Волгодонск Вторник, 23 апреля
АВТО, 22.12.2022 20:13

Катастрофа с дорогами: как 2022 год едва не стал худшим в истории транспортной отрасли Волгодонска

Транспортная отрасль в Волгодонске в 2022 году была насыщена множеством событий и обещаний. Этот год войдет в историю, как год без единой капитально отремонтированной дороги, как год с рекордно низким финансированием дорожного строительства и как год, когда были озвучены настолько амбициозные планы, что в их реализацию горожане просто-напросто не поверили. Но, обо всем по порядку.

Новые ответственные за дороги

Важно понимать, что на те или иные события в транспортной и других отраслях напрямую влияют люди, которые принимают соответствующие решения на уровне исполнительной власти, а ее состав в 2022 году в Волгодонске претерпел значительные изменения.

Так, ставший в начале года главой администрации города Сергей Макаров сразу анонсировал в мэрии кадровые перестановки, и почти все они случились в мае. Вместо Вадима Кулеши заместителем главы администрации по городскому хозяйству тогда стал Павел Бузуверов, работавший до этого директором предприятия «Городской пассажирский транспорт».

На освободившуюся должность в «ГПТ» Сергей Макаров поставил предыдущего руководителя этого предприятия Валерия Юмаева, в чей период руководства муниципальный перевозчик едва не разорился.

Спустя два месяца произошла еще одна значимая для этой отрасли кадровая перестановка - в июле должность директора департамента строительства и городского хозяйства сначала покинул Алексей Маркулес, а на его место пришел уроженец Мариуполя Руслан Чепур. Он, к слову, до этого тоже работал в «ГПТ».


Замглавы администрации Волгодонска по ЖКХ Павел Бузуверов, директор МУП "ГПТ" Валерий Юмаев и директор ДСиГХ Руслан Чепур

Дороги, почти год не видевшие ремонта

Катастрофа с дорогами весной

Примечательно, что период основных кадровых перестановок в мэрии совпал с традиционной для весны проблемой в Волгодонске - как обычно, после зимы и таяния снега на улицах города пропал асфальт. Это случается ежегодно, но в 2022 году, по мнению многих водителей, проблема носила катастрофический характер.

Шквал критики от водителей поступал в адрес практически каждой улицы Волгодонска, и, надо сказать, автомобилисты в выражениях не стеснялись. Наиболее проблемными магистралями были улицы Гагарина, Пионерская, Весенняя, Максима Горького, Ленина, Жуковское шоссе и путепровод.

Можно долго рассуждать на тему, почему этой весной сложилась такая ситуация, но ненароком вспоминаются события конца 2021 - начала 2022 года. Тогда на дорогах города была замечена техника дорожных служб, с помощью которой рабочие активно «латали» ямы и в снегопад, и в ледяной дождь, и в слякоть.


Ремонт дорог в Волгодонске в январе 2022 года

На негодование волгодонцев в январе попытался ответить тогда еще заместитель Сергея Макарова по городскому хозяйству Вадим Кулеша, уверяя, что работы проводятся по специальной технологии с использованием рециклера, с помощью которого можно добиться успешного результата на два-три года.

Впрочем, с этим не согласилась прокуратура Волгодонска - в феврале надзорное ведомство запретило ремонтировать дороги при совсем плохих погодных условиях. Правда, слово прокуратуры для властей города, судя по всему, не закон, ведь несколькими месяцами позже рабочие повторили «трюк». Только уже летом, во время проливного дождя на проспекте Мира.

Сказать, что власти в этот период совсем бездействовали, было бы неправильно. К 18 февраля в мэрии отчитались, что за 4 миллиона рублей был произведен ямочный ремонт на 470 квадратных метрах дорожного полотна, включая дорогу на улице Гагарина и на переулке Первомайском. После этого в апреле на ремонт дорог было выделено уже почти 25 миллионов рублей, после чего ямы были устранены на проспекте Строителей, улицах Гагарина, Железнодорожной, Думенко и Портовой.


Ремонт дороги на улице Гагарина в феврале 2022 года

Вот только все это на тот период было каплей в море на фоне того «дорожного апокалипсиса», сложившегося в городе. По-другому, впрочем, быть и не могло - администрация и депутатский корпус, принимая бюджет на 2022 год, почему-то не заложили на ремонт дорожного полотна в Волгодонске практически ничего.

Как отремонтировать дороги, когда нет денег?

Недовольные происходящим автомобилисты Волгодонска, впрочем, мириться не собирались и использовали все возможные на тот момент методы, которыми могли повлиять на ситуацию - начиная от многочисленных обращений в «Блокнот», заканчивая множеством исковых заявлений о возмещении ущерба с администрации, причиненного их транспортным средствам в результате наезда на очередную яму.

Молчать на тот момент больше не мог и глава администрации - во время очередного объезда он сформулировал очень мудрую мысль: «Нам будет дешевле отремонтировать дороги, чем постоянно возмещать ущерб».


Глава администрации Волгодонска Сергей Макаров во время инспекции ремонта дорог

Неожиданно на защиту горожан вдруг встала ранее упомянутая прокуратура Волгодонска. В период с апреля по май сотрудниками надзорного ведомства было зафиксировано, что дороги сразу на нескольких улицах города являются опасными для жизней и водителей, и пешеходов. Речь идет об улицах Степной, Морской, Набережной, Главной, Маршала Кошевого, Черникова, Карла Маркса, Академика Королева, Ленина, о проспекте Мира, переулках Вокзальный, Коммунистический, Пупкова и Шмутовом.

Зафиксировав это, прокуратура обратилась в суд, который обязал администрацию отремонтировать дороги в этих местах. Власти тогда, не имея выбора, спешно начали исполнять решение Фемиды. За неимением средств они иной раз прибегали к самым нестандартным решениям - некоторые ямы в бывшей станице Старо-Соленовской засыпались асфальтовым фалом, то есть бывшим в употреблении измельченным асфальтом.


Засыпанные ямы на переулке Ноябрьский

Помощь пришла из области, откуда ее очень ждали

Само собой, никакой асфальтовый фал проблему не решил, и финансовая помощь пришла оттуда, откуда ее с трепетом и вожделением ждали - от правительства Ростовской области.

Впрочем, и тут местным властям пришлось изрядно попотеть и поизвиваться перед баринами из Ростова. Сначала на правительственном совещании в мае министр транспорта Дона Владимир Окунев упрекнул Волгодонск в неисполнении его апрельского поручения, когда он призывал привести дороги в муниципалитетах в порядок в течение апреля.

Затем, в июне, в Волгодонске побывал сам губернатор региона Василий Голубев. В ходе беседы с Сергеем Макаровым он раскритиковал местные власти за низкие темпы ремонта дорог.


Василий Голубев и Сергей Макаров. Фото: пресс-служба правительства Ростовской области

- У вас незавершенный ямочный ремонт на 28 тысячах квадратных метров. Была задача привести дороги в порядок после зимы до 1 мая - вы растянули работы до 1 июля. Волгодонск заметно опаздывает, на два месяца, и люди об этом пишут. У вас с начала года среди проблем, о которых сообщали в социальных сетях горожане, 25% сообщений приходится на проблемы в дорожном хозяйстве, - говорил тогда Василий Голубев Сергею Макарову.

Увиденное в ходе визита в Волгодонск Василия Юрьевича, судя по всему, очень потрясло. Иначе как объяснить тот факт, что уже 7 июля на внеочередном заседании Законодательного Собрания Ростовской области донские парламентарии поспешили выделить городу 40 миллионов рублей? Их было решено направить на ремонт дорог на проспекте Курчатова от Жуковского шоссе до «Мирного атома», а также на улице Степной от съезда с путепровода до улицы Максима Горького.

Неделей позже глава администрации Волгодонска Сергей Макаров сообщил о еще одном важном решении - переданные городу от «Росэнергоатома» 59 миллионов рублей на капитальный ремонт дороги на Жуковском шоссе было решено перенаправить на ремонт дороги на путепроводе и на малом мосту через Сухо-Соленовский залив. «В зиму мы уйдем с хорошими мостовыми переходами», - пообещал тогда градоначальник.

В середине августа началось то, чего все так долго ждали - все контракты были разыграны, и подрядчики один за другим начали выводить дорожную технику на улицы Волгодонска. Масштабы, по истине, впечатляли - дороги начали ремонтировать даже там, где этого никогда не делали. Например, на переулке Фрунзе в районе гимназии «Юридической» и на улице Смолякова, где дорожное покрытие долгие годы напоминало поля сражения Великой Отечественной.


