В станице Хорошевской можно увидеть развалины едва ли не старейшего в России спиртоводочного завода
Разрушенный в годы ВОВ спиртоводочный завод в Цимлянской
Читайте также:
- 100 лет назад виноград в Цимлянской давили особым способом (22.01.2021 19:09)
- Почему виноградники у станицы Цимлянской считались уникальными (20.07.2020 20:01)
- Как сталинские архитекторы превратили Кумшацкий бугор в город Цимлянск (01.04.2019 17:57)
На окраине станицы Хорошевской частично сохранился дореволюционный производственный комплекс некогда самого крупного на востоке региона спиртоводочного завода.
Недалеко от средней школы в станице Хорошевская можно заметить несколько внушительных старинных складов, которые явно выделяются на фоне общей неказистой застройки станицы. Эта здания — все, что осталось от одного из крупнейших спиртоводочных заводов региона, на базе которого после Революции был создан Цимлянский завод шампанских вин.
Спирт и водка - это продукты государственной важности. В 1893 году в Российской империи по инициативе министра финансов Сергея Витте была введена так называемая винная монополия, подразумевающая исключительное право государства на производство и сбыт спиртных напитков, прежде всего водки.
После этого по всей России, а в особенности в центрах регионов, развернулось строительство казенных винных складов, представляющих собой современные и технически передовые на тот момент предприятия по выкуривание спирта и производству водки. Спиртоводочные заводы строились в популярном на тот момент стиле краснокирпичной готики.
Ансамбли спиртоводочных заводов стали настоящими украшениями центральных частей городов России и в значительной мере сохранились до сих пор. Например, в Ростове-на-Дону огромное здание спиртоводочного завода до сих пор украшает Будденовский проспект (владение №70). Сейчас бывшие цеха, где на протяжении 100 лет разливали водку, становятся лофтами, офисами и торговыми центрами.
В котельном отделении Цимлянского казенного винного склада, фотография начала 20 столетия
Один из первых заводов такого рода в России был построен в странице Цимлянской еще до введения государственной винной монополии. Строительство казенного спирто-водочного завода осуществлялось при непосредственном содействии великого князя Константина Николаевича Романова, младшего брата императора Александра Второго.
После посещения князем станицы Цимлянской в 1880 году из казны выделялись крупные денежные суммы на строительство завода. Для его размещения была выбрана дальняя окраина станицы в районе так зазываемой Чекаловой горы на высоком берегу Дона. Строительство завода с производственной мощностью в 100 тысяч бутылок в год было завершено 1886 году. В 1914 году с началом Первой Мировой войны в стране был введен сухой закон, завод в Цимлянской был законсервирован. После февральской революции в 1917 году хранившиеся там запасы спирта были расхищены и употреблены на месте, часть оборудования была приведена в негодность. Завод не работал почти 18 лет.
В мае 1932 года согласно постановлению Цимлянского райисполкома Северо-Кавказского края от 24 апреля недействующий к тому времени спиртоводочный завод был передан Цимлянскому виноградарскому совхозу и приспособлен для производства винной продукции. Исследовавший историю предприятия бывший директор завода Георгий Калустов, пишет, что в 1932 году на бывший спиртоводочный завод были завезены дробилка, два ручных пресса, 283 бочки.
Во время Великой Отечественной войны главный корпус завода был разрушен, кровля цеха обвалилась. В послевоенное время производство виноматериалов было восстановлено во вспомогательных помещениях.
Цимлянский винзавод до закрытия. На заднем плане - здание средней школы
При переселении станицы Цимлянской на Кумшацкий бугор винодельческий завод остался на старом месте. В начале 50-х годов завод перерабатывал более 2 тысяч тонн винограда за сезон. К этому времени предприятие было оснащено четырьмя дробилками, шестью винтовыми прессами. До 1955 года, когда от Цимлянска до Хорошевской была проведена ЛЭП, завод получал электроэнергию от собственной электростанции, устроенной в помещении котельной. Уже в 50-е годы неоднократно поднимался вопрос о переводе завода в Цимлянск или о проведении большой реконструкции предприятия в Хорошевской, которое все еще использовало здания старого спиртоводочного завода. В качестве мотивировочной части «за» перенос завода указывалось отсутствие качественной воды в Хорошевской (нормального водозабора там не было), канализации с очистными сооружениями, дорог. Вдобавок предприятию не хватало рабочей силы, ведь многие жители станицы Хорошевской, образованной на месте незатопленной части станицы Цимлянской, продолжали переезжать в более благоустроенный районный центр. Окончательное решение о строительстве завода в Цимлянске было принято после визита в Хорошевскую министра пищевой промышленности СССР Василия Зотова.
План винзавода в станице Хорошевской, начало 50-х годов. Из книги Георгия Калустова "Виноград и вино".
Строительство нового завода игристых вин началось в конце 1955 года на пустынной северо-восточной окраине Цимлянска. Под предприятие выделили земельный участок в 6 гектаров земли, на котором предполагалось размещение двух главных производственных корпусов, механических мастерских, административного здания, котельной, спиртохранилища. Предприятие проектировалось на переработку 5 тысяч тонн винограда в год, ягоды должны были поставлять новые виноградные плантации на орошаемых землях на левобережье Дона. Объем производства предполагался 3 миллиона бутылок в год. Электроэнергию завод должен был получать от Цимлянской ГЭС. Рядом с заводом были заложены и дома для сотрудников предприятия.
Стройка затянулась на несколько лет, поэтому старый завод в станице Хорошевской был закрыт далеко не сразу. Только в сентябре 1962 года был запущен первый цех по переработке винограда. После этого старый винзавод в станице Хорошевской был передан как винодельческий цех колхоза имени Ленина, а большая часть сотрудников переехала в Цимлянск. Станица Хорошевская после закрытия винзавода еще больше опустела. Обветшавшие к тому времени два главных корпуса завода, пережившие войну, были разобраны ради ценной дореволюционного клинкерного кирпича. На месте остались только кирпичные склады, сохранявшиеся до сих пор и улица Винзаводская. Склады и являются памятником о некогда существовавшем на этом месте большом заводе.
Константин Прибрежный
Новости на Блoкнoт-Волгодонск