Волгодонск Суббота, 23 ноября

В год рождения Волгодонска 25 солдат заживо сгорели на адской барже

В год рождения Волгодонска 25 солдат заживо сгорели на адской барже

Баржа на Дону. Судно аналогичного типа сгорело в Волгодонске. Фото из коллекции Аксайского военно-исторического музея.

Крупнейшая в истории Волгодонска авария произошла в год рождения города, тогда в результате пожара, охватившего пришвартованную у берега Дона баржу, погибли 25 человек.

История Волгодонска началась с уже полузабытой трагедии. В 1950 году крупный пожар уничтожил баржу, превращённую в плавучую казарму. Тогда погибли и получили тяжелые ожоги десятки людей. Такой инцидент только выпятил наружу все проблемы, скопившиеся на одной из крупнейших послевоенных строек страны, и в итоге заставил руководство МВД пересмотреть методы организации работы Волгодонстроя.

К 1950 году к станицам Цимлянской и Романовской свезли более 15 тысяч заключенных, в результате чего вместе с вооруженной охраной, руководством и вольнонаемным персоналом, членами их семей население рабочих поселков и лагерей превысило 20 тысяч человек. Это больше населения современного Цимлянска в полтора раза.

Но кадровое руководство стройкой в 1948-1950 годах оставляло желать лучшего. Как пишет историк Елена Свечникова, часто в лагеря на руководящие посты направлялись офицеры МГБ и МВД, ранее снятые с предыдущих мест работы «по утрате» доверия за грубые нарушения советского законодательства. Так самый первый начальник Волгодонстроя Павлов в 1947 году был освобожден от должности, как не обеспечивший руководство и уволен «по болезни», а в 1948 году он получил новое ответственное назначение на Дон, на котором он продержался всего несколько месяцев. Его сменщик генерал Анатолий Горшков понимал толк в войсковых операциях и партизанских, но наладить ритмичную работу стройки ему оказалось не под силу. На Дон он попал с руководящего поста в правоохранительных органах Кабардино-Балкарии.

Решить жилищный вопрос и навести порядок Горшкову не удалось. Жилья не хватало, поэтому в ход шли самые разные импровизации. Поэтому размещение людей на баржах, превращенных в плавучие казармы, выглядело не самой плохой идеей. Участвовали в возведении инфраструктуры Цимлянского гидроузла и военные строители. Для них из Ростова перегнали баржу, пришвартованную на правом берегу Дона. Сейчас это место можно примерно локализовать как мыс напротив базы отдыха «Теремок», образованный Доном и цепочкой искусственных котлованов, которые тянутся до Цимлянского судомеханического завода.

Именно эта баржа и стала огненной ловушкой для людей. Как вспоминал старожил Волгодонска и участник строительства Цимлянского гидроузла Алексей Качурин, на строительство Цимлянского гидроузла он приехал по комсомольской путевке после службы в ВМФ на Дальнем Востоке. По роду полученной специальности он работал в отделе водного транспорта стройки и стал непосредственным участником спасательной операции. Воспоминания о том страшном дне он записал спустя 56 лет, сами воспоминания хранятся в Центральной библиотеке Волгодонска.

- На правом берегу Дона располагался батальон стройбата - солдаты строили временный мост через Дон. Местом расположения одного из взводов стала стоявшая у причала баржа. Ранней весной солдаты спустились в трюм по деревянной лестнице. На ней развесили для просушки портянки. Рядом горела печка. Дневальный у печи уснул. Портянки загорелись, от них занялась лестница. Выбраться солдаты не смогли. Я работал тогда в «водной конторе», и наша организация занималась спасением солдат. На катере подвезли автомат и автогеном вырезали дыру в барже. Спаслось человек 30, погибли – 25 солдат. Их похоронили с большими почестями на городском кладбище. Солдатские могилы сохранились до сих пор, - рассказывал Алексей Качурин в 2006 году.

Кенотаф.jpg

Место захоронения солдат на старом кладбище отмечает бетонный обелиск, увенчанный красной звездой

Сгоревший остов баржи спустя некоторое время разобрали. Согласно воспоминаниям Качурина, именно захоронение погибших солдат и дало начало первому городскому кладбищу в Шлюзах. В том же 1950 году рядом с ними начали хоронить и умерших строителей. Попавшая на стройку в качестве заключенной за отказ работать по распределению, а позднее оставшаяся в городе волгодончанка Екатерина Матюта вспоминала, что рядом с могилами солдат быстро появились неглубокие захоронения, где в одну могилу бросали по 2-3 тела заключенных. Больше всего трудностей давали похороны зимой: выдалбливать глубокие ямы в промерзлой земле кирками и ломами желающих не было, поэтому могилы получались неглубокими.

Массовая гибель людей в результате пожара вскрыла и многие другие печальные места стройки, на которые лагерное начальство предпочитало закрывать глаза. Ново-Соленый вскоре посетил первый заместитель министра внутренних дел СССР Иван Серов. Бардак на стройке пришлось разгребать почти весь год. О тех командировках на стройку он оставил следующую запись в дневнике: «Год начался, а у нас очень плохо дело обстоит со строительством Волго-Донского канала. Я в этом новом году уже дважды был. Рабочей силы много, до 60 тысяч человек, а толку никакого. Рясной (первый заместитель министра внутренних дел СССР – «Блокнот»), сидел там два месяца, Круглов (министр внутренних дел СССР - «Блокнот») боится, что с него спросят, так как должны окончить в 1952 году, а воз и ныне там». Через два года канал и ГЭС удалось построить и запустить, но это потребовало недюжинных усилий, касающихся в том числе улучшения условий и работы всех участников стройки, как зэков, так и вольнонаемных.