Ремонт дороги на переулке Фрунзе

В сентябре же подрядчик отсыпал щебнем 2 818 квадратных метров грунтовой дороги в правой части кладбища №3. Отправившиеся принимать туда работу депутаты городской Думы пришли к выводу, что такое покрытие сможет прослужить не менее двух-трех лет. Что ж, поживем - увидим.


Депутаты принимают работу подрядчика на кладбище №3. Фото: пресс-служба Волгодонской городской Думы

Что касается ранее упомянутого масштабного ремонта за 100 миллионов рублей, с ним все прошло не так гладко, как хотелось. Сложности возникли на путепроводе, где работы за 37,1 миллионов рублей выполняла компания «Цимлянское ДРСУ».

Желая предотвратить масштабные пробки и учитывая, что путепровод - главная транспортная артерия, связывающая две части Волгодонска, из мэрии поступила команда - проводить работы не в часы-пик, компенсируя это ночными работами. Благой, на первый взгляд, замысел привел к тому, что подрядчик начал опаздывать, а в октябре уже наступили первые заморозки.

Медлить дальше было непозволительно, ведь с каждым днем температура за окном снижалась, и 19 октября глава администрации Волгодонска Сергей Макаров анонсировал активную дорожную деятельность на путепроводе и днем. К середине ноября работы, собственно, были уже завершены, но заказчик - администрация, до сих пор их не приняла, и вот почему.

Как выяснилось, укладка асфальта при низкой уличной температуре все-таки могла сказаться на качестве работ. На одном из заседаний депутатской комиссии по ЖКХ директор департамента строительства и городского хозяйства Руслан Чепур сообщил, что жалобы водителей на качество асфальта мэрией не остались незамеченными, и ведомство намерено заказать независимую экспертизу. Несколькими неделями спустя опасения подтвердились - экспертиза выявила дефекты верхнего слоя асфальта. Устранять их подрядчик будет уже только весной при благоприятных погодных условиях.


Фото: интернет-издание «Автолайф»

Учатся на своих ошибках?

2022 год показал, что «запускать» ремонт дорог в Волгодонске - не лучшая идея, и остается надеяться, что администрация города этот урок усвоила. По крайней мере, последние новости говорят о том, что так оно и есть - 21 декабря власти поделились планами в этом направлении на 2023 год.

Из пресс-релиза администрации города следует, что в следующем году работа будет продолжена, и при хорошем раскладе она будет даже масштабной. Власти планируют выполнить текущий ремонт дорог в 10 местах: по улицам Академика Королева, Весенней, Окружной, Думенко, 50 лет ВЛКСМ, 30 лет Победы, Химиков, по проспекту Строителей и Мира, а также по Ростовскому шоссе.

Общая площадь ремонта составит более 92 000 квадратных метров. Для сравнения, вышеупомянутый ремонт за 100 миллионов рублей в 2022 году производился на площади почти в 68 000 квадратных метров.

Потратить на эти цели из собственного бюджета администрация планирует 31,5 миллионов рублей, еще 150 миллионов рублей - попросить у Министерства транспорта Ростовской области. Сумма немаленькая, но и в донской столице после 2022 года должны были сделать определенные выводы насчет дорог и их финансирования в Волгодонске.

Волгодонская агломерация - доступ к федеральным деньгам?

Пока что Волгодонск при дефицитном бюджете вынужден из года в год искать средства хотя бы на поддержание дорог в нормальном состоянии, и чаще всего местные власти ищут помощи в области. Вскоре это может измениться - по крайней мере, в июне на это указал губернатор региона Василий Голубев.

Этим летом депутаты Заксобрания приняли закон «О развитии агломераций в Ростовской области». Под агломерацией понимается территория, включающая городской округ и соседние с ним муниципальные образования, которые могут быть объединены для усиления интенсивности хозяйственных, трудовых, транспортных, научно-образовательных, культурно-бытовых, рекреационных и иных связей.

С тех пор ни одна агломерация на Дону юридически создана не была, однако сам Василий Юрьевич говорил, что принятый закон является подспорьем для создания трех агломераций - Ростовской, Восточно-Донбасской и Волгодонской. Последняя, по его словам, будет состоять из города Волгодонска, а также Волгодонского, Дубовского, Цимлянского и Зимовниковского районов.

Имея статус центра агломерации, Волгодонск, по словам Голубева, в будущем сможет присоединиться к нацпроекту «Безопасные качественные дороги», а он, в свою очередь, финансируется из федерального бюджета. Когда эти славные времена наступят, Василий Юрьевич, правда, не уточнил.


- Включение Волгодонска и прилегающих территорий в состав новой агломерации позволит привлечь в регион дополнительное финансирование. Как минимум, мы сможем направить на ремонт местных и региональных дорог, входящих в состав агломерации, средства, предусмотренные нацпроектом. Границы новой агломерации только формируются, как и перечень автодорог местного значения, которые будут включены в ее состав. Сейчас этим как раз заняты специалисты городской и районных администраций. Но уже понятно, что только региональных дорог туда войдет не менее 230 километров, причем, лишь чуть более 69% из них соответствуют нормативным требованиям, - писал Василий Голубев в «Телеграме».

На трассах дороги лучше

Озвученная Василием Юрьевичем статистика о соответствии региональных дорог нормативным требованиям тоже очень важна для Волгодонска - в тот же Ростов-на-Дону горожане по трассе, построенной в 70-х, хотя бы раз в год да выезжают. Надо сказать, с региональными дорогами в области дела обстоят куда лучше, чем с муниципальными.

Так, например, в этом году был досрочно завершен капитальный ремонт двух участков трассы Ростов-Волгодонск общей протяженностью 20,6 километров в Волгодонском, Мартыновском и Семикаракорском районах. Стоимость работ составила 1,3 миллиардов рублей. Одновременно рабочие ремонтировали дорогу «Обход Семикаракорска» протяженностью 1,1 километров.


Отремонтированная трасса Ростов-Волгодонск. Фото: правительство Ростовской области

Ремонтировали в этом году рабочие и мост через Сал на дороге Волгодонск-Зимовники за 67 миллионов рублей. Кроме того, работы шли и на дороге Волгодонск-Цимлянск-Морозовск, где ремонтировался участок протяженностью 3,2 километров, а также на дороге Цимлянск-Шахты, где в порядок привели 4,87 километров дорожного полотна в Константиновском районе. Ямы на этом участке, кстати, ранее были настолько огромными, что водителям приходилось снижать скорость автомобилей до минимума.

Транспортная реформа

Год новый - проблемы с общественным транспортом старые

Реализованная 1 октября прошлого года транспортная реформа поистине изменила привычный уклад жизни горожан, на регулярной основе пользующихся общественным транспортом. Еще бы: мало того, что много лет существовавшие маршруты и расписание к ним были в одночасье изменены, так еще и пришедший в город ростовский перевозчик новые графики соблюдать не спешил.

Обескураженные волгодонцы просто-напросто не знали, во сколько им вставать, чтобы успевать добираться до работы вовремя, а когда «поймать» долгожданный автобус все-таки удавалось, поездка, мягко говоря, проходила в не самых комфортных условиях - в грязные разваливающиеся автобусы порой забивалось столько людей, сколько технические характеристики транспорта и вовсе не предусматривали.

Но то было год назад, а контракт с «Янтарем», как и со вторым перевозчиком - муниципальным «ГПТ», был заключен на долгие пять лет, поэтому пассажирам не оставалось ничего иного, кроме как надеяться на изменения в лучшую сторону. И параллельно делиться с «Блокнотом» впечатлениям от поездок. Наиболее резонансные истории размещались на нашем информационном портале.

Так, например, в феврале пассажиры рассказали «Блокноту», как были вынуждены самостоятельно закрывать двери в автобусе №12 - делать это им велел водитель, грозя тем, что иначе поездка просто не состоится. На удивление пассажиров он отвечал, что это в их же интересах.

Уже в марте водители прислали видео, на котором видно, как автобус малой вместимости ростовского перевозчика едет по улицам Волгодонска накрененный набок. «Вот так у нас набок ездят маршрутки. Бедные. А если упадет?» - комментировали горожане ролик.

В июне этого года отличился уже местный муниципальный перевозчик. Один из пассажиров рассказал «Блокноту», что водитель автобуса, курсирующего по маршруту №14, не стал останавливаться на остановке «Улица Маршала Кошевого», а на возмущения пассажира ответил: «Я не обязан останавливаться на всех остановках, я обязан только своим детям и жене!». В тот день обратившийся в «Блокнот» читатель усомнился в адекватности водителя.

