Как после войны окрестности будущего Волгодонска засадили лесами
Искусственные лесные массивы под Цимлянском. Фото - Сергей Гибков
Читайте также:
- Благоустраивать парк «Молодежный» будет сотовый оператор «Мегафон» (07.04.2022 19:02)
- В Волгодонске дерево упало на игрушечный паровозик со Смешариками в детском саду (11.03.2017 10:50)
- В Волгодонске деревьев пилят больше, чем сажают (15.10.2014 12:23)
Важный, но незаметный для наших современников труд лесоводов после Великой Отечественной войны позволил превратить обширные прежде безлесные степи в зеленые оазисы.
Волгодонцам хорошо знакомы проблемы, связанные с сохранением и сбережением зеленых зон. Стоит только вспомнить эпопею вокруг попытки вырубки липовой рощи на улице Ленина, а на днях бдительные горожане обратили внимание на подозрительное спиливание деревьев в роще «Дубравушка». В общем, большинство волгодонцев понимает ценность и полезность зеленых насаждений.
Сейчас Волгодонск, и по крайней мере старая часть города, считается хорошо озелененной. Вне Волгодонска в непосредственной близости от города также сохранились крупные лесные массивы: Панский лес за «Атоммашем», хвойные леса за станицей Лозновской в Цимлянском районе и бесконечные лесополосы и отдельные рощи деревьев, расходящиеся во все стороны от Волгодонска.
Специалист легко определит, что все эти зеленые массивы высажены человеком. Если обратиться к старым картам, то станет ясно, что большинство мест, сейчас занятых лесом, 50-100 лет назад представляли собой обычную степь или пустоши, покрытые кустарниками.
Регулярная посадка лесов началась на востоке Ростовской области почти 120 лет назад с создания Панского леса. В канун Первой мировой войны деревьями и кустарниками начали закреплять пески на правом берегу Дона в районе станицы Лозновской. Гражданская война почти на 10 лет прервала регулярное лесоразведение, и только с конца 20-х годов началось облесение новых массивов. Основой упор делался на закрепление песков Доно-Цимлянского песчаного массива, который раскинулся между Доном и его притоком Цимлой. Там было образовано особое Песчаное лесничество.
Перед войной в окрестностях будущего Волгодонска существовали два крупных лесничества: Романовское по левому берегу Дона и Цимлянское — на правобережье. Проводились работы и по восполнению лесного фонда на площадях ранее созданных лесничеств в Панском лесе и в районе станицы Лозновской. В этот период времени сажали в основном лиственные породы деревьев: ясени, дубы, акации, клены в виде отдельных лесополос. При кордонах лесников возникали и новые хутора. Одним из таких населенных пунктов стал хутор Додонов, где более полувека жили сотрудники Песчаного лесничества. Там, на затерянных среди песков и лесов хуторах, возникали целые династии лесоводов. Известная в Волгодонске лесовод Раиса Бублик родилась в 1939 году как раз в хуторе Додонов, где с 1939 до 1969 годов работал ее отец Василий Ефимович Еремин.
Оккупация Дона фашистами привела к полному развалу лесного хозяйства. Лес на дрова, хозяйственные нужды рубили все: немцы с прочими оккупантами, так и местные жители, оставшиеся без подвоза твердого топлива. Особенно в годы войны пострадали посадки Панского леса, славившиеся своими дубами. Их почти под корень извели немцы, которым требовался дуб для строительства полевых укреплений. Находившиеся в стороне от постоянной линии фронта и проезжих дорог посадки в Кучугурах, где к тому же было меньше пригодных на переработку под стройматериалы деревьев, сохранись лучше.
Тем удивительнее, как буквально на голом месте возрождалась лесное дело с первых дней после освобождения Дона. Станица Цимлянская на правом берегу Дона и Романовская на левом берегу реки оказались под оккупацией на шесть с половиной месяцев. 2 января 1943 года оборона фашистов пала в Цимлянской, 5 января уже в станицу Романовскую вошли бойцы 24-й Гвардейской Краснознаменной Евпаторийской стрелковой дивизии.
Буквально через несколько дней после освобождения Романовской началась работа по восстановлению Цимлянского лесхоза. Были назначены директор (Н. Виденец) и старший лесничий (Н.Н. Вязовой). А уже с начала февраля 1943 года издаются приказы о приеме на работу лесников, объездчиков и рабочих в цех ширпотреба.