А пока проведенная в 1950 году проверка условий жизни заключенных, вольнонаемных сотрудников и охраны выявили многочисленные нарушения. Люди на первый год стройки жили буквально на земле, впроголодь и это на фоне угрозы распространения на Цимлянский ИТЛ «сучьей войны», масштабного конфликта между ворами в законе и заключенными, поддерживающими администрацию лагеря. Екатерина Матюра вспоминала: «Гигиены было никакой – нередко людей косили болезни. Кормили скудно, пустой борщ, едва приправленный капустой, кипяток, да ломоть хлеба. Изредка к этому добавляли постную кашу. Это в обед. А утром и вечером тот же неизменный кипяток и каша: перловая, пшеничная и ячневая». Падала и трудовая дисциплина. Только за третий квартал 1949 года в Цимлянском ИТЛ зарегистрировали 1 059 случаев лагерного бандитизма, хулиганства и поножовщины.

В Ново-Соленом буквально в паре шагов от бараков, где проживали инженеры и вольнонаемные сотрудники, обнаружилась огромная свалка, куда сваливались все нечистоты, в одном из помещений для размещения охраны лагеря солдаты были вынуждены спать прямо на полу. Кроватей или лежаков для них не нашлось. В записке по результатам обследования лагерей и поселков в зоне строительства Цимлянского гидроузла Серов указал на крайне неудовлетворительные условия жизни и работы людей, которые вынуждены вольно и невольно мириться с отсутствием жилья, нехваткой белья, спецодежды, обуви и питьевой воды.

Первым делом было зачищено руководством стройки. 14 июня 1950 года Серов подписал указ следующего содержания: «Освободить генерал-майора Горшкова Анатолий Петровича от должности начальника Управления ИТЛ и строительства Цимлянского гидроузла МВД, отставив его в распоряжении Управления кадров МВД СССР». Фактического наказания за срыв работы Горшков избежал, а в дальнейшем о Цимлянском ИТЛ в своей биографии он предпочитал сильно не распространяться. 

Только спустя почти полтора года после начала активной фазы работ в МВД осознали, что лагерям нужен хозяйственник. Такой мастер на все руки в обширной системе ГУЛАГа нашелся. Им стал полковник Василий Барабанов, в 1950 году руководивший строительством железной дороги за полярным кругом в сторону Норильска. Ему и довелось довести стройку Цимлянской ГЭС до конца. Спустя два года, 27 июля 1952 года, Барабанов с трибуны, установленной у Цимлянской ГЭС, поздравил многотысячную армию строителей с завершением огромной стройки.

Безымянная могила.jpg

26-я безымянная могила

Все могилы военнослужащих на старом кладбище Волгодонска сохранились, за ними регулярно ухаживают. Центром мемориала является небольшой обелиск, отмеченный красной пятиконечной звездой. За ним и по обе стороны от него идут ряда надгробий, под которыми покоятся погибшие весной 1950 года солдаты. Ближе ко входу расположены две могилы офицера, рядовые захоронены немного в стороне. Количество могил на кладбище почти согласуется с воспоминаниями Алексея Качурина. На кладбище действительно есть 25 именованных могил. Но существует и 26-е безымянное захоронение с типовым памятником со звездой на надгробии. Все погибшие военнослужащие родились с 1926 по 1928 годы, на момент гибели им было от 24 до 26 лет.

Вот полный поименный список погибших с годом рождения:

Рядовые - Серафим Ефимович Фомин (1926), Владимир Николаевич Мягушин (1927), Василий Николаевич Сидоркин (1927), Василий Андреевич Шимаров (1926), Сергей Павлович Шмонов (1927), Борис Сергеевич Шилов (1927), Виктор Иванович Новиков (1926), Иван Петрович Потапов (1927), Иван Андреевич Ефимов (1926), Виктор Николаевич Прошин (1927), Михаил Александрович Никитин (1926), Виктор Александрович Бурлов (1926), Николай Андреевич Лунин (1927), Виталий Васильевич Шорыгин 1927, Анатолий Андреевич Колесов (1926), Борис Иванович Титов (1926), Владимир Сергеевич Смирнов (1927), Байтимиров П.А. (1927), Дафик Каренович Хачатурян (1927), Сирак Ситорович Саркисян (1928), Тигран Гогорович Григорян (1927), Мнац Серакович Мелоян (1928).

Ефрейтор Александр Николаевич Погодин (1926).

Два сержанта - сержант Мирон Иванович Фомин (1927) и младший сержант Петр Дмитриевич Кожин (1926).

Алексей Качурин в своих воспоминаниях пишет, что пожар произошел в самом начале весны 1950 года без указания конкретной даты. Сами памятники на могилах солдат некоторое время назад были заменены на новые. На всех памятниках указаны только годы рождения и смерти, без разделения на дни и месяцы. О старых захоронениях напоминают только однотипные невысокие столбики с красными звездочками на навершие.

Василий Сидоркин.jpg

Сохранившиеся таблички с фотографией, датой рождения и смерти рядового Василия Сидоркина

Но памятник на могиле рядового Василия Сидоркина дает ключ к определению дня, когда случился страшный пожар. При установке нового надгробия рабочие сохранили фотографию и именную табличку. Много лет они лежат у основания памятника. Василий Сидоркин остался единственной жертвой той трагедии, о ком сохранилось изображение и точные даты рождения и смерти. Днем его гибели значится 8 марта 1950 года, то есть трагедия произошла на Международный женский день.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
Волгодонскбаржатрагедияистория
10
1
Народный репортер + Добавить свою новость