Надо сказать, что ближе к концу года количество обращений в «Блокнот» на тему плохой работы общественного транспорта начало снижаться. Неужели «Янтарь» стал работать лучше? Ну, некоторые успехи у него определенно были.

К примеру, в апреле представители ростовского перевозчика доложили, что доставили в Волгодонск 7 автобусов марки МАЗ и 1 автобус марки ПАЗ. Они не новые, а подержанные, но однозначно лучше тех, которыми их заменили - последние имели весьма высокую степень износа.


Новые автобусы "Янтаря". Фото: пресс-служба администрации Волгодонска

Кроме того, судя по официальным данным, ростовскому перевозчику удалось и улучшить показатели по выполнению плана вывода транспорта на линию, установленного договором. Если еще в августе «Янтарь» выпускал 58% подвижного состава, то в декабре этот показатель достиг 80%. А муниципальный перевозчик, если верить администрации, так и вовсе недавно добился выполнения плана на все 100%.

Мнимое достижение плана?

Цифры эти, безусловно, красивые, но есть один нюанс - сама концепция транспортной реформы с октября прошлого года претерпела значительные изменения. Изначально предполагалось, что в Волгодонске общественный транспорт будет курсировать по 29 маршрутам (19 маршрутов у «Янтаря» и 10 маршрутов у «ГПТ»).

На сегодняшний день, маршрутов осталось 24 - городская транспортная комиссия якобы за ненадобностью освободила «Янтарь» от обслуживания четырех маршрутов, а «ГПТ» - от одного маршрута. Само собой, план выхода на линию при меньшем количестве маршрутов выполнять стало намного легче.

Были ли эти маршруты действительно невостребованными? Однозначно сказать сложно. О востребованности отмененного маршрута №13, например, не раз сообщали жители бывшей станицы Старо-Соленовской, по которой по этому маршруту предполагалось курсирование транспорта. Вот только самих автобусов в Старо-Соленом никто особо и не видел. Вот такой он был невостребованный этот маршрут №13.

Кроме него, в разные периоды 2022 года в Волгодонске отменили маршруты №10, 11, 16А и 90. В то же время были скорректированы маршруты №6, 7, 8, 16, 18 и 51. В результате всех этих изменений общественный транспорт даже на бумаге перестал курсировать по улице Прибрежной, по улицам Заводским в районе промзоны за заводом «Атоммаш», меньше транспорта стало на улице Гагарина, а также на ветке Горького/Пионерская.

Фактически, система маршрутов была изменена до того состояния, когда транспортная реформа еще не была приведена в действие. А ведь она задумывалась, прежде всего, для того, чтобы связать между собой как можно больше периферийных улиц и доставлять на общественном транспорте работников до производственных предприятий. По сути, этой цели добиться не удалось - маршруты лишь поменяли номера. Ну и, конечно, несколько местных перевозчиков остались без работы, а на их место пришли ростовчане.

Отметим, что при вступлении в должность глава администрации Волгодонска Сергей Макаров называл одной из ключевых задач на своем посту улучшение работы общественного транспорта. Добиться этого собирались, в том числе учитывая пожелания пассажиров - в феврале транспортный отдел департамента строительства и городского хозяйства объявил о приеме предложений на электронную почту ведомства.

Сейчас уже можно сделать вывод, что пожелания горожан учтены не были. Одно из самых популярных мнений среди пассажиров заключалось в том, что необходимо вернуть упраздненный в ходе транспортной реформы маршрут №22, а также скорректировать маршрут №12, который с октября прошлого года стал делать большой крюк через «Атоммаш».

Во время февральского прямого эфира, на тот момент замглавы администрации по ЖКХ Вадим Кулеша сообщал о том, что власти готовы рассмотреть эти пожелания. «Мы готовы вернуть маршрут №22 и создать новый маршрут, аналогичный старому №12», - утверждал тогда Вадим Кулеша. Как можно заметить, ни того, ни другого сделано не было.

Ростовчане согласились на суд... И не зря

Этот год запомнится еще и попытками властей Волгодонска повлиять на «Янтарь» методом кнута (без пряника). Департамент строительства и городского хозяйства дважды за этот год подавал исковые заявления в суд на «Янтарь» с требованием об уплате штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения перевозчиком условий договора.

Муниципальный перевозчик, к слову, со штрафами соглашался и исправно их платил - в августе, к примеру, из 150 000 требуемых рублей в казну города им было переведено 60 000 рублей.

«Янтарь» же согласился судиться, и, судя по всему, в компании результатами судебных тяжб остались довольны. Так, 15 декабря Арбитражный суд Ростовской области удовлетворил исковые требования ДСиГХ только на 88 500 рублей, хотя администрация просила суд взыскать с перевозчика неустойку в размере 295 000 рублей, предоставив суду доказательства о случаях невыхода транспорта на линию из системы «Электронный проездной» - по ней через ГЛОНАСС можно отследить движение общественного транспорта.

Снизить размер неустойки суд решил, дабы не нарушать баланс интересов сторон. Таким образом, суд посчитал, что предъявленные требования несоразмерны наступившим последствиям в результате действий «Янтаря».


Не исключено, что аналогичное решение суд примет и по второму исковому заявлению, очередное заседание по которому назначено на 26 декабря. По этому делу сумма исковых требований составляет 345 000 рублей, однако ранее в администрации сообщали о том, что общая сумма требований к «Янтарю» достигла одного миллиона рублей.

Примечательно, что данные исковые требования были востребованы «Янтарем» довольно истерично. В августе ростовский перевозчик в ответ на требования администрации потребовал суд признать договор с ней недействительным. Любопытно, что большинство читателей «Блокнота» инициативу перевозчика поддержало, однако чуть позже замглавы администрации по городскому хозяйству Павел Бузуверов выразил мнение, что ростовчане блефуют.


Читатели "Блокнота" поддерживают уход "Янтаря" из Волгодонска

- Перевозчик «Янтарь» продолжает оказывать транспортные услуги согласно заключенному в августе 2021 года контракту. Его желание расторгнуть договор было обусловлено нежеланием производить оплату штрафов за ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Он обратился с соответствующим требованием в суд, но тот ему отказал, приняв правильное решение. Если бы решением суда договор был бы отменен, никаких штрафных санкций мы применить к нему уже не смогли, - сообщал тогда Павел Бузуверов.

К слову, сам «Янтарь» без дела не сидел. В то время как администрации Волгодонска удалось отсудить у него за первые пять месяцев работы только 88 500 рублей, в июле суд удовлетворил два исковых требования ростовского перевозчика к Министерству финансов региона почти на 30 миллионов рублей за бесплатную перевозку региональных и федеральных льготников.

Минфин, к слову, с таким положением дел впоследствии не согласился и дошел до кассационной инстанции. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа решение ростовского суда по региональным льготникам отменил (на 13,8 миллионов рублей), а вот по федеральным оставил в силе (на 16,1 миллионов рублей). По региональным льготникам Арбитражному суду Ростовской области велено решено пересмотреть.

Московский подарок оказался в обслуживании слишком дорогим

Традиционно менее критикуемый в Волгодонске муниципальный перевозчик в этом году обзавелся 25 дополнительными транспортными средствами, поступившими на его баланс в качестве подарка из Москвы и Санкт-Петербурга. Из столицы Волгодонску были переданы 20 бывших в употреблении автобусов, из культурной столицы - 5 таких же троллейбусов.


Подаренные Волгодонску автобусы и троллейбусы

Казалось бы, «старый новый» транспорт должен был только снизить количество проблем у предприятия, но нет тут-то было. Во-первых, те же автобусы уж больно долго перерегистрировались, что вылилось в бесконечное количество невыполненных чиновниками обещаний, что, откровенно говоря, раздражало жителей.

Сначала в феврале пресс-служба правительства области пообещала, что автобусы начнут курсировать в марте. Затем на тот момент директор «ГПТ» Павел Бузуверов озвучил новые сроки: автобусы - в апреле, троллейбусы - в мае. Этого не произошло, и в июне глава администрации Сергей Макаров сообщил о том, что автобусы точно выпустят на линию до конца месяца, а вот с питерскими троллейбусами все сложнее - мэрия этого города медлит с переоформлением документов.

Наконец, в июле по Волгодонску пустили два «московских» автобуса. В пресс-релизе администрации было указано, что данная партия транспортных средств будет использована в качестве резерва для оранжевых. Горожане этого явно не оценили - неужели такое количество транспорта будет простаивать и гнить за ненадобностью?

