Волгодонск Четверг, 25 апреля
Общество, 10.04.2023 16:42

Памятник Игоревой рати, горы старца Авилы и висячие мосты: что посмотреть одним днем в Белой Калитве

Близится май — лучшее время путешествия по Донскому краю. Еще нет изнуряющей летней жары, поля покрыты нежной зеленью, воздух наполнен упоительными ароматами степи. В мае много выходных дней, а значит появляется время для кратких путешествий по Ростовской области.

В рубрике «Блокнот путешественника» мы рассказываем об интересных местах в Ростовской области, которые можно посетить в ходе однодневного визита. На этот раз мы отправимся в город Белая Калитва — один из самых живописных мест Ростовской области.

Интересным этот город делает рельеф. Белая Калитва находится на слиянии крупнейшего притока Дона Северского Донца и реки Калитва. Здесь же находятся отроги Донецкого кряжа — крупнейшей возвышенности в Ростовской области. Донец и Калитва «пробили» в кряже путь на юг к Дону, образовав живописные речные долины с высокими берегами и скалистые уступами. Белая Калитва как раз лежит в месте встречи двух таких речных долин. Над основной частью города буквально нависают Авиловы горы, которые придают Белой Калитве своеобразный колорит.

Как добраться до Белой Калитвы из Волгодонска

Белая Калитва находится в 196 километрах от Волгодонска. На машине дорога займет около двух с половиной часов, если двигаться без остановок. Трассы Волгодонск - Морозовск и Морозовск - Белая Калитва находятся в хорошем техническом состоянии.

Есть между Волгодонском и Белой Калитвой и регулярное автобусное сообщение. Через Белую Калитву проходят рейсы из Волгодонска на популярном «московском» направлении, но большинство из них отправляются из Волгодонска днем или вечером.

Самый ранний рейс на Белую Калитву по маршруту Волгодонск - Донецк отправляется ежедневно с автовокзала в 6:25, время в пути - три с половиной часа, стоимость билета при покупке на автовокзале - 720 рублей. На маршрут ставят микроавтобусы «Форд» и «Фольксваген». Обратно в Волгодонск автобус из Белой Калитвы отправляется в 16:25

По пути автобус делает остановки в Цимлянске, Морозовске и станице Тацинской. В Белой Калитве автовокзал находится на северной окраине города, путь пешком до исторического центра станицы займет около получаса. Добраться от автовокзала до центра можно и на городском автобусе №111а или на такси.

Между Волгодонском и Белой Калитвой ходит и пассажирский поезд Адлер - Санкт-Петербург (весной и летом — каждый день). Но пользоваться им неудобно — из Волгодонска поезд отправляется в зависимости ото дня в 21:54 или даже позже, а в Белую Калитву пребывает в половине второго ночи. Из Белой Калитвы в Волгодонск поезд соответственно отправляется после 2 часов ночи.

Прямого пригородного железнодорожного сообщения между Волгодонском и Белой Калитвой нет.



Железнодорожный вокзал

Где поесть в Белой Калитве

Крупный сетевых предприятий общественного питания в Белой Калитве нет. Рядом с автовокзалом находится столовая в средней ценовой категории. Основная часть кафе и ресторанов в городе находятся в центре в районе ДК имени Чкалова. На Российской улице находится фирменный магазин местного хлебокомбината со свежей выпечкой.

Станица Петровских времен и центр алюминиевой промышленности Советского периода

Первое упоминание о Белой Калитве относится к 1703 году когда Петр Первый выжал грамоту о дозволении казакам Сысою Ермолаеву, Михале Никитину и Емельяну Дорогальному заселить новую станицу на устье реки Белая Калитва. Сама станица делилась на четыре части: Майдан (центр), Низовка, Бугор и Заяровка. Эти названия сохранились в местном обиходе до сих пор. Долгое время станица была малонаселенной и небольшой. Быстрый рост начался только в конце 19 века с развертыванием железнодорожного строительства и началом разработки запасов каменного угля и строительного камня.



Рельефная карта станицы на Майдане

В 1898 году завершилось строительство Восточно-Донецкой железной дороги от Царицына до станции Лихая. Через Северский Донец был перекинут стальной мост, а на окраине станицы возникла железнодорожная станция с паровозным депо. Железная дорога стимулировала появление многочисленных угольных шахт и карьеров по добыче камня в окрестностях станицы, в ней самой стали селиться инженеры и техники. После Гражданской войны станицу Усть-Белокалитвенскую руководство СССР передало Украине, граница между УССР и РСФСР проходила рядом со станицей Тацинской. В 1923 году окрестности станицы вернулись в состав России.

