Волгодонск Пятница, 22 ноября

Что представляет собой изнутри шлюз №14 в Волгодонске, и куда исчез его брат-близнец

Что представляет собой изнутри шлюз №14 в Волгодонске, и куда исчез его брат-близнец

Шлюз №14, продольный разрез. Из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева (Москва)

Шлюз №14 в Волгодонске мог быть в два раза больше, но ради экономии его вторую очередь строить не стали.

Шлюз №14 давно превратился одну из главных достопримечательностей Волгодонска. В 2021 году исполнилось 69 лет со дня начала временной эксплуатации шлюза и 68 лет с даты официального открытия гидротехнического сооружения. В следующем году шлюз отметит 70-летний юбилей.

Попасть внутрь шлюза и даже на его территорию постороннему человеку нельзя. Волгодонцам и гостям города остается любоваться шлюзом со стороны. Сам же по себе шлюз крайне интересен. Особенно выразительна огромная арка, венчающая начало судоходного канала от водохранилища до Дона. Использование арочных сводов и даже настоящих триумфальных арок в составе шлюзов стало настоящей «фишкой» Волго-Донского судоходного канала.

Волго-Дон стал не первым каналом или ГЭС, где шлюзы украшали арками. Например, через шлюз Угличского гидроузла на Волге, строительство которого началось в 1935 году, также перекинута арка, но там вместо пышного портика по верху арки проходит крытая галерея с застекленными окнами, которую занимают технические помещения шлюза.

На 13 шлюзов канала и 2 шлюза Цимлянского гидроузла приходится три арки на шлюзах №1, 13 и нашем шлюзе №14. Понять замысел создателей канала, разметивших арки в этих точках легко. Арки появились в трех ключевых точках Волго-Дона - в начале канала со стороны Волги (шлюз №1), в месте впадения канала в Цимлянское водохранилище (шлюз №13) и на выходе из водохранилища канала в сторону Дона (шлюз №14). Каждый из трех «арочных» шлюзов имеет свое посвящение и архитектурное обрамление из типовых маяков и скульптур.

2143598.jpg

Шлюз №14, поперечный разрез. Из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева (Москва)

Архитектурная группа первого шлюза в Волгограде включала в себя арку собственно шлюза, памятник Сталину (позже фигуру вождя заменили на памятник Ленина) и маяк на входе в канал. Типовые многоярусные маяки с тростинками и небольшой ротондой с плоской крышей строились рядом со всеми арочными шлюзами. На маяке были установлены памятник доски в честь героев-моряков волжской флотилии, участвовавший в Гражданской и Великой Отечественной войнах.

Вторая арка была возведена на шлюзе №13. Здесь также, как в Волгодонске у шлюза №14 и в Волгограде у шлюза №1, были построены маяки. Проход через шлюз №13 по аналогии со шлюзом №1 увенчан триумфальной аркой. Арка была посвящена соединению 23 ноября 1942 года в районе Калача ударных группировок Юго-Западного и Сталинградского фронтов, замкнувших кольцо окружения немецкой группы войск в Сталинграде. Победная тематика была отражена в оформлении арки в виде крупных барельефов и скульптурных эмблем. Со стороны Дона арку венчает надпись «Слава победоносной Советской Армии», а со стороны Карповского водохранилища и судоходного канала - «Слава нашей великой Родине».

Шлюзы в Волгодонске имеют аналогичную конструкцию шлюзам на Волго-Донском судоходном канале, но с важным отличием. Шлюз №14 «запирает» собой Цимлянское водохранилище, а значит его безопасность имеет первостепенное значение. Именно для этого под аркой шлюза был спрятан аварийный затвор. Он представляет собой сдвоенный клепанный лист из толстой и прочной стали. В нерабочем положении затвор находится в подвешенном состоянии выше надводного судоходного габарита, как будто повторяя функцию воротной решетки в замке средневековья. Но если замковая решетка защищает крепость от врагов, то затвор должен выдержать огромный напор воды в том случае, если верхние ворота шлюза будут повреждены судном, или произойдет чрезвычайная ситуация иного рода. У затвора есть и более банальная мирная функция. Во время проведения ремонтных работ на шлюзе, после завершения сезона навигации, затвор можно опустить и не бояться прорыва воды, пока рабочие спокойно меняют или ремонтируют конструкции ворот шлюза.

Шлюз.jpg

Начало временной эксплуатации шлюза №14, 1952 год. Арка в это время еще только строилась. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея

Арка шлюза №14 только отчасти похожа на своих «сестер» на канале. Наша арка более низкая, широкая и грузная. Высокая и стройная арка самого первого шлюза имеет высоту почти в 40 метров, а арка в Волгодонске ниже ее почти на 10 метров. Наш шлюз к тому же встроен в тело плотины ГЭС, что визуально «съедает» часть высоты арки. Со стороны арка шлюза действительно напоминает не отдельно стоящую триумфальную арку, а массивные ворота в крепостном валу.