Как выяснилось, все намного прозаичнее. В декабре директор департамента строительства и городского хозяйства Руслан Чепур доложил о том, что поступившие на баланс автобусы работают на дорогом дизеле, а запчасти в них импортные, поэтому пока использовать их нецелесообразно.

Повышение стоимости проезда

По этой же причине в Волгодонске с 1 декабря повысилась стоимость проезда в общественном транспорте: до 27 рублей при оплате картой и до 30 рублей при оплате наличными. До этого стоимость проезда составляла 24 рубля, а установлена она была, кстати, 1 октября 2021 года - в период реформирования системы общественного транспорта. А ведь тогда стоимость проезда повышали как раз в качестве стимула для нового перевозчика из Ростова работать хорошо.


Замглавы администрации Волгодонска по экономике Игорь Столяр

По словам заместителя главы администрации Волгодонска по экономике Игоря Столяра, очередное повышение стоимости проезда связано с убытками, которые терпят перевозчики. Так, например, убытки муниципального перевозчика по итогам 2021 года составили 16,5 миллионов рублей.

При этом стоимость некоторых запчастей для транспортных средств за последнее время выросла на 50%. Как сообщил Игорь Столяр, «ГПТ» в этом году повысило зарплаты водителям на 20% - сейчас водители троллейбусов получают в среднем 40 000 рублей, водители автобусов - 50 000 рублей. Совокупность этих факторов, по словам чиновника, и стала причиной повышения стоимости проезда для горожан.

Другие проблемы с общественным транспортом

Повышение зарплат водителям, судя по всему, не стало стимулом для того, чтобы у дверей перевозчиков выстроились очереди из этих самых водителей. Примечательно, что нехватку персонала с момента реформирования системы общественного транспорта оба перевозчика использовали как универсальное объяснение всем бедам.

При этом проблемы были и остаются с уже существующим персоналом. Только, если раньше, во времена пандемии, отсутствие автобусов и троллейбусов на улицах города объяснялось массовой заболеваемостью коронавирусом и другими болезнями среди водителей, то недавний аргумент сразил читателей «Блокнота» наповал.

Во время заседания координационного совета Общественной палаты Волгодонска была озвучена новая причина - по понедельникам транспорт якобы отсутствует из-за непрохождения водителями медкомиссии - в их крови обнаруживают остаточный после выходных алкоголь.

Электробусы

На фоне тотальной нехватки в Волгодонске водителей любопытной выглядит новость о планах Министерства транспорта Ростовской области приобрести для региона 40 электробусов и 10 зарядных станций к ним, из которых 10 электробусов и 4 зарядные станции будут в 2023 году переданы Волгодонску, а остальное - Ростову-на-Дону и Таганрогу. Общая стоимость приобретаемого имущества оценивается в два миллиарда рублей.


Электробус марки "КамАЗ". Фото: мэрия Москвы

Предпосылкой к появлению на Дону электробусов стало подписанное в октябре в Казани делегацией из Ростовской области соглашения с компанией «КамАЗ» и ИТ-компанией «Ситроникс». Последняя намерена поставлять в регион зарядную инфраструктуру.

Хоть выбор и пал на электробусы «КамАЗа», но еще семь лет назад на тот момент заместитель главы администрации Волгодонска по городскому хозяйству Александр Милосердов рассказывал о неких планах по запуску электробусов к микрорайонам В-4, В-6, В-16, В-17 и В-7 по улицам Гагарина и Маршала Кошевого, а в феврале текущего года сити-менеджер Сергей Макаров сообщал о ведении переговоров с белорусским концерном МАЗ по приобретению и опытной эксплуатации электробусов.

В общем, чем черт не шутит - гляди, в следующем году волгодонцы уже будут ездить и на отечественных, и на белорусских электробусах. Осталось только водителей найти, если, конечно, транспортные средства не будут беспилотными, как знаменитые «Теслы».

Антинародные законы

2022 год войдет в историю Волгодонска и всей Ростовской области, как год, когда депутаты Законодательного Собрания региона приняли очень противоречивый закон - с их подачи с 1 апреля нескольким категориям граждан отменили бесплатный проезд в общественном транспорте, включая проезд на внутриобластном маршруте Ростов-Волгодонск.

Под руку нового закона попали труженики тыла, граждане, пострадавшие от политических репрессий, а также ветераны труда. Вместо этого им стали ежемесячно перечислять 1 000 рублей в месяц. Официально это было преподнесено, как реакция на просьбу самих льготников, проживающих в сельской местной и не пользующихся общественным транспортом. Истинная причина со временем все же вскрылась.

Как выяснилось, областной бюджет просто устал терять лишние деньги на возмещении денег перевозчикам, которые добиваются этого через суд за счет провоза льготников. Камнем преткновения стало отсутствие в общественном транспорте специальных устройств, которые фиксировали бы количество перевезенных пассажиров. Ростовский перевозчик, как уже ранее упоминалось, смог взыскать таким образом с Министерства финансов 30 миллионов рублей.

Впрочем, проблемы областного бюджета мало волнуют простых граждан, и после принятия депутатами закона ветераны труда стали максимально отстаивать свои права - высказывались через рубрику «Хочу сказать» в «Блокноте» и ставили подписи под требованием вернуть им льготы. Позже депутат Заксобрания от Волгодонска Алексей Мисан отвез подписи коллегам.

В Волгодонске таких подписей набралось около 700, и это явно противоречило словам губернатора Василия Голубева о том, что 70% ветеранов труда поддерживают изменения. Впрочем, это было очевидно - ветераны труда не раз приводили в пример стоимость проезда на маршрутке из Волгодонска в Ростов, которая составляет на сегодняшний день более 700 рублей.

К счастью, здравый смысл победил. После негодования и сбора подписей уже 23 марта, то есть в период, когда закон еще не вступил в силу, депутаты Заксобрания создали рабочую группу для пересмотра положений закона. Уже тогда сообщалось, что нужен компромисс: дать ветеранам труда право выбирать - ежемесячно получать денежную компенсацию или бесплатно ездить в автобусах.

Наконец, 15 декабря депутаты Заксобрания вернули ветеранам труда право бесплатного проезда в общественном транспорте, однако действовать оно начнет только с 1 мая 2023 года. По умолчанию, льготники продолжат получать денежную компенсацию (в следующем году ее размер составит 1 055 рублей), а желающим бесплатно ездить в общественном транспорте придется с 9 января по 20 февраля 2023 года написать соответствующее заявление в МФЦ или в департамент труда и социального развития, а также получить специальную транспортную карту для использования в общественном транспорте.

Уживутся ли в Волгодонске два оператора?

Компромисс стал возможен благодаря решению, которое было достигнуто 2 декабря на встрече Василия Голубева с мэром Москвы Сергеем Собяниным. Речь идет о повсеместном внедрении в донском крае транспортной карты «СберТройка», которой местные жители смогут пользоваться и в столице России.


Губернатор Ростовской области Василий Голубев и мэр Москвы Сергей Собянин. Фото: пресс-служба правительства Ростовской области

Одновременно было решено оборудовать весь общественный транспорт Ростовской области теми самыми «умными устройствами» в количестве 3 001 единицы. Правда, до сих пор непонятно, как это будет реализовано в Волгодонске, где терминалы повсеместно установлены еще с 2020 года.

Проблема заключается даже не в самих устройствах, а в операторе, который в городе обслуживает всю систему приема безналичных платежей в общественном транспорте, а также выпускает единую городскую транспортную карту «Путь». Речь идет о краснодарской компании «Час пик», с которой недавно продлили договор до июля 2024 года за 19 миллионов рублей.

Впрочем, когда речь о внедрении в Волгодонске карты «Сбербанка» только зашла, Павел Бузуверов сообщал «Блокноту», что теоретически сервисы смогут работать параллельно. Как будет на практике, покажет время.

Мост строится, а что с улицами Отдыха и Волгоградской?

В 2022 году в Волгодонске была практически завершена основная часть работ по строительству моста через Сухо-Соленовскую балку. Для сравнения, в феврале текущего года строительная готовность объекта составляла 53%, сегодня она составляет более чем 77%. Все пролеты, к слову, уже установлены - помимо прочего, подрядчику осталось выполнить отделочные работы.


