«Мы создаем успешные личности»: в гостях у «Сказки» Татьяны Петерсон, или что такое детский сад Монтессори
Читайте также:
- Детская нутрициология: заботьтесь о здоровье вашего ребенка через питание (02.09.2023 10:00)
- О чем говорят дети, и от чего это зависит: как влияет детский сад на личность ребенка (25.08.2022 12:30)
- В чем кроется секрет женского здоровья (29.09.2021 12:00)
В рубрике «Лица города» основатель и руководитель частного детского сада «Сказка» Татьяна Петерсон.
Я окончила наш Волгодонский педагогический колледж. Спустя некоторое время, поступила в Ростовский государственный педагогический университет, который окончила с красным дипломом по специальности «педагог-психолог».
Школьница Татьяна Петерсон со своей мамой
Проработала немного в школе, но жизнь изменилась и я решила отправиться в свободное плавание. А с рождением ребенка, у меня, как, наверное, у многих, ценности изменились, и я погрузилась полностью в материнство и в естественный стиль родительства, который был очень созвучен мне.
Когда пришло время ребенку идти в детский сад, я подумала: «А почему бы, собственно, мне не открыть что-то свое в этом направлении, ведь мое образование позволяет мне сделать это». И все началось с детского клуба, который, благодаря моим клиентам перерос уже в детский сад.
Когда дочь Татьяны была еще была маленькой, было принято решение о создании детского клуба, который позже перерос в полноценный детский сад.
Я выучилась на Монтессори-педагога, сформировала свой коллектив, который обучила. Коллеги со мной работают уже от 5 до 7 лет в общей сложности, штат у нас постоянный. Те ценности естественного воспитания детей, благодаря Монтессори-образованию, реализовались уже в нашем городе. Цель одна — помочь ребенку развивать свой внутренний потенциал, стать успешной личностью. И те значимые взрослые, которые находятся рядом с детьми: это воспитатели и семья, вот именно от нас сейчас зависит, каким вырастет этот маленький ребеночек, какие установки будут в его головке: «Ты попробуй, у тебя обязательно получится, ты просто попробуй! Верь в себя!» или наоборот: «Я взрослый, а ты ничего не знаешь, делай так, как я сказал!» - две противоположных установки.
Мы выбираем, конечно же, идти и следовать за ребенком, его индивидуальным планом развития, помогать ему реализовать свой внутренний потенциал, стать успешной личностью, вкладываем в его головку самые благостные установки. Если мы вспомним классика Зигмунда Фрейда, он всегда говорил, что все наши проблемы из детства, и все зависит от нас, от взрослых, которые находятся сейчас с нашими детьми. И вот эти принципы Монтессори-образования: свобода в собственной дисциплине, четкие границы, дидактический материал, грамотно обученный педагог-наставник, где субъект образования является ребенок с его темпом развития, реализуются в нашем садике.
У нас три разновозрастных группы: от года до трех лет, от трех лет до пяти и от пяти до 7 лет. У каждой группы свое пространство. Вообще детский сад существует с 2013 года. Конкретно в этом особняке мы находимся с 2018 года. Мы максимально постарались реализовать все принципы Монтессори на нашей территории, - рассказала Татьяна Петерсон.
Не обычный детский сад, а настоящая «Сказка» расположен в трехэтажном особняке. В здании царит атмосфера счастливого беззаботного детства, где дети растут и развиваются без слез и обид. Удивительно, но за довольно длительное время съемок репортажа мы ни разу не услышали ни детский плач, ни повышенных тонов в разговоре.
- Монтессори среда уникальна по своему внешнему виду, по своим целям и задачам, которые решаются непосредственно в этой среде. К примеру, здесь мы видим группу детей в возрасте от трех до пяти лет. Дети свободно занимаются на ковриках. И занимаются тем, чем непосредственно они хотят заниматься в данный момент. И среда выстроена так: что бы ребеночек не взял, это будет важно и нужно для его развития. Кто-то составляет слова, кто-то занимается со счетным материалом, кто-то расширяет свой словарный запас и одновременно изучает звуки. Когда дети заканчивают заниматься, они убирают за собой материал на место. Обратите внимание, что материал очень аккуратно выставлен, это все работа детей, они с раннего детства приучаются к порядку. Мы даем возможность ребеночку осуществить свое право выбора, научиться чувствовать, чего он хочет в данный момент времени. Задача педагога-наставника - заключается в поддержке самостоятельности ребенка, его социального поведения, умственного и физического развития. В данной системе педагог не ограничивает ребенка, а выступает как помощник . Здесь реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку, что необычайно важно и нужно ребенку в данный момент его развития.
