая половина 80-х годов. Трасса коллектора огорожена забором.

За это время было сделано немало. На первом этапе работ строители «Спецстроя-2» проложили туннель вдоль всего проспекта Мира до Цимлянского водохранилища с отводами по улицам Ленинградской и Гагарина. Второй короткий отрезок начинался в районе современного ТРЦ, «подныривал» под проспект Строителей и через Весеннюю получил продолжение по улице Гагарина до перекрестка с Энтузиастов. Часть туннелей сразу была введена в эксплуатацию, а часть строилась на перспективу (участок к берегу Цимлянского водохранилища). Строительство соединительного участка коллектора по улице Энтузиастов пришлось отложить из-за наличия уже действующих тепловых сетей здесь. Коллектор предполагалось пропустить и под станицей Соленовской. Но открытая прокладка коммуникаций требовала разрушения и сноса жилых домов в полосе работ, поэтому с этой частью проекта было решено повременить. Сеть туннелей могла быть и больше. Например, планировалась прокладка коллектора в сторону Мокро-Соленовского залива вдоль улицы Ленинградской. На перекрестке проспекта Мира и улицы Ленинградской даже была выполнена подземная камера для разводки коммуникаций на четыре направления.

Такие сложные инженерные сооружения требовали и постоянного контроля, и оперативного обслуживания. Центры управления также были сооружены под землей. На въезде в новый город между памятником строителям и АЗС за небольшим заборчиком прячутся несколько неприметных сарайчиков. Никаких предупредительных надписей здесь нет. Каждый день мимо этого места проходят пешком и проезжают на автомобилях и общественном транспорте тысячи горожан, но мало кто из них знает, что там. О том, что здесь под землей находится некий объект, напоминают колпаки вентиляционных шахт и стоящая поодаль кирпичная будка с зарешеченным окошками под крышей.

- Средства выделялись большие, поэтому было принято решение не экономить и вынести обслуживающую коллекторы инфраструктуру под землю, ведь такой хозяйственный объект в центре города или посередине жилого квартала будет выглядеть чужеродно. Здесь под землей находятся главная диспетчерская, мастерские, станция подзарядки аккумуляторов для электрокаров, раздевалки, душевые комнаты для персонала. Такое же, но немного большее по площади подземное сооружение, есть и на проспекте Мира напротив микрорайона В-7, - уточнил Олег Даниелян.


фотография.JPG
Олег Даниелян

После 1991 года «Спецстрой-2» был расформирован, техника и материальные запасы оказались разделены между несколькими кооперативами и частными предприятиями. Часть уже построенных коллекторов законсервировали, а фактически забросили. Там появились и новые жильцы.

- Первое время по привычке проверял входы в вентиляционные шахты. Двери были на замке, вроде все в порядке. Но оказывается, что бомжи забирались внутрь, просто подпиливая решетки, а после устанавливая их на место. Теплотрассы для многих людей в тяжелые годы стали вторым домом с отоплением и электрическим освещением. На тех участках коллекторов, которые так и не были введены в эксплуатацию и проходят через частный сектор, как мне рассказывали, некоторые домовладельцы даже пробили свод потолка коллектора, сделали перегородки и устроили себе такие дополнительные подвалы, - рассказывает строитель.

К перспективам быстро восстановить до должного уровня работоспособность подземных коммуникаций в городе Даниелян относится достаточно скептически. И дело здесь не только в отсутствии необходимого финансирования.

- Мы сами копаем себе яму. Простой пример. В старом городе вообще нет ливневой канализации, но есть много автомоек. Разрешение на их подключение к сетям выдается без проблем. В стоках от автомоек много песка. Такая вода перед сливом в канализацию должна отстаиваться, но этого естественно никто не делает, сливая ее напрямую. Этот песок как настоящий наждак разрушает наносы, засоряет коллекторы. И это только один пример такой работы в узких интересах. Кто контролирует уплотнительную застройку города новыми магазинами? Можем ли мы быть уверенными, что на проспекте Строителей или на Ленинградской все новостройки стоят вне запретной зоны тех же проходных коллекторов? - задается вопросами волгодонец.

Анатолий Козин

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
канализацияВолгодонсктуннель
39
1
Народный репортер + Добавить свою новость