Волгодонск Вторник, 19 марта

Первый деревянный мост через залив в Волгодонске построил директор лесобазы

В 60-е годы в Волгодонске существовал деревянный мост через залив.

В 2020 году в Волгодонске начнется строительство долгожданного третьего моста через Сухо-Соленовский залив. Этого события горожане ждали много лет, но только старожилы города помнят, что в 60-е годы еще задолго до появления Путепровода, через залив существовал пешеходный деревянный мост, который связывал Волгодонск и станицу Старосоленовскую.

Мост появился по инициативе директора Цимлянской лесобазы Петра Мандровского. В Волгодонск он приехал в 1956 году из Томска, где работал директором лесоперевалочного комбината. Тогда за четыре года на лесобазе сменилось два директора. Мандровского перевели в Волгодонск для стабилизации работы лесобазы. В Волгодонске он проработал директором предприятия до 1970 года. За это время лесобаза стала лесоперевалочным комбинатом, в составе которого стало развиваться как полноценное деревообрабатывающее производство.

Именно Мандровский выступил с инициативой запустить собственный цех по производству древесно-стружечных плит. Тогда лесобаза специализировалась на перевалке леса, который плотами доставлялся в Волгодонск с верховьев Камы. В Волгодонске плоты разбирались на отдельные бревна, из которых выделывалась стойка для крепления сводов угольных шахт. В Донбасс деревянные крепления вывозились в вагонах.

Объем перевалки леса был огромным. Уже к 1960 году за период навигации в Волгодонск сплавляли более 800 тысяч кубометров леса или более полумиллиона тонн древесины. В дальнейшем объем перевалки и обработки бревен еще более возрос. При разделке бревен образовывались колоссальные массы стружки и щепы. Их было можно сжигать или пускать в в дальнейшую переработку.

Петр Мандровский предложил наладить из отходов лесопиления производство древесно-стружечных плит Фонды на строительство древесно-плитного цеха были выделены в конце 1959 года, стройка началась в 1960 году. Запустить цех мощностью в 25 тысяч кубометров плиты удалось только в 1965 году, на следующий год заработал и отдельных цех по производству карбамидных смол на 3 тысячи тонн. В дальнейшем производство ДСП на лесобазе, в 1967 году переименованной в Волгодонской лесоперевалочный комбинат, было значительно расширено. Собственное древесноплитное производство позволило избежать закрытия предприятия в конце 80-х годов, когда сплав леса по Волге был запрещен, а потребность шахт Донбасса в деревянных крепях резко сократилась. Теперь лес в Волгодонск целенаправленно везли в железнодорожных вагонах на переработку, что спустя годы сказалось на себестоимости производимых на комбинате ДСП.


мостик.jpg
Примерное местонахождение моста

Уже в 50-е годы на лесобазе работали не только жители Волгодонска. Перевалка леса требовала большого количества рабочих рук. В 60-е годы численность рабочих лесобазы превысило 1 200 человек. Из промышленных предприятий города только на химическом заводе работало большее количество сотрудников. Много работников лесобазы проживало в соседней станице Старосоленовской , на другом берегу залива. Предприятие даже субсидировало строительство домов для рабочих. Так на северной окраине станицы появилась улица Лесобазовская, существующая и по сию пору. Но добраться до места работы из станицы было проблематично. Общественного транспорта не существовало. А ближайший мост через залив существовал в Красном Яру. Зимой на противоположный берег можно было перебраться по льду. Но такая переправа даже в морозные зимы была опасной.

Логично было построить мост через залив, который мог бы напрямую связать станицу с лесобазой и городом. Мандровский предложил сделать мост деревянным и пешеходным, что позволяло удешевить строительство и избежать излишнего внимания контрольных органов. Так в конце 50-х годов сотрудники лесобазы соорудили деревянный мост через залив.

Все материалы от досок до свай изготовили на лесобазе. Протяженность моста составила около 800 метров. Мост со стороны станицы начинался рядом с современным переулком Озерным. На другой стороне залива мост заканчивался рядом с началом лесобиржи. Тогда весь западный берег залива от порта на протяжении двух километров использовался для хранения штабелей леса. Ширина настила моста составляла около полутора метров, на нем могли легко разойтись два человека. Деревянные пролеты сооружения лежали на часто вбитых в дно залива сваях. Под мостом с трудом, но могла пройти небольшая лодка.

А таком виде мост эксплуатировался около 7 лет. Он стал любимым местом для рыбаков. Волгодонцы часто ходили по мосту в Старосоленовскую купить свежие овощи или яйца, а жители в станицы посещали, чтобы достать промышленные товары или просто развлечься.

Долго стоять без регулярного ремонта импровизированный мост не мог. Около 1967 года он был поврежден сильным штормом, после чего был демонтирован и более не восстанавливался. К тому времени работники лесобазы, уже преобразованной в лесоперевалочный комбинат, стали прибывать на работу на служебном автобусе.

лесобирж.jpg

Панорама лесобиржи Волгодонского лесоперевалочного комбината, 70-е годы. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.

Анатолий Козин


Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Третий мост в Волгодонске   О тебе, любимый Волгодонск  
лесобазаВолгодонскисториязалив
7
0
Народный репортер + Добавить свою новость