Мария Монтессори оставила нам уникальную систему, где она говорит о впитывающем разуме, о законах психического развития, о тех сенситивных периодах, которые чувствительны к восприятию. Именно здесь дети легко реализуются. Обратите внимание, сколько детей, а в пространстве царит тишина, и дети все увлечены, они все заняты. А педагог, выполняя роль наставника, подходит к каждому, направляет его, подсказывает, помогает и хранит ту концентрацию внимания, которая есть у детей.
Здесь у нас уже среда для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Здесь тоже сохраняется принцип свободы выбора. Но здесь уже материал, которым занимаются дети, более сложен и соответствует высшим стандартам образования, где дети получают глубокие педагогические навыки. Дети также свободно выбирают, чем они хотят заниматься. Кто-то читает, кто-то пишет, кто-то складывает паззлы. Но смысл в том, что процесс обучения происходит без давления взрослого. Он происходит, потому что детям это нравится. Конечно, можно сказать, что дело в системе Монтессори, но это не совсем так. Это совместная работа семьи и садика. Семья поддерживает те же наши принципы и ценности у себя дома, а когда дети приходят в садик, мы это все закрепляем, совершенствуем, даем обратную связь родителям, и тогда получаем результат. Дети действительно очень эмпатичные, с уважением относятся друг к другу, с радостью занимаются и обучаются. И на самом деле, когда к нам приходят студенты из педколледжа, они с удивлением обнаруживают, что те педагогические принципы, которые описаны в книжках, в Монтессори-саду реализуются в полном объеме. Всех увлекает спокойствие детей и их увлеченность, где не стоит взрослый и не рассказывает, что им нужно делать. Детки самостоятельны, а педагог их направляет. Обратите внимание, сейчас мальчик Тихон изучает таблицу сложения, ему всего 5, 5 лет, и он отрабатывает ее. За счет дидактического материала дети совершают многократные действия. Работая, работая, работая, они ощущают состояние успеха: «Да, у меня получилось! Да, я могу! Да, мне это интересно!», - это и есть главная цель.
Конечно же, педагоги все обучены, они имеют дипломы Монтессори-педагогов , ведь просто материал без специально обученного педагога теряет смысл. Обратите внимание как дети самостоятельно уносят материал на место. Это приучение к порядку, свобода выбора, здесь все основано на уважении к личности ребенка, на то, чтобы помочь его психическому развитию. Мария Монтессори говорила о том, что дети до 7 лет обладают впитывающим разумом, то есть, детское мышление абсорбирует образы внешнего мира, они не делят на плохое/хорошее, полезное/бесполезное, они впитывают абсолютно все. Так вот задача нас взрослых: воспитателей, значимых взрослых, родителей — создать такое пространство, где дети могли бы удовлетворять свои возрастные задачи, где они могли бы усваивать социально-приемлемые образы реагирования, эмоциональное реагирование, умели бы решать конфликты, договариваться. И вот здесь в нашем садике в безопасном пространстве все это происходит. Мы сами очень долго обучались Монтессори-методу, он действительно уникален, и то, что мы видим в нашем пространстве работает идеально. Мы общаемся с семьями, вместе корректируем поведение взрослых и следуем за ребенком по пути его развития. Здесь все основано на уважении к личности ребенка.
В старшей группе дети уже пишут, они читают, считают, они знают таблицу сложения, семилетки уже знают таблицу умножения, и все это происходит потому что им это интересно. И вот главная цель всего образовательного процесса заключается в том, чтобы сформировать то самое побуждение. Вот обратите внимание, когда мы вошли и начали снимать, дети уже работали с материалом по решению примеров, и на протяжении всего этого времени они до сих пор этим занимаются, при этом, здесь нет взрослого. Они этим занимаются не потому, что взрослый им сказал, а потому что им это интересно. А вот такие познавательные процессы формируют превосходные успехи в обучении. Не важно, как научить ребенка читать и писать, главное — что он это может и делает это с огромным удовольствием.
Дети вправе выбирать, с каким партнером они сейчас будут работать, или заниматься самостоятельно. Это тоже навыки выбора партнера. Мне очень нравится как это происходит: сначала я выбираю, чем я буду заниматься, потом — какую футболку я надену, а в 18 лет я уже самостоятельно выбираю, куда я пойду учиться. Здесь формируется и открывается потенциал личности ребенка и формируется его внутреннее «Я», «Я могу», - подчеркнула Татьяна Петерсон.