Третий мост по состоянию на 1 октября 2022 года. Фото взято из видео Сергея Гибкова

Этим он и будет заниматься в 2023 году, и именно в следующем году запланировано открытие объекта. Сроки сдачи моста уже несколько раз переносили - изначально его планировали ввести в эксплуатацию 20 октября 2024 года, однако на расширенном заседании коллегии, посвященном итогам социально-экономического развития города, Сергей Макаров называл уже другую дату - 1 октября 2023 года. А совсем недавно пресс-служба администрации сообщила о том, что благодаря опережающим темпам при оптимистичном прогнозе пуск моста может быть осуществлен уже в июне 2023 года.


Перекрытая улица Прибрежная

Однако водителям этот год запомнится не опережающими темпами возведения моста, а скорее регулярными перекрытиями улицы Прибрежной. Эта магистраль в Волгодонске была недоступна для автомобилистов на протяжении трех месяцев - в начале года ее перекрывали на длительный срок вплоть до 27 дней, а к концу года перекрытия стали носить менее длительный характер и сопровождались паузами на выходные.

Связано это было с работами по установке пролетов автомобильной развязки в этом месте. Примечательно, что перед каждым перекрытием в городских СМИ не единожды размещалась соответствующая информация, однако для некоторых автомобилистов это становилось неожиданностью, и их не останавливали даже установленные на путепроводе знаки, свидетельствующие об ограничении движения. Так или иначе, недоступность одной из улиц в Волгодонске приводила к регулярному образованию пробок на улице Морской.

Заасфальтированному проспекту Лазоревому - быть

На противоположной стороне строящегося моста в новой части города в следующем году должно начаться строительство подъездной дороги на проспекте Лазоревом от улицы Заречной до улицы Карла Маркса. На эти цели городу из бюджета области выделено 362,7 миллионов рублей, еще 4,5 миллионов рублей будут привлечены из местного бюджета.


Так выглядит проспект Лазоревый сейчас

По условиям будущего договора, завершить работы планируется в течение двух лет, то есть третий мост может быть открыт в тот период, когда четырехполосная магистраль будет еще строиться. Сейчас эта дорога протяженностью порядка 1,7 километров сменяется грунтом, щебнем и бетонными плитами.

Когда отремонтируют Отдыха, Волгоградскую и Бетонную?

Строительство новой дороги - это, безусловно, хорошо, но что насчет тех дорог, которые мостостроители разрушили за три года, подвозя к месту возведения третьего моста сыпучие материалы? Речь идет о многострадальных улицах Волгоградской и Отдыха.


Улица Отдыха

Впервые на эту проблему «Блокнот» обратил внимание еще летом 2021 года. С тех мало что поменялось, несмотря на то, что после «шумихи» в СМИ подрядная организация «Ростовавтомост» предпринимала попытки отремонтировать эти магистрали. Само собой, тогда ограничились только ямочным ремонтом, но сегодня волгодонцы опасаются, что полноценного ремонта с заменой дорожного покрытия может и вовсе не состояться, и вот почему.

Совсем недавно обещание властей города на эту тему было благополучно не исполнено. В ноябре «Блокнот», проводя собственное расследование, обращался к заместителю главы администрации Волгодонска по строительству Юрию Забазнову, который заверил нас в том, что компания «Ростовавтомост» собственными силами и за счет собственных средств начнет ремонтировать эти дороги уже в ноябре, когда завершится разработка карьера в районе баз отдыха и доставка песка к месту строительства моста.

В конце ноября, не обнаружив на этих улицах следов ремонта, «Блокнот» обратился уже к главе администрации Волгодонска Сергею Макарову в ходе его итогового отчета за 2022 год. Тогда градоначальник ответил, что транспортировка песка еще продолжается, и надо потерпеть до весны 2023 года. Учитывая, что между властями и подрядчиком никаких договоров подписано не было, как бы не возникло ситуации, когда «Ростовавтомост», завершив возведение моста, не собрал вещи и с чистой душой не вернулся на родные ростовские просторы, оставив волгодонцев не у дел.

Примечательно, что выбранный подрядчиком для подвоза песка маршрут тяжело назвать оптимальным. Перед началом строительства ряд общественников согласовали другой маршрут - через ранее упомянутый проспект Лазоревый, где асфальтовую дорогу не пришлось бы ремонтировать, потому что ее и вовсе пока нет. Но доставлять песок было решено почему-то по-другому.


Схема движения большегрузов

Был и еще один вариант, который по каким-то причинам не рассматривался. Об этом говорил и главред сети «Блокнот.ру» Олег Владимирович Пахолков. Он требовал от губернатора Ростовской области Василия Голубева обратиться в прокуратуру на тему коррупционной составляющей в нецелесообразных контрактах по добыче и транспортировке песка к стройплощадке.

Дело в том, что Волгодонск находится на реке Дон и мост через Цимлянское водохранилище - это тоже часть реки Дон. Ранее при строительстве крупных объектов песок для них подвозили на баржах. Это очень простой и экономный вариант, ведь весь Волгодонск стоит на песке. Одним из самых выгодных вариантов добычи песка для строительства третьего моста являются именно баржи. Для этого достаточно было взять баржи, намыть песок и привезти его по воде, при этом не пострадала бы ни одна городская дорога.


Как могли бы подвозить песок к стройке, если бы обратились к Волгодонскому порту

И с этой задачей отлично бы справился Волгодонской порт, который ждал этот заказ и они были готовы к этому колоссальному объему работ. К слову, расстояние, которое бы проходили баржи, равняется примерно одному километру. А большегрузы преодолевают порядка 10 километров по городским дорогам. Но подрядчик из Ростова решил пойти другим путем, через городские дороги. Поэтому вопрос экономии, о котором ранее твердил подрядчик, достаточно спорный. Может, они себе заработали, а нам уже убили дороги.

Тем временем, пока волгодонцы активно критикуют строительную компанию «Ростовавтомост» за две разрушенные дороги, депутат Волгодонской городской Думы Алексей Плотников обратил внимание на еще одно проблемное место. Это улица 2-я Бетонная. Там из-за грузовиков во многих местах образовалась ненормативная колея.

До Ростова на пассажирских судах

Надо сказать, что 2022 год был еще годом, полным амбициозных проектов, которые пока, правда, существуют только на бумаге. Так, в декабре в Министерстве транспорта Ростовской области сообщили о том, что ведомством прорабатывается возможность восстановления регулярных перевозок пассажиров водным транспортом. В частности, сообщалось о планах возобновить перевозки по маршрутам «Ростов-на-Дону - Азов - Таганрог», а также «Ростов-на-Дону - Старочеркасск - Семикаракорск - Константиновск - Романовская - Волгодонск».

На совещании под председательством замминистра транспорта Дмитрия Беликова присутствующие пришли к выводу, что из-за значительной протяженности маршрутов будет целесообразно использовать суда на подводных крыльях. Правда, только в светлое время суток, и необходимо будет предусмотреть места зимнего отстоя и ремонта судов.

Позже стало известно, что минтранс даже уже «присмотрел» два речных судна, которые собирается приобрести в 2023 году. Речь идет о судах «Валдай 45Р», а к 2025 году планируется приобрести два морских судна «Метеор 120М». Строиться суда будут на верфи ЦКБ по СПК имени Ростислава Алексеева в Нижнем Новгороде. Общая стоимость планируемого к приобретению транспорта составит 1 миллиард 840 миллионов рублей. Получить транспорт планируется методом долгосрочной аренды (лизинг) сроком на 25 лет с авансовым платежом в 0% и лизинговой ставкой в 2,5% годовых.


Морское судно «Метеор 120М». Фото: минтранс Ростовской области

Помимо внутрирегиональных маршрутов, минтрансом рассматривается возможность организации регулярных водных пассажирских маршрутов, конечными пунктами которых станут такие города, как Ейск в Краснодарском крае и Керчь в Республике Крым.

Похоже, что в правительстве области реализацией данной идеи заинтересованы всерьез, ведь недавно ее поддержал и губернатор региона Василий Голубев. Он, в свою очередь, поддержал идею создания судоходной компании, которая будет осуществлять речные и морские пассажирские перевозки. При этом в правительстве считают необходимым участие государства в будущей компании в том числе для того, чтобы регулировать стоимость перевозок, делая ее доступной для населения. В областном правительстве готовы и компенсировать перевозчику убытки, связанные с низкой стоимостью проезда.

Отметим, что скоростные суда для пассажирских перевозок использовались в Ростовской области в советские годы. Первый пробный рейс на судне «Ракета» был совершен в октябре 1960 года между Ростовом и Константиновском. После для этих целей уже использовали более совершенные «Метеоры» и «Восходы». При отсутствии волнения «Метеор» мог разгоняться до 60-65 километров в час.