В 30-е годы крупных промышленных предприятий в самой станице не строилось. Индустриализация добралась до Белой Калитвы накануне Великой Отечественной войны. Тогда за железной дорогой началось строительство завода алюминиевого проката (два предприятия такого профиля позднее были сооружены в Самаре и Каменке-Уральском), по этому поводу станица Усть-Быстрянская превратилась в рабочий поселок. Завод создавался для обеспечения потребностей растущей авиастроительный промышленности. Война прервала стройку, сооружение завода возобновилось в 1948 году, градообразующее в настоящее время предприятие заработало в 1954 году. В 1958 году станица стала городом Белая Калитва.



Металлургический завод. Вид с горы Караул.

В Белой Калитве есть и свой «новый город», ровесник новой части Волгодонска. В середине 70-х годов на правом противоположном берегу Северского Донца началось сооружение филиала «Ростсельмаша» завода «Калитвасельмаш». Для рабочих и инженеров нового производства был сооружен многоэтажный район Заречный. 2000-х годов завод не пережил, но часть производства, в первую очередь кузнечное, сохранилось.



Новый город Белой Калитвы - микрорайон Заречный

В 80-е годы численность населения Белой Калитвы превысила 85 тысяч человек. Тогда городскому совету подчинялись многочисленные поселки при угольных шахтах. После 1991 года добыча каменного угля в окрестностях города полностью прекратилась, о процветании угольного края теперь напоминают многочисленные терриконы в окрестностях города. В 2004 году бывшие шахтерские поселки превратили в сельские поселения и вывели из подчинения администрации Белой Калитвы. Сейчас население города составляет около 40 тысяч человек, но визуально Калитва выглядит более крупным населенным пунктом за счет многочисленных многоэтажных жилых домов на окраинах. Металлургический завод стабильно работает, из-за потребительских товаров Белая Калитва известна, как центр производства алюминиевой посуды и хлебобулочных и кондитерских изделий. В городе есть и швейная фабрика «Глория Джинс».

Майдан и центр станицы

Исторический центр станицы находится на площади Майдан недалеко от места слияния Донца и Калитвы. Площадь недавно была реконструирована и заново замощена — здесь появилось место в память о репрессированных казаках, сцена, фонтан, удобная детская площадка. Здесь же на площади находится и городская школа искусств. Старая часть Белой Калитвы имеет регулярную прямоугольную планировку: параллельно Северскому Донцу протянулись четыре улицы, в том числе главная Московская.



Церковь и музей

На площади находится храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, строительство которого завершилось в 1905 году. В советский период в храме размещался дом пионеров. В 1988 году здание храма возвратили церкви. Снесенная колокольня храма пока так и не восстановлена.

Рядом с храмом стоит здание краеведческого музея (график работы ежедневно, без выходных с 8:30 до 17:00, к оплате принимаются «Пушкинские карты»), во дворе музея находится небольшая выставка старых сельскохозяйственных орудий и каменных артефактов. В музее представлена экспозиция по истории Белой Калитвы и окрестностей. Музей находится в здании двуклассного училища, построенного при церкви, которое в советский период занимала общеобразовательная школа.



Старый мост

От площади Майдан на другую сторону перекинут старый стальной мост. Раньше он был проезжим для автомобильного и гужевого транспорта, но после постройки нового автомобильного моста рядом, площадь и сам мост стали пешеходными. Дорога по мосту ведет в бывший пригород станицы — поселок Форштадт, где ранее селились беднота, и иногородние. В отличие от центра станицы, в Форштадте. 



Стрелка на слиянии Калитвы и Северского Донца



Слияние Калитвы и Донца

Место на низменном мысу, где воды Калитвы вливаются в Северский Донец, занято парком имени Маяковского. Раньше эту часть станицы так и называли — Низовка, ведь в период весеннего половодья ее регулярно затапливало. В прежние годы через Белую Калитву проходило сразу две волны половодья — первой вскрывалась Калитва, а несколько позднее начинал подниматься уровень воды в Северской Донце.

Сам парк возник еще в 19 веке на месте дачи купца Севрюгова. Жена старшего сына купца была итальянкой и звали ее Дина Францевна. Она проводила на даче музыкальные и благотворительные вечера, а еще запомнилась тем, что разводила маленьких комнатных собачек—левреток. В парке живут дикие утки. К 300-летию Белой Калитвы в 2003 году в парке установили скульптуру героев романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» Аксиньи и Григория.