В частном детском саду «Сказка» всего три разновозрастных группы. Многие приходят сюда малышами в подгузниках, не умея даже говорить, выпускаются же настоящими личностями, готовыми к школе, смелыми и уверенными в своих силах.
- Здесь у нас представлена среда для самых маленьких наших воспитанников от полутора до трех лет. И эти малыши уже самостоятельно делают выбор. Обратите внимание, какая среда. Здесь также сохраняется принцип последовательности, логичности и ясности для ребенка. Вся среда удовлетворяет задачи именно детей этого возраста. Также здесь нет ничего бесцельно стоящего, сохраняется тот же принцип выбора рода занятий. И педагог также является наставником. Здесь дети очень здорово отрабатывают настоящие бытовые навыки. Они у нас стирают, гладят, моют посуду. И это не является целью научиться мыть посуду. Да, это прекрасный навык, но главная цель — это деятельность. Потому что в возрасте до 7 лет важно развить у детей 86 миллиардов нейронов. И развивается все это только в настоящей деятельности. И вот эти малыши, действительно уже многое могут сами. Потому что самостоятельность начинается именно здесь и сейчас. Мы все хотим видеть детей самостоятельными. Но самостоятельно одеться, обуться, выбрать, чем заниматься эти малыши учатся именно здесь и сейчас.
Но и помимо всего, очень много отрабатывается навыков социального взаимодействия уже у малышей. Мы показываем детям, как здороваться, как просить о помощи, как отказать, как сделать выбор. Все это происходит при помощи педагога, - отметила основатель и руководитель детского сада «Сказка».
В среде Монтессори нет игрушек, есть пособия и дидактические материалы. Большинство из них выполнены из натурального дерева, с раннего возраста малышей приучают бережно относиться к природе и ко всему вокруг.
- Это у нас среда языка: письмо, чтение. Наша гордость — предметно-развивающие дидактические пособия, которые помогают детям изучать увлекательный процесс письма и чтения. В помощь нам идет прописной алфавит, при помощи которого дети с удовольствием выписывают буквы, и когда они на коврике начинают писать слово, это уже является письмом, они видят тот самый красивый рукописный шрифт. Нам помогают шершавые буквы, при помощи которых дети начинают изучать буквы. Они ясны и понятны, они бывают розовые, голубые, дети их запоминают, обучение происходит на нескольких уровнях: на тактильном, на зрительном, они получают ощущения, обводят пальчиком прописные шершавые буквы. Потом они прописывают это на манке, на песке, составляют различные слова из подвижного алфавита, и происходит запоминание. Как таковой алфавит они не учат. Постоянно оперируя, они его запоминают.
Есть у нас и особые звуковые игры, направленные на выделение звука в слове. К примеру, звук «А»: арбуз, арахис, звук «а» находится в начале слова. И дети при помощи наглядных предметов сортируют слова. На каждый звук здесь подобраны предметы, в которых этот звук находится в начале, в середине и в конце. Ну и конечно, все это выполнено из натурального дерева, что дополняет те самые ощущения, при помощи которых и идет увлекательный процесс обучения. Здесь все очень понятно, все ясно и логично. Дети используют цветные карточки при изучении различных тем, все подписано, все всегда стоит на своих местах. Дети легко и с удовольствием ориентируются в этом пространстве, и вот такой очень увлекательный процесс обучения у нас происходит, - с гордостью рассказала Татьяна Петерсон.
Детей можно воспитывать по-другому, частный детский сад «Сказка» Татьяны Петерсон прекрасное тому доказательство. Разумеется, главный принцип успешного воспитания и обучения дошкольников базируется на безусловной любви к детям.
Татьяна Петерсон с коллегами.
- Это мое детище, это мой детский сад, куда я вложила свою душу, где нашла своих соратников, которые поддерживают все мои идеи. Помимо садика, я увлекаюсь йогой, изучаю философию йоги, она очень созвучна с моей профессиональной деятельностью в качестве педагога. Посыл такой: «Все в наших силах! Пробуй, и у тебя обязательно получится!».
У меня растет дочь, ей 13 лет. Она выходец из этого же садика. Она абсолютно самостоятельная. В виду того, что я очень занята, моя дочь полностью самостоятельная. Сейчас она с блеском поступила в театральное училище, до этого она 6 лет занималась профессионально акробатикой, занимала первые места.
