Волгодонск Среда, 24 апреля
Общество, 29.12.2022 09:00

Хранитель древней лозы: фильм памяти виноградаря Николая Лукьянова

До сих пор никто в полной мере не оценил вклад Николая Лукьянова в возрождение донских, аборигенных сортов винограда. О деле его жизни и о том, каким человеком был Николай Петрович, вы узнаете в этом биографическом фильме.

По внешнему виду Николая Петровича никогда не скажешь, что это – хранитель древней донской истории. А между тем, чудаковатый мужичок в тельняшке с загорелым от постоянной работы на солнце лицом, возродил здесь, на цимлянских склонах, аборигенный, тысячелетний виноград.

Почему же человек с двумя высшими образованиями, далекими от земледелия, решил посвятить жизнь виноградарству.


Судьба свела Николая Лукьянова с выдающимися людьми – это ученый-селекционер, автор зимостойкого винограда Александр Потапенко и ученый-виноградарь Леонид Гельмбрехт, живший в Цимлянске. Именно они сохранили память о древних виноградниках, что многокилометровым древом росли на склонах близ станицы Цимлянской перед затоплением поймы Дона рукотворным морем.

Тогда древние виноградники на склонах вырубили, а часть кустов перенесли на степные участки. но вкусовые качества вина из нового урожая резко ухудшились. Секрет цимлянского винограда был именно в склонах. Природа создала здесь уникальные условия именно для выращивания винограда. Люди издревле заметили, что на цимлянских склонах очень плодородная почва. Здесь залегают пласты так называемой сине-зеленой глины, насыщенной микроэлементами, а по глине сочатся обильные родниковые воды. Так что цимлянские виноградники не надо было ни удобрять, ни орошать.

Именно древние склоновые виноградники воссоздал Николай Лукьянов. Но главное, по всей донской низине он разыскал и собрал у себя в саду аборигенные, автохтонные, то есть, местные, коренные сорта донского винограда.

И это самый важный момент. Николаю Лукьянову удалось собрать и распространить среди виноградарей аборигенные сорта винограда. Что это значит? До недавнего времени считалось, что виноградарство на Дону связано с Пётром 1, который в начале 18 века повелел разводить здесь виноград, для чего из Венгрии, Болгарии, Молдавии, сюда были привезены черенки. Предполагали, что после Отечественной войны 1812 года казаки завезли на Дон виноградные кусты из Франции. Т.е. считалось, что донские сорта винограда – это преимущественно гибриды европейских сортов.

И вот, в 2013 году швейцарский ампеолог и генетик с мировым именем Жозе Вуйямо произвел сенсацию. Он провел анализ образцов растений по 16 так называемым молекулярным маркерам и доказал, что донские сорта винограда «Красностоп золотовский», «Сибирьковый» и «Цимлянский черный» не совпали по профилям ДНК ни с одним из известных сортов на планете. А в коллекции Вуйямо генетическое описание более 2 000 сортов винограда.

Кстати, террасные виноградники в швейцарском селении Лаво ведут свою историю со времен Древнего Рима. А с каких времен существовали цимлянские виноградники, если Жозе Вуйямо, которого в ученом мире называют «винным детективом», доказал автохтонность донских сортов?

Это значит, что донская лоза уходит корнями на тысячелетия в прошлое, в дохазарские времена и имеет своё самостоятельное, уникальное происхождение. Там, на цимлянских склонах до вырубки рос древний виноград. Благоприятные условия позволяли виноградным кустам десятилетиями, веками сплетаться и вырастать в настоящее древо жизни.

На своем участке Николай Лукьянов повторил этот феномен, за 30 лет вырастив из куста подземное виноградное дерево.

Вот эту древнюю лозу, несущую гены донской земли, сохранил и прокинул в наш век последний из могикан советской виноградной школы Николай Петрович Лукьянов. И это стало делом его жизни, о котором он написал в своей книге-эпопее «Самый север юга».

17 декабря ему могло бы исполниться 75 лет. До своего юбилея он не дожил 3 месяца – 8 сентября Николай Петрович умер от ишемической болезни сердца.

Теперь его виноградники перешли в наследство сыновьям. Из семьи Николай Лукьянов, человек своенравный, со взрывным характером, ушел ещё в конце 80-х, но сохранил, пусть сложные, но семейные отношения с детьми.

Старший сын Станислав, далекий от виноградарства, пользуясь теплой погодой, пока ещё неумело укрывает осиротевшие лозы на зиму. Что делать с наследством: продолжать дело отца или продать участки – он ещё не решил. За работой Станислав размышляет:

«Как бы с отцом не ругался, всё равно он – отец. Жалко его. Отец фанатиком был этого дела. Страсть такая была… Знаешь, есть такая ситуация, я читал в книге одного просветителя… Если у человека есть сад, то он инстинктивно хочет вернуться в потерянный рай. Но ни один земной сад не превзойдет по красоте сад небесный. Я надеюсь, Бог простил его и сейчас он у Него в саду».

Валерий Ганиев


Новости на Блoкнoт-Волгодонск
Волгодонскновостьбиографический фильмЛукьянов
4
1
Народный репортер + Добавить свою новость