В парке идет грандиозная стройка

Парк живописен, в нем есть действующее колесо обозрения, но как минимум до второй половины 2023 года будут продолжаться масштабные работы по благоустройству, сравнимые с размахом преобразования на «поле дураков» в Волгодонске. Поэтому на стрелку лучше всего пробираться не через центральный вход, а вдоль берега Северского Донца. С июля 1975 года гора Караул взята под охрану как государственный памятник природы.



Памятник героям "Тихого Дона"

Поход на Авиловы горы

По легенде, еще до основания станицы Усть-Белокалитвенской, во второй половине 17 столетия, в этих местах появились беглецы из Московского государства — старообрядцы, ревнители православной веры, не принявшие церковные реформы патриарха Никона. Одним из таких беглецов, нашедший приют в краю казаков, стал старец Авила из далекого Олонецкого края в Карелии. Он нашел приют в небольшой пещере на склоне Сизых гор, которые с тех пор и стали зваться Авиловыми. Чуть позже компанию Авиле составил старец Гавриил. Вместе старцы лечили казаков травами и молитвами. Легендарную Авилову пещеру ищут до сих пор, но вход в нее может открыться только человеку с чистыми помыслами.



Маршрут похода на Авиловы горы: 1 - первый подвесной мост, 2 заброшенный каменный карьер, 3 - остатки плотины водяной мельницы, 4 - второй подвесной мост, 5  - ДК и городской парк.

Фактически Авиловы горы представляют собой плато высотой в 80-100 метров, круто обрывающееся к долине реки Калитва с многочисленными выходами осадочных горных пород. С Авиловых гор открывается очаровательный вид на Белую Калитву. К краю обрыва можно подъехать на личном автомобиле. К Авиловым горам ведут несколько хорошо накатанных грунтовых дорог, которые отходят от улицы 3-я линия.



Первый и второй подвесные мосты через Калитву

Но гораздо интереснее пешком подняться, а затем и спуститься с Авиловых гор. Восхождение не трудное, но с собой лучше захватить питьевую воду, а на ноги надеть удобную обувь с рифленой подошвой. Подъем будет доступен и детям.



Авиловы горы нависают над городом. Перед этим домиком следует повернуть налево

Начать путешествие можно с улицы Ленина. Путь будет лежать через один из двух подвесных мостов, перекинутых через Калитву. Мосты с деревянными настилами качаются от каждого шага человека. Мосты связывают городские районы с дачными участками, занимающие узкую полосу земли между рекой и обрывистым склоном.



Слева - трубы металлургического завода, внизу - долина реки Калитвы и центр города, правее - телевышка на горе Караул

Наверх ведет тропа по устью оврага, рассекающего склоны на две части. В сухую погоду этот участок легко проходим для пешего путешествия. Поднявшись наверх, можно полюбоваться видами Белой Калитвы, а затем продолжить свой путь по кромке обрыва или по грунтовой дороге, идущей рядом, вверх по течению реки. Дорога ведет вниз в балку Ближнежерновую.



Склоны Авиловых гор

Название ее не случайно. Калитву в этом месте много лет перекрывала мельничная плотина. Мельница снабжала станицу мукой и отрубями. От старой плотины на реке остался искусственный порог. Теперь здесь шумят воды Калитвы.



Разрушенная мельничная плотина и подвесной мост

Рядом находится и закрытый карьер, где ранее велась добыча строительного камня. Его разработку прекратили после того, как новые кварталы Белой Калитвы появились на другом берегу реки. Здесь же находится и второй подвесной мост, по которому можно перебраться на противоположный берег реки

Гора Караул 

Высшей точкой Белой Калитвы является гора Караул — ее высота 104 метра. Раньше на ее вершине находился казачий сторожевой пост. Известность гора Караул получила после того, как в 60-е годы учитель местной школы Петр Ковешников заявил, что битва северского князя Игоря с половцами произошла в устье реки Быстрой в 40 километрах от Белой Калитвы.

Это событие послужило источником для написания величайшего памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Позднее были выдвинуты и другие версии локализации места легендарной битвы — в окрестностях Таганрога, на реке Чир.



Вид на Северский Донец с горы Караул

Но это не остановило краеведов из Белой Калитвы. Весной 1970 года на южном склоне горы Караул была 17-ти тонная глыба карельского диабаза. Это единственный в России памятник событиям «Слова о полку Игореве».



