Волгодонск Четверг, 25 апреля

В Москве обнаружили самый старый план Цимлянска

Цимлянск — ровесник Волгодонска и младший брат нашего города. Возникновение станицы Цимлянской относится к 17 столетию, но на современном месте город возник одновременно с Волгодонском в период строительства Цимлянской ГЭС.

До 1950 года на месте Цимлянска было в буквальном смысле чистое поле, а само это место называлось Кумшацким бугром, по имени старинной станицы Кумшацкой, домики которой теснились на крутых склонах, обращенных к Кумшаку. Центр станицы находился как раз в районе современного памятника строителям Цимлянской ГЭС.

Поэтому новый Цимлянск строился с «чистого листа» на незаселенном месте. Как должен был выглядеть новый город? В фондах Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева в Москве хранится большая коллекция материалов, посвященных строительству Волгодонска и Цимлянска. В этот перечень входит и уникальный документ — фотокопия первого генерального плана поселка строителей Цимлянской ГЭС, будущего Цимлянска. План позволяет оценить, каким виделся будущий поселок, а в перспективе и город, в самом начале 50-х годов.

3017247.jpg

Фотокопия генерального плана поселка Цимлянской ГЭС. Из собрания Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева. 

Общая площадь поселка составляла около 1 километра. Он делился на две части: около 40% площади составлял «Городок энергетиков» вместе с Приморским парком, а 60% - кварталы, где выделялась земля для переселенцев из станицы Цимлянской. Известно и имя человека, спланировавшего Приморский парк. Им стал выпускник архитектурного факультета московского Высшего художественно-технического института Михаил Черкасов (1901-1996).

С юга и востока границей рабочего поселка стало Цимлянское водохранилище. Позднее крутые склоны здесь были заняты дачными участками. На севере граница первой очереди застройки поселка проходила по современной улице Ленина и оврагу. С запада условной границей жилой части поселка считалась современная улица Надежды Крупской, которая являлась продолжением автодороги в сторону Цимлянской ГЭС и поселка Ново-Соленовского. В километре севернее от поселка выделялась площадка для размещения аэропорта.

цимлянск схема.jpg

Наложение генерального плана на современный план Цимлянска

Уже при межевании земельных участков границы Цимлянска была сильно раздвинуты на запад за счет большого притока переселенцев. В Цимлянск переезжали не только жители непосредственно станицы Цимлянской, но и других хуторов и станиц, попавших в зону затопления. Фактически уже в 1950-1953 годах граница жилой застройки рабочего поселка достигла района современной школы №3.

Тогда же возникла и городская промзона, которая не вошла в генеральный план поселка, вдоль улицы Московской, где немного позднее была построена ткацкая фабрика, превратившаяся в итоге в ковровую фабрику (сейчас ликвидированную). Тогда там располагались лагеря для содержания заключенных и строительные базы. От станции Цимлянской к центру поселка была проложена отдельная железнодорожная ветка, по которой доставлялись материалы для строительства города.

Первый генеральный план Цимлянска был выполнен не так, как задумывали авторы проекта. Как уже указывалось выше, рос молодой поселок быстрее, чем задумывалось. Уже в к концу 50-х годов площадь жилой застройки Цимлянска в 2 раза превысила заданные первым генпланом параметры развития населенного пункта.

Были внесены изменения и в планировочную структуру рабочего поселка. Застройка «Городка энергетиков» была реализована почти на 100%, но «станичная» часть поселка была частично перепланирована со снижением затрат на создание общественных пространств и строительством многоквартирных домов. Жилая застройка в «станичной» части поселка оказалась плотнее, в ней стало больше индивидуальных домов и меньше многоквартирных. Так не был реализован «парадный въезд» в «Городок энергетиков» на пересечении улиц Советской и Карла Маркса, в итоге застроенный типовыми пятиэтажками. Одну из главных улиц в городе — Социалистическую, первоначально планировали проложить в 150 метрах севернее. Она же должна была стать центральной в «станичной» части поселка. Но в итоге органы администрации района были размещены на улице Ленина. Улица Московская изначально должна была соединяться с улицей Карла Маркса через отдельную парадную площадь, а часть улицы, служащей продолжением шоссе в сторону железнодорожной станции, планировалось застроить парадными «сталинками».

Из прочих особенностей первого генплана Цимлянска следует обратить внимание на район современной турбазы «Чайка». Это место находится на своеобразном мысе, образованной устьем балки и высоким берегом водохранилища. Сейчас район турбазы густо зарос деревьями, а все склоны застроены дачами и жилыми домами. Но 73 года назад один из самых зеленых уголков Цимлянска представлял собой голый пустырь. Здесь на возвышенном месте первоначально планировали разместить еще одну обзорную площадку с видом на водохранилище.

Даже с не полностью реализованным первым генеральным планом развития Цимлянск стал одним из самых уютных городов Ростовской области.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
Цимлянскисториястаница Цимлянская
5
0
Народный репортер + Добавить свою новость