- В композиции ансамбля всего водного пути шлюз №14 является единственным по масштабу и по архитектурным формами. И это естественно, так как громадные водные просторы Цимлянского моря требовали большой нерасчлененной формы, которая хорошо и четко воспринималась бы издали. Весьма условно можно назвать это сооружение триумфальной аркой, хотя бы потому, что привычно видеть триумфальную арку или полуциркульной формы, или в виде колоннады, несущей антаблемент (например триумфальные арки у Московской заставы в Ленинграде). Здесь же сооружены два мощных пилона, между которыми зажата слегка вытянутая тетива, которая несет груз вышележащей массы. Обелиск, установленный на криволинейном моле, со временем свяжет воедино две арки и выразит идею соединения пяти морей. Заметим, что если форма арок шлюзов №1 и №13 обусловлена героической темой, то здесь она была продиктована технологическими условиями - установкой в центральной части огромных металлический ворот. Такое решение в какой-то степени объясняет и некоторую грузность объема арки и ее приземистость. В арке шлюза №14 объединяются элементы арок шлюзов №1 и №13. Как и на шлюзе №13, здесь антаблемент украшен круглыми шашками с гирляндами между ними, а карниз и фронтон, также как и на шлюзе №1 имеет подчеркнуто декоративную форму, - вспоминал обстоятельства создания шлюза архитектор Юрий Яралов.

Сама арка шлюза №14 перекрыта фронтоном с аттиком, который завершен четырьмя чугунными скульптурными композициями. Внутри арки расположены помещения с механизмами, регулирующими разведение ворот, энергохозяйство, комната управления и служебные помещения. Со стороны камеры шлюза к арке примыкают двухэтажные здания механизмов рабочих ворот с одноэтажными пристройками насосных станций и помещений судопропусников, сотрудников шлюза, которые следят за правильным проходом судов и иных плавучих средств.

Шлюз №14 и шлюз №15 представляют собой одно целое, оформляя вход в Цимлянское водохранилище. С этой точки зрения верхняя голова шлюза №15 со статуями конных казаков является началом парадных "ворот" в Цимлянское водохранилище, выполняя ту же роль, что и памятник Сталину-Ленину у шлюза №1 и мемориал соединению фронтов у шлюза №13. Казаки же со шлюза №15 стали собирательным образом воинов добровольческих кавалерийских казачьих корпусов, сформированных летом 1942 года из местного населения в Ростовской и Сталинградской областей.

314084.jpg

Фасад верхней головы шлюза №14. Авторы проекта Л.М. Поляков, С.М, Бирюков и Г.Л. Борис. Из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева (Москва)

Издали шлюз выглядит как каменное здание, сложенное из массивных блоков. Но на самом деле основной строительной конструкцией шлюза является монолитный железобетонный каркас со стеновым заполнением из силикатного или красного кирпича. Этот эффект достигается, благодаря двум слоям штукатурки. Сначала стены покрывались подготовительным слоем на обычном цементном растворе толщиной в 2 сантиметра, на который в свою очередь наносился раствор из белого цемента, перемешанного с мраморной крошкой. Белая цветовая гамма стен шлюза сохраняется с 50-х годов.

Шлюз №14 примечателен и своей незавершенностью. Сохранившиеся рисунки позволяют увидеть, как создатели Волго-Дона представляли собой шлюз №14 в его законченном виде. В первом варианте проекта судоходных сооружений Цимлянского гидроузла предполагалось построить шлюзы в двухкамерном варианте, что позволяло обеспечить непрерывное движение судов по всему каналу. Достройка шлюзов на самом канале проблемы не представляла, но сооружение шлюза в теле плотины Цимлянской ГЭС требовало более сложных работ. Поэтому строители сразу заложили основание второго шлюза, который должен был стать зеркальным отображением своей копии по другую сторону монумента.

Шлюзовой комплекс №14 в этом варианте состоял из двух отдельных идентичных шлюзов, перекрытых арками. Между шлюзами располагался бы остров, на мысе которого со стороны водохранилища была бы стела с рострами (носами кораблей), символизирующая соединение пяти морей. Но от строительства второй нитки шлюза отказались еще на стадии окончательной проработки проекта. Отличается от первого проекта и художественное оформление шлюза. Сравнивая современные фотографии и проектные рисунки, можно легко заметить изменения в украшении арки шлюза. По сравнению с проектом, изменилось число украшений: исчезла большая знаменная группа на высшей точке арки, а боковые украшения были подняты на фронтон.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
шлюз №14Волго-Донской судоходный каналЦимлянский гидроузелВолгодонскистория
8
0
Народный репортер + Добавить свою новость