Схема движения скоростных судов Волго-Донского речного пароходства. Ростов-на-Дону, 1967 год. На плакате можно увидеть и изображение старого речного вокзала в Ростове-на-Дону. Из фондов Донской государственной публичной библиотеки

Две самые длинные пассажирские линии в Ростовской области соединяли Ростов с Волгодонском и Каменском-Шахтинским. На линии Ростов - Волгодонск судно делало остановки на Раздорской, Кочетовской, Константиновской, Семикаракорской, Мариинской, Николаевской и Романовской пристанях. Линия на Волгодонск считалась экспрессом. На ней «Метеор» следовал с ограниченным количеством остановок. С распадом Советского Союза регулярные пассажирские перевозки по воде канули в лету.

Сейчас в европейской части России регулярные пассажирские перевозки судами на подводных крыльях осуществляются между городами Ярославль и Рыбинск. Длина пути по этому маршруту составляет около 100 километров, время в пути - два часа, стоимость билета - порядка 300 рублей.

Исходя из этого, можно попробовать высчитать ориентировочную стоимость билета на судне от Волгодонска до Ростова. Учитывая, что расстояние по воде составляет более 250 километров, то цена билета можно достичь 750 рублей. Время в пути по аналогии с ярославским маршрутом может составить более 5 часов, а учитывая необходимое время на прохождение шлюзов, которых по этому маршруту пять (строится шестой), то время поездки может быть еще большим.

Восстановление аэропорта "Волгодонск"

Информационные сообщения о том, что власти Ростовской области хотят возродить аэропорт «Волгодонск» в Цимлянском районе, появлялись с некоторой периодичностью все последние годы, однако всерьез эти слова мало кто воспринимал - большинство считало их обычным популизмом. Особенно это касалось слов губернатора региона Василия Голубева.

Но в 2022 году ситуация приняла крутой оборот. На фоне нефункционирующего уже на протяжении 10 месяцев ростовского аэропорта «Платов», который находится в опасной близости к зоне СВО, в восстановлении аэропорта «Волгодонск» появился смысл.

И даже чиновники, которые раньше ограничивались одними амбициозными комментариями в СМИ, пошли дальше - 20 июля на взлетно-посадочной полосе авиагавани состоялось выездное совещание с участием заместителя министра транспорта Ростовской области Дмитрия Беликова, глав администраций Волгодонска и Цимлянского района Сергея Макарова и Владимира Светличного, а также представителей регионального министерства транспорта, Росимущества и службы эксплуатации аэропорта «Платов».

Поводом для этого стал тот факт, что готовность в финансировании проекта проявили довольно крупные игроки - концерн «Росэнергоатом» и ООО «Группа Агроком» бизнесмена Ивана Саввиди. Правда, после выездного совещания выяснилось, что у потенциальных инвесторов есть свои условия.

К примеру, ООО «Группа Агроком», планирующее заниматься организацией авиаперевозок, а также производить обслуживание и ремонт самолетов и вертолетов, призывает к тому, чтобы восстановлением взлетно-посадочной полосы занялось правительство России. Если такая договоренность будет достигнута, то инвесторы, в свою очередь, построят новый пассажирский терминал с необходимой инженерной инфраструктурой.

Росавиация, в свою очередь, выдвинула тогда требования - аэропорт «Волгодонск» должен стать региональным. В таком случае будет установлена приаэродромная зона радиусом 15 километров и два направления для взлета и посадки самолетов протяженностью 30 километров с углом захода на полосу 15 градусов по горизонтали. В зоне ограничения не должно быть зданий и сооружений выше 12 метров.


Аэропорт "Волгодонск" в Цимлянском районе

Дмитрий Беликов тогда отмечал, что аэропорт «Волгодонск» может быть включен в план развития малой и региональной авиации России по государственной программе «Развитие транспортной системы». Поможет в этом и правительственный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры России. К тому же взлетно-посадочная полоса находится в удовлетворительном состоянии. Впрочем, и ее необходимо будет привести в соответствие современным требованиям.

В тот день присутствующие на заседании представители разных организаций пришли к выводу, что необходимо создать дорожную карту развития аэропорта, а также определиться с типом принимаемых самолетов и направлений полетов. Вероятнее всего, планируется задействовать авиасообщение с 24 населенными пунктами, включая Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

С тех пор, правда, разговоры о возрождении аэропорта «Волгодонск» подозрительным образом утихли. Неужели на этом амбициозные планы закончатся, и все это останется лишь мечтой и воспоминаниями граждан, которые когда-то наблюдали работающую авиагавань и даже пользовались ее транспортными услугами?

Волгодонск - город без парковок?

За три года возле БСМП так и не расширили парковку

В этом году в Волгодонске серьезно обострилась ситуация с доступностью парковок. В одночасье она начала носить массовый характер, и проблемы возникают на разных уровнях: начиная от бытового, когда парковки под домом не поделили соседи, заканчивая законодательным, когда депутатский корпус уже несколько лет подряд не может добиться обустройства одной парковки возле медицинского учреждения.

Начнем с последнего случая. Речь идет о парковке напротив БСМП. Существующая в этом месте небольшая территории под транспортные средства, очевидно, давно перестала удовлетворять нужды приезжающих пациентов. Об этом впервые заговорили еще депутаты городской Думы прошлого созыва в 2019 году, когда поручали на тот момент директору ДСиГХ Александру Бубну подготовить смету на расширение парковки в этом месте.

С тех пор прошло уже целых три года, а новой парковки напротив БСМП, как не было, так и нет. Вновь этот вопрос был поднят в июне 2021 года, затем в октябре 2021 года, а также в июне 2022 года и даже в октябре 2022 года.


Парковка напротив БСМП

Дело дошло, откровенно говоря, до абсурда: на очередном заседании депутаты вдруг обнаруживали, что выделенные с их подачи из бюджета деньги на эти цели были использованы для других нужд. В последний раз директор ДСиГХ Руслан Чепур доложил депутатам, что в случае экономии средств дополнительные парковочные места появятся возле БСМП в первом квартале 2023 года. Примечательно, что в 2021 году на тот момент замглавы администрации по ЖКХ Вадим Кулеша говорил практически то же самое. Тогда экономии средств не случилось.

Водителей ограничивают в правах?

Следом за депутатским корпусом в этом году отличались и другие ведомства. Наиболее абсурдной стала ситуация на улице Думенко, где в марте была запрещена остановка транспортных средств в прилегающем «парковочном кармане». Таким образом члены рабочей группы по вопросам безопасности дорожного движения собирались бороться с нелегальными торговцами в этом месте, но идея ожидаемо потерпела крах. В июле здравый смысл победил, и знаки в этом месте убрали.

Еще одно неоднозначное решение было принято летом этого года по отношению к парковке возле гипермаркета «Магнит». Там были установлены знаки «Остановка запрещена в период с 23:00 до 06:00» с той целью, чтобы молодежь перестала в ночное время суток громко слушать музыку, тем самым донимая жителей соседних домов. Результаты этого решения еще предстоит оценить следующим летом, однако вопросы к нему возникают уже сейчас.


Знак "Остановка запрещена" на парковке возле гипермаркета "Магнит"

Дело в том, что знаки были установлены лишь с одной стороны стоянки, и молодым людям ничто не мешает перебазироваться на ее другую часть. При этом правоохранительным органам и до этого ничто не мешало вмешиваться в ситуацию, фиксируя превышение уровня шума, установленного местными законами. Будут ли правоохранительные органы отслеживать и привлекать к ответственности нарушителей ПДД сейчас - большой вопрос.

А в ноябре текущего года один из присутствовавших на встрече с сити-менеджером Сергеем Макаровым в ДК «Октябрь» житель предложил градоначальнику рассмотреть уж совсем странное предложение - запретить парковку вдоль проспекта Курчатова.


Скопление припаркованных автомобилей на проспекте Курчатова

Таким образом горожанин хочет решить проблему с оставленными в этом месте транспортными средствами работников «Атоммаша». А в декабре представители судебной системы призвали запретить водителям оставлять автомобили вдоль дополнительной проезжей части между зданием суда и улицей Морской. С учетом сложившегося в городе дефицита парковок оба предложения эти, мягко говоря, неоднозначные.

О том, что проблема становится масштабной, говорит и тот факт, что количество парковок в городе не только не увеличивается, но и даже уменьшается. В ноябре предприниматель предложил построить на месте автостоянки на Морской трехэтажный офис, а на В-5 на улице Ленинградской в районе пересечения с улицей Энтузиастов вместо ранее функционировавшей большой автостоянки могут появиться большие торговые ряды. При этом новая строительная площадка в районе дома №22А по проспекту Курчатова, изначально предназначавшаяся в качестве парковки, по документам недавно превратилась в землю под очередной магазин.


