Где находился третий переезд «не для всех» через железную дорогу в Волгодонске
Гусеничный транспортер везет деталь пресса мимо новенького железнодорожного вокзала
Читайте также:
- Легендарные сомы из Сухосоленовского залива могли поймать даже собаку (01.11.2020 10:23)
- Откуда в Волгодонске появились «идолища деревянные» (09.10.2020 20:02)
- «До Ростова на подводных крыльях»: раньше волгодонцы любили путешествия по Дону (15.09.2020 19:03)
В конце 70-х годов в Волгодонске на время проведения операции по транспортировке крупногабаритных грузов рядом с путепроводом был создан временный железнодорожный переезд.
В 1978 году в Волгодонске регулярно перекрывали движение автотранспорта. В это время автомобили, троллейбусы и автобусы на улице заменял диковинного вида приземистый транспортер.
Тогда весь города знал - на «Атоммаш» пришла очередная партия оборудования для монтажа циклопического пресса усилием в 15 тысяч тонн. Пресс являлся одним из ключевых компонентов производственной цепочки на заводе. С его помощью из раскаленной заготовки могли сделать такую важную часть реактора, как днище. Для того, чтобы из стальной заготовки толщиной почти в 30 сантиметров сделать сферическое днище атомного реактора требовалось приложить огромное усилие. Оборудование такого масштаба в СССР не производилось, поэтому заказ на изготовлении пресса был передан консорциуму из известных международных машиностроительных компаний.
Главным подрядчиком работ, которой отвечал и за монтаж оборудования, стала японская компания IHI Corporation, часть комплектующих для пресса поставляли из Западной Европы. В собранном виде высота пресса превышала восьмиэтажный дом, еще на 10 метров в глубину шла его подземная часть. Но даже доставка в Волгодонск отдельных деталей пресса была сама по себе нетривиальной задачей. Для этого на время даже пришлось подкорректировать существующую автодорожную сеть города.
В Волгодонск отдельные часть пресса прибывали водным путем в речной порт. Там для «Атоммаша» был обустроен отдельный причал для приема уникальных и негабаритных грузов. В настоящее время на этом месте находится один из зерновых терминалов порта. Для выгрузки деталей пресса на причале был установлен временный кран-тяжеловес. Многотонные конструкции аккуратно перемещали с борта сумма на специальный гусеничный транспортер. Но дальше вставал вопрос: а как пропустить через центр Волгодонска такую огромную машину? Единственной дорогой из порта в города тогда была улица Портовая, будущая Малая Морская (Прибрежная) только еще находилась на стадии проектирования.
- Прибыл пресс в порт водным путем естественно в разобранном виде. Маршрут был разработан из порта по улице Морской и далее через железнодорожные пути в сторону нового города. Но отдельные детали по габаритам и главное по весу невозможно было транспортировать по арочной части путепровода. И тогда было принято решение сделать бетонный переезд в районе путепровода. После успешно проведённой операции бетон в районе железнодорожных путей был убран, а остатки переезда вне железной дороги превратились в платную автостоянку на улице Морской, - писал в своих воспоминаниях сотрудник «Атоммаша» Юрий Самодуров
Гигантский пресс запомнился не только жителям Волгодонска, но и многим известным артистам. использовался и как импровизированная сцена во время посещения артистами «Атоммаша». Одним из первых такую необычную эстраду опробовал известный певец лев Лещенко. В январе 1981 года Лещенко вместе с вокально-инструментальным ансамблем «Спектр» побывал в Волгодонске с двухдневными гастролями. Больше всего волгодонцам запомнился его концерт на «Атоммаше». В качестве сцены артистам предоставили «стол» в основании пресса. Площадка размером девять на девять метров отлично подошла в качестве концертных подмостков. Слушатели и зрители также остались довольными.
Пресс-гигант смог пережить 90-е годы. Ему уже 40 лет, но он продолжает работать.
Погрузка детали пресса на гусеничный транспортер в речном порту Волгодонска, 1978 год. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.
Временный железнодорожный переезд рядом с путепроводом. В кадр попал и дом путевого обходчика, снесенный через несколько лет. Обратите внимание на число используемых железнодорожных путей. Сейчас из четырех колей на кадре в рабочем состоянии остался только один путь.
Лев Лещенко выступает перед строителями и рабочими "Атоммаша", 1981 год.
Анатолий Козин
Новости на Блoкнoт-Волгодонск