В школе она учится достаточно хорошо, без троек, причем абсолютно самостоятельно. Моя дочь — яркий пример Монтессори-образования. Это самостоятельная личность, знающая, чего она хочет в этой жизни.
Татьяна Петерсон с дочерью.
И все наши дети знают, что они могут выражать свои чувства, рассказывать о своих потребностях, и что они будут услышаны нами — взрослыми. И вот такой вот мой образ жизни, где одно дополняет другое, приводит к тому, что у нас получается эти маленькие личности формировать с глубокой верой в себя, в то, что весь потенциал находится внутри их, и что рядом находящиеся взрослые обязательно помогут раскрыть этот потенциал. Они знают, что если они попросят о помощи, им обязательно придут навстречу. Они знают, что если у них что-то не получается, они могут пробовать хоть 100 раз, и на 101 раз у них обязательно получится, и будет то самое состояние успеха. И вот такой вот нитью пронизана вся моя жизнь.
Какие планы у нас в дальнейшем? Планов, конечно же, очень много. Останавливаться не будем. Мы совершенствуемся, я сейчас обучаюсь вообще на эксперта дошкольного детства, куда входит нейрофизиология, нейропсихология, физиология развития ребенка. Мне очень это импонирует, это еще более дополняет мою деятельность. Я веду глубокую обратную связь с родителями. В дошкольном возрасте мы можем обнаружить, к сожалению, какие-то дефицитарные состояния у ребеночка. Потому что мы сотрудничаем с детскими нутрициологами, меню у нас разработано с детскими нутрициологами. Мы к личности ребенка подходим целостно и комплексно. Нет такого, что ребенок заболел, потому что в садик пошел. Мы учитывает целостное состояние ребеночка: и физиологическое состояние, и его питание, и его подвижность, и обстоятельства в его семье. Из всего этого складывается такая целостная картина, которая помогает понять, что ребенку чего-то не хватает, и в дошкольном возрасте вовремя это устранить. Много таких случаев, когда мы видим, что процесс развития идет как-то не так, и ребеночку от этого плохо. Тогда мы обращаемся к маме, и вместе с мамой начинаем искать пути решения. И мы находим причину. Врачи лечат болезни, а нам важно установить и устранить причину, почему это произошло. Родители очень здорово мне в этом помогают, мы с ними сотрудничаем и следуем за ребеночком. Это такой глубокий подход к личности в целом, - заявила Татьяна.
Татьяна Петерсон считает себя счастливой женщиной, она смогла реализовать свои мечты, объединив воедино свои умения и увлечения. А результаты ее работы — это счастливые глаза детей, их успехи и открытия. Благодарность родителей и любовь воспитанников - главная награда за непростой каждодневный труд, который стал смыслом жизни.
- Моя работа, мое призвание, мое хобби срослись воедино. И я вижу результаты своей работы и работы моих коллег, работающих в детском саду. И мы очень тесно общаемся с выпускниками нашего детского сада. Конечно, они уже взрослые, они гораздо реже к нам приходят, но ученики первых и вторых классов к нам с радостью приходят. Они очень успешны в школе, они очень хорошо учатся и посещают дополнительные секции. Кто-то занимается акробатикой, кто-то танцами, мальчишки занимаются спортивными единоборствами, с их родителями мы также поддерживаем тесную связь. И мы слышим слова благодарности. О нашем садике мало где можно узнать, это такой ценностно-ориентированный детский сад. К нам люди приезжают, несмотря на расстояние. К нам люди приезжают изо всех частей города и не только. У нас два клиента из Санкт-Петербурга. Люди идут к нам на ценности, и эти ценности реализованы у нас в полном объеме. И наши выпускники - достойное тому доказательство. Повторюсь, в этом заслуга не только детского сада, это заслуга тех семей, которые прислушивались к нашим рекомендациям, с которыми мы шли в едином направлении, получив в итоге замечательный результат.
В честь наступающего праздника Дня воспитателя я хочу пожелать всем своим коллегам, всем воспитателям, которые достойно несут это звание, творческих идей, профессионализма, максимальной отдачи, потому что мы действительно творим те личности, которые вырастут в будущем. И я очень надеюсь, что они будут очень успешными, благодаря нам. С праздником вас, дорогие коллеги!- поздравила воспитателей Волгодонска Татьяна Петерсон.
Адрес: ул. Гагарина, 38 А.
Телефон: 8-919-883-16-30.
Реклама.
ИП Петерсон Т.В.
ИНН 614303052209.
Текст: Ирина Литвинова
Видео: Евгений Иванков