На этой площадке вместо парковки появится магазин

Примечательно, что совсем неподалеку от этого места, во дворах по улице Маршала Кошевого, стражи порядка привлекали к ответственности водителей, частично оставлявших свои транспортные средства на газоне. В полиции тогда отмечали, что наказание для граждан за такое правонарушение составляет от 300 до 3 000 рублей.

Наконец, бороться за парковочные места во дворах своих многоквартирных домов стали и сами жители. О незаконной установке блокираторов соседями сообщали в этом году «Блокноту» жители дома №45 по улице Ленина, жители дома №13 по улице Индустриальной и жители дома №39 по проспекту Курчатова.


Блокираторы рядом с домом №13 по улице Индустриальной

Остановки, как дороги

Ситуация с остановочными павильонами в этом году в Волгодонске была схожа с той, что происходила и с дорогами: доведя ее до катастрофичной, под конец года администрация исправилась.

Наиболее резонансными в уходящем году событиями с автопавильонами стал их неожиданный демонтаж на остановках «Проспект Строителей» и «Путепровод» в апреле и мае соответственно. В обоих случаях власти сетовали на то, что конструкцию демонтировали и увезли с собой предприниматели, которые вели в этих местах бизнес, а элементы остановок им, собственно, и принадлежал.


Площадка без остановки на улице Морской

«Демонтаж остановки на проспекте Строителей стал для нас событием неожиданным, поскольку предприниматель, который осуществлял деятельность, досрочно завершил работу», - утверждал тогда замглавы администрации по ЖКХ Вадим Кулеша.

Последовавшая за этим процедура приобретения новой остановки для проспекта Строителей также взбаламутила общественность. Проблема заключалась в начальной стоимости торгов - новая остановка должна была стоить не более 871 000 рублей.

- Прочитал в СМИ, что стоимость остановочного комплекса на проспекте Строителей составит 871 000 рублей. Откуда такая цена? Рентабельно ли для нашего города закупать остановку почти за миллион, когда нам не хватает денег даже на ремонт дорог, а город постоянно берет кредиты? Нам отовсюду говорят, что необходимо экономить средства, затянуть пояса, а мы тут шикуем, - удивлялся на одном из заседаний депутатской комиссии парламентарий Геннадий Кудрявцев.


Депутат Волгодонской городской Думы Геннадий Кудрявцев

Впрочем, в результате торгов стоимость фирменной для Волгодонска остановки в стиле хай-тек удалось снизить до 691 тысячи рублей. Правда, и эту сумму читатели «Блокнота» посчитали завышенной. А вот усложнять себе жизнь, приобретая новый павильон для остановки «Путепровод», администрация не стала - туда перенесли павильон, находившийся ранее на проспекте Мира.

Ближе к концу года в Волгодонске произошла масштабная модернизация остановок - в городе установили 11 новых павильонов, стоимость которых составила 2,2 миллионов рублей. Большую часть от этой суммы город получил из бюджета Ростовской области после победы в региональном конкурсе «Сделаем вместе».


Установка нового автопавильона на проспекте Мира

Новые остановки появятся в следующих местах:

- две на проспекте Мира в районе пересечения с улицей Маршала Кошевого;

- три на улице Ленинградской в районе дома №34, в районе детского сада «Вишенка», а также в районе автостоянки;

- две на улице Маршала Кошевого в районе ФОКа РоАЭС;

- еще одна на улице Индустриальной;

- одна на проспекте Курчатова в районе автосалона «Сокол Моторс»;

- одна по улице Железнодорожной.

Будем ездить по-другому

Определенные изменения, пусть и в небольшом количестве, в 2022 году произошли и со схемой движения на некоторых улицах Волгодонска. Так, с января автобусам запретили разворот у дома №76 по улице Морской и на пересечении улицы Морской с бульваром Тягливого.


Новый знак перед пересечением улицы Морской и бульвара Тягливого. Фото: газета "Автолайн"

Ближайшим местом для разворота автобусов на Морской стало кольцо в районе переулка Первомайского. Поводом для этого стало дорожно-транспортное происшествие, которое случилось в октябре прошлого года на улице Морской - тогда столкнулись маршрутное такси и рейсовый автобус.

В июне же в Волгодонске проводились работы по обновлению дорожной разметки. После ее завершения автомобилисты обнаружили, что по переулку Первомайский на участке от улицы Ленина до улицы Морской нанесена одна сплошная линия по центру дороги.


Новая разметка на переулке Первомайском. Фото: сообщество волгодонских автолюбителей «АвтоTimes»

До этого на этом участке были нанесены две горизонтальные разметки - одна сплошная ближе к разделительной полосе, другая прерывистая ближе к тротуару. Таким образом, раньше водители, направляясь в сторону улицы Ленина, могли пользоваться двумя полосами движения, а направляясь в сторону улицы Морской, одной полосой. Теперь полос для движения осталось две.

А в июле в Волгодонске добавили дополнительную секцию к светофору, расположенному на улице Маршала Кошевого в районе пересечения с улицей Дружбы. С тех пор поворот на улицу Дружбы для водителей, направляющихся от проспекта Мира, стал регулироваться отдельно. Сделано это было для предотвращения ДТП - раньше водители, не желая ждать, предпочитали на свой страх и риск пытаться проскочить перед идущим транспортным средством, и это им не всегда удавалось.

За пешеходный переход в Волгодонске надо бороться

В октябре 2021 года в Волгодонске на несколько метров ближе к ТРЦ перенесли пешеходный переход на улице Весенней, который до этого располагался в крайне неудачном месте - почти на пересечении магистрали с путепроводом, из-за чего водители редко уступали желающим перейти дорогу гражданам.

А вот добиться обустройства цивилизованного подхода к нему удалось только в 2022 году, и то после того, как на неудобный подход обратили внимание читатели «Блокнота», а затем на публикацию редакции, в свою очередь, обратила внимание городская прокуратура. Тогда одно должностное лицо из администрации даже было привлечено к дисциплинарной ответственности. Вот так непросто жителям Волгодонска добиваться, казалось бы, базовых вещей в транспортной отрасли.

Волгодонску нужен периметр безопасности

В октябре на фоне событий, происходящих в России и мире, большую поддержку получило мнение одного жителя Волгодонска, который призвал местные власти и руководство правоохранительных органов вернуть по периметру города стационарные посты ДПС. Несколько лет назад они были ликвидированы по всей Ростовской области, однако теперь их наличие, по мнению жителей, имеет важное значение.

Дело в том, что 19 октября президент России Владимир Путин сделал Ростовскую область регионом со средним уровнем реагирования. Среди прочего, этот режим подразумевает усиление охраны общественного порядка и обеспечение общественной деятельности. И действительно, в последнее время водители стали замечать, что сотрудники ГИБДД круглосуточно дежурят на въездах в город. Без блок-постов они вынуждены делать это в холоде, не имея возможности элементарно справить нужду и согреться.

Вечная война администрации с "Ростелекомом"

В Волгодонске до сих пор не подошла к концу эпопея с освещением улиц города. Подписанный летом 2020 года энергосервисный контракт с филиалом краснодарского «Ростелекома» до сих пор становится предметом споров между крупнейшей российской телекоммуникационной компанией и администрацией города.

Чаще всего это происходит по одной и той же схеме: депутаты на заседаниях обвиняют представителей администрации в том, что новые 8 000 энергосберегающих светильников то светят недостаточно ярко, то не светят вовсе. В итоге все приходят к выводу, что «Ростелеком» преднамеренно занижает световой поток для большей экономии средств и, соответственно, последующей собственной выгоды.

Затем, после того как события из заседания становятся доступны общественности через СМИ, «Ростелеком» высылает пресс-релизы, в которых сообщает, что не имеет технической возможности управлять световым потоком, а все технические неисправности с оборудованием устраняются сотрудниками компании в срок.

Продолжающийся из года в год спор, вероятнее всего, решен не будет. Судя по всему, придется ждать 2027 года - с этой даты завершится срок действия между сторонами «энергосервисного контракта», и департамент строительства и городского хозяйства будет единственным ответственным в этой истории лицом.

Напомним, что сейчас город оплачивает «Ростелекому» фиксированную плату за электроэнергию на основании данных об энергопотреблении за 2019 год. Взамен «Ростелеком» за свои деньги, а это 155,3 миллионов рублей, несколько лет назад заменил обычные светильники на светодиодные. После завершения действия энергосервисного контракта в 2027 году они должны проработать еще 6 лет. В это время город в теории сможет значительно сократить текущие затраты на уличное освещение.