Памятник Игоревой рати

На гору Караул можно как подняться пешком, так и заехать на автомобиле. Самая удобная дорога ведет с Заводской улицы. Она проходима для любого автомобиля. Восточный склон горы залесен, но обрыв в сторону Северского Донца свободен от деревьев. Со смотровой площадки рядом с памятником игоревой рати открывается отличный вид на Северский Донец. Там на горе находится и телевизионный ретранслятор.

Что можно посмотреть по дороге в Белую Калитву

Мини-парк железнодорожной техники и памятник красным китайцам в Морозовске

Морозовск туристы объезжают стороной, но в 2022 году в городе появилась новая достопримечательность. После реконструкции в парке «Железнодорожников» открылась небольшая выставка ретро-железнодорожной техники времен Великой Отечественной войны с редкими экспонатами. На импровизированных железнодорожных путях установили двухосную железнодорожную платформу с зенитным орудием, а рядом - корпус бронедрезины на железнодорожном ходу. Такие броневички на шасси ГАЗа выпускались в Горьковской области в 30-40-е годы. Обновленный парк популярен, ведь дети могут свободно лазить и исследовать экспонаты. Доступ в парк открыт круглые сутки.



Постоянная выставка военной техники у вокзала в Морозовске

По другую сторону железной дороги есть редкий памятник, посвященный Гражданской войне. Речь идет об открытом в 1958 году мемориале красноармейцам китайского батальона. В годы Гражданской войны в Красную Армию массово вербовали китайских гастарбайтеров, завезенных в Россию для работы на промышленных предприятиях и на стройках на месте мобилизованных рабочих. Один из таких батальонов в составе красного Дербентского полка воевал с казаками. В июне 1919 года Дербентский полк вел бои в районе станицы Морозовской. Конница белых наносила удары по китайскому батальону, однако и здесь она не смогла прорвать фронт. Стойко защищая свои позиции, герои-красноармейцы китайского батальона отбивали атаки неприятеля. Погибших в боях воинов похоронили около железнодорожного разъезда Быстрый в 7 километрах от Морозовска. После войны жители города перенесли останки погибших бойцов на центральную площадь в братскую могилу. На памятнике есть дублированная надпись иероглифами. Памятник открыли в 1958 году, а через два года СССР разорвал отношения с Китаем.



Памятник китайским добровольцам в Морозовске. Фото - "Блокнот Морозовск".

Где танки давили самолеты фашистов: заброшенный аэродром в Тацинской

За Морозовском региональная трасса на Волгодонск вливается в федеральную автотрассу Ростов — Волгоград. В стороне от трассы лежит районный центр станица Тацинская. На повороте с дороги установлен мемориал «Прорыв», открытый 8 мая 1983 года.

Посвящен он рейду танков  24-го танкового корпуса. Наши танкисты сумели проворовываться на аэродром, с которого по воздуху осуществлялось снабжение окруженной фашисткой армии Паулюса в Сталинграде. В ходе рейда было уничтожено 70 из 180 дислоцированных аэродром транспортно-пассажирских самолетов Ju 52 и все наземное оборудование.

После войны аэродром использовался в качестве учебной базы ВВС, с 1991 года он заброшен. Взлетно-посадочная полоса аэродрома сохранилась до наших дней, доступ на нее свободный. Аэродром находится в километре южнее станицы Тацинской. Дорога на аэродром начинается от перекрестка улицы Крайняя и переулка Займовского, ориентир — памятный знак 2-го Гвардейского танкового корпуса.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск

Блокнот путешественника

Где можно посмотреть храм-двойник затопленного Никольского собора в Цимлянской

Типовые проекты были широко распространены не только в 20 веке ...

С паровозом на угле: как прокатиться на самой странной «электричке» в Ростовской области

Билет на поезд с паровозом продается по цене проезда в обычной элек...

Где находится единственный в Волгодонске большой висячий мост

Как добраться до самого большого в городе пешеходного моста?...

Как дотронуться до пушистых «облаков» не уезжая из Волгодонска

Бассейны, баня, развлечения и комфортабельные номера может позволи...

Место для незабываемого отдыха: куда отправиться в Волгодонске летом

Замену заграничным курортам нашли в Волгодонске ...

Свет, камера, «Тихий Дон»: чем живет самая* красивая деревня мира

Удивительное место в полутора часах езды от Волгодонска...

Белая Калитвапоездкатуризмдостопримечательность
8
0
Народный репортер + Добавить свою новость