Фрагмент отчет о работе лесничества в 1943 году
В архиве Романовского межрайонного отдела Минприроды сохранилась книга приказов Романовского лесхоза, ведение которой началось в январе 1943 года. Этот сборник документов сполна отражает дух времени тех непростых лет. Первые акты работы заполнялись чернилами от руки на первых попавшихся листках бумаги из обычной ученической тетрадки. Приказы с первого по третий не сохранились. А все же дошедшие до нас документы, начиная с приказа №4, посвящены формированию кадрового состава. Время было тяжелое: станицы были частично разрушенными, материальная база лесничества была уничтожена, да и работать над охраной и восстановлением лесов было просто некому. В некоторых приказах люди сначала принимаются, а затем освобождаются от работы из-за призыва в действующую армию. В 30-40-годы уровень механизации лесного хозяйства был невысок, поэтому при восстановлении лесничества требовалось найти лошадей для патрулирования лесных кварталов, а одной из самых распространенных профессий стал объездчик. Для перевозки более тяжелых грузов, например стволов деревьев, использовались волы.
Сразу после освобождения особенно остро стоял вопрос о сохранении леса от незаконных посягательства и самого страшного врага - лесного пожара. И первым вопросом, который решался после укомплектования кадров, в приказе №22 от 26 апреля 1943 года, стала защита от пожаров. В приказе говорится: «Анализ лесных пожаров в Баклановской и Подгоренской лесных дачах дает считать, что в лесах слабо поставлена охрана от пожаров. Приказываю всем объездчикам и лесничим усилить деятельность по охране лесов от пожаров». Халатность при охране лесных дач от пожаров приравнивалась к преступлению. «За слабую охрану лесных массивов и бездеятельность по локализации лесных пожаров объездчики и лесничие будут отдаваться под суд по законам военного времени»: говорилось в приказе. Запрещалось и самовольное оставление рабочего места и переход на другую работу. В 1943-1944 годах особое внимание уделялось поддержанию трудовой дисциплины.
Пока шла война, а работа транспорта не была переведена на рельсы мирного времени, на лесхоз были возложены задачи по заготовке древесины для нужд фронта, снабжению местного населения дровами и древесиной, необходимой для ремонта домов, изготовления и починки сельскохозяйственного инвентаря. В приказе №33 от 7 июля 1943 года отдельно говорится о нормативе отпуска в одни руки не более пяти кубометров ширпотреба.
Особое внимание уделялось восстановлению лесопитомников, без которых проводить работы по дальнейшему лесоустройству не представлялось возможным. Лесопитомник — это работа в долгую. Поэтому уже летом 1943 года началась подготовка площадей под выращивание саженцев, а уже с 1944 года началась закладка посевного материала. А посадочного материала с каждым годом требовалось все больше, ведь конец 40-х годов ознаменовался едва ли не самими масштабными лесоустроительными работам в степной зоне Юга России за всю историю.
Выведение лесного хозяйства на более высокий уровень организации началось с 1949 года, чему поспособствовали два события. В 1948 году было принято совместное постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрении травопольных севооборотов, строительству прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». Постановление предусматривало создание комплекса протянувшихся на тысячи километров государственных лесных полос, дальнейшее облесение песков и ускоренную сплошную посадку лесов в степях там, где для этого были подходящие природно-климатические условия. Вторым фактором стало строительство Волго-Донского судоходного канала и заполнение Цимлянского водохранилища. Для очистки дна будущего водохранилища пришлось вырубить и выкорчевать пойменные леса. Для этого впервые стали широко переменяться специальные тракторы. Одновременно начались и широкие озеленительные работы: вдоль каналов, дорог высаживались миллионы деревьев, каждый рабочий поселок (включая и Волгодонск, где тогда был заложен парк «Юность») получал собственную зеленую зону.
Именно 70 лет назад был заложен зеленый каркас Волгодонска. Поэтому берегите деревья и уважайте память людей, которые сделали столько для превращения города в зеленый оазис в степях.
«Блокнот» благодарит начальника Романовского межрайонного отдела Минприроды Ростовской области Анжелику Бублик за помощь в подготовке статьи.
Константин Прибрежный
Новости на Блoкнoт-Волгодонск