Что скажет эксперт?

Подводя итоги года в транспортной отрасли, «Блокнот» обратился к известному в городе автоюристу Виталию Глебко. С ним мы поговорили на самые животрепещущие горожан темы.

Больше ли исков в суд в 2022 году подали водители на администрацию из-за поломок автомобилей после попадания в ямы?

Больше их не стало. Их было по-прежнему также много, как и в 2021 году. Я бы сказал, стабильно много. Самый большой иск в уходящем году был на 300 000 рублей.

О качестве ремонта дорог на путепроводе, проспекте Курчатова, Жуковском шоссе и улице Степной за 100 миллионов рублей.

Опираясь на отзывы многих водителей, могу сказать, что они недовольны. Недовольны, во-первых, самим асфальтом - на путепроводе он почему-то очень скользкий и бликует, я это тоже замечал. Во-вторых, есть претензии к тому, как выполнялись работы - в частности, асфальт поднимался, но места для разворотов почему-то оставляли нетронутыми, и такие участки превращались в корыта. Или взять, к примеру, люки ливневой канализации - после ремонта они оказались утоплены на 15 сантиметров. Это тоже нарушение ГОСТа, и опять же, водители могут попасть в них колесами.

На каких улицах Волгодонска необходим ремонт дороги в первую очередь?

Я считаю, что ремонтировать нужно, прежде всего, такие переулки, как Озерный и Пупкова. Объясню, почему. У нас город маленький, и все в нем взаимосвязано. Люди часто жалуются, что на проспекте Строителей в районе «торгового» часто возникают пробки. Многие утверждают, что происходит это из-за того, что в том месте разрешен поворот на кольце. Но это не так. Такие дороги, как Озерный и Пупкова являются запасными - через них люди выезжают на Весеннюю и дальше на путепровод. А если на этих дорогах ямы, то и ехать все будут через проспект Строителей - вот пробка там и образовывается.

Можно ли было избежать разрушения мостостроителями дорог на улицах Волгоградской и Отдыха?

В свое время мы добились того, чтобы маршрут подвоза материалов к месту строительства моста проходил через проспект Лазоревый. Да, там частично нет дороги, но для грузовиков это не принципиально. В итоге наши утвержденные маршруты подрядчиком почему-то игнорировались. Возможно, не хватило политической воли у администрации, активности у общественности, профессионализма у ГИБДД. На это могло повлиять все это вместе взятое, но факт остается фактом - использовались неутвержденные маршруты по улицам Волгоградской, Отдыха, Прибрежной и Весенней, в результате чего подрядчик разрушил дороги в этих местах.

Стоит ли верить подрядчику и администрации, что эти дороги отремонтируют весной 2023 года?

Насколько я знаю, твердого прописанного юридического обязательства не существует. Есть обещания, и мы только можем надеяться, что эти обещания будут выполнены.

Есть ли в Волгодонске проблемы с парковками?

Парковок в городе однозначно не хватает, и водители вынуждены оставлять машины на проезжей части. Это, в свою очередь, приведет скоро к тому, что уборочная техника не сможет выполнять свои функциональные обязанности. Можно ли это исправить? Конечно - парковки нужно обустраивать. Тем более, что положительные примеры есть - напротив торгового комплекса «Юность» сделали нормальную парковку. Также нужно поступать при строительстве всех коммерческих объектов. А у нас строят «Пятерочку», «Магнит» или какое-то другое здание, не предусматривая ни подъездные пути, ни парковки. Вернее, их предусматривают в минимальном количестве, а в процессе строитель и вовсе от них отказывается. После введения здания в эксплуатацию вдруг выясняется, что нет подъездного пути, негде ставить машины, и владелец объекта начинает обращаться в инстанции: «Давайте поставим туда пешеходный переход», на котором потом начинают сбивать людей. После этого он уже просит поставить там светофор, а потом «лежачего полицейского», и все эти проблемы нарастают, как снежный ком. Все это должно решаться еще на этапе проектирования, но этого не делается, и отсюда проблема с парковками.

И еще у нас, к сожалению, почему-то идет борьба с автомобилистами. К примеру, на улице Думенко возле стихийного рынка запрещали парковку, чтобы люди перестали в том месте торговать. Узнав об этом, я призывал отделять мух от котлет - одно от другого не зависит, и их план не сработает. Долго сопротивлялись, благо общественное давление привело к тому, что парковку удалось вернуть. А таких случаев по городу много - взять, к примеру, ту же улицу Ленина. Мало того, что ее перекрыли на ночь, так там еще и парковаться ночью запретили.

Об освещении автомобильных дорог в Волгодонске.

Администрация в последние два года занималась освещением. Его стало больше, а лампы были заменены на светодиодные, у них изменился световой поток. На мой субъективный взгляд водителя, не физика, в хорошую погоду они светят хорошо, а вот в плохую погоду освещения не хватает. Не считаю, что для автомобилистов и пешеходов стало лучше. К тому же остались проблемные места, где недостаточно или вовсе нет освещения. Взять, к примеру, бывшую остановку «Балатон» на улице Морской. Там очень плохой пешеходный переход, и он находится между столбами, из-за чего освещения там нет. Я замечал, что светодиодные светильники почему-то устанавливали по шахматной схеме - на одном участке дороги свет есть, на следующем оно отсутствует, и все это чередуется. А это, в свою очередь, плохо воздействует на водителя: лучше пусть будет стабильно видно не очень хорошо, чем вот такими обрывками.

В прошлом году «Блокнот» также подводил итоги 2021 года в сфере дорог, и наши читатели имели возможность оценить состояние дорог в Волгодонске по 5-балльной шкале. До «пятерки» тогда было далеко - средний балл по этому критерию составил 1,84.


Результаты опроса по итогам 2021 года

Узнаем мнение жителей

А заметили ли горожане изменения по дорогам в лучшую или худшую сторону в уходящем 2022 году? На поиск ответов на улицы Волгодонска вышел специальный корреспондент «Блокнота» Юрец.

- Мне не с чем сравнивать, потому что я только приехала из Украины. Могу сказать, что в Волгодонске дороги лучше, чем там, - ответила женщина.

- Единственная проблема заключается в том, что по городу передвигаются крупногабаритные транспортные средства, и речь идет не только о тех, что доставляют материалы к месту строительства третьего моста. Наш асфальт просто не предназначен для таких автомобилей - у нас скоростная дорога только на Жуковском шоссе есть. В результате их езды по городу у нас скатывается асфальт. Я бы поставил дорогам «4», - дал оценку дорогам прохожий.

- Я не заметил в этом году каких-либо изменений. По-моему, ямы на дорогах, как были, так и остались, куда не взглянешь - они везде. Хотелось бы, чтобы подремонтировали основные магистрали в городе. Единственное, что мне нравится - это то, как строится третий мост. Я на него из окна постоянно смотрю. Поставлю дорогам «3», - высказался волгодонец.

- Считаю, что для улучшения качества дорог не хватает финансирования. По трассе дороги делаются, а по городу не знаю. Оцениваю дороги на «3,5», - ответила на вопросы Юрца волгодончанка.

Ранее «Блокнот Волгодонск» выпустил итоги года в сфере экономики. Стригущая доходы инфляция, сахарная паника, санкции, спад в промышленности: как экономика Волгодонска пережила 2022 год - читайте в подробной статье, перейдя по ссылке.

А также итоги года в сфере образования. Массовая эвакуация школ, срыв капремонтов и увольнение вахтеров: каким стал 2022 год для сферы образования Волгодонска, и были ли успехи - читайте в подробной статье, перейдя по ссылке.

Хотите узнать об итогах в сфере медицины? Рекордные цифры по коронавирусу, смерть школьницы, ликвидация городского здравоохранения: каким войдет в историю медицины Волгодонска 2022 год — читайте в подробной статье, перейдя по ссылке.

Что важного произошло за год в спорте? Спортплощадки для «алкашей», катастрофическое безденежье и долгострой центра единоборств: каким запомнится волгодонцам спорт в 2022 году — читайте в подробной статье, перейдя по ссылке. 

Андрей Мордвинов

Новости на Блoкнoт-Волгодонск

Автомир Волгодонска

  Тема: Итоги 2022 года в Волгодонске  
Волгодонскновостидорогитранспортремонтитоги2022юристреформа
1
1
Народный репортер